Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………...8
1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………..8
1.2 Характерные черты менеджмента…………………………………………11
1.3 Учет деятельности учреждения культуры………………………………...16
2. Организационно-экономические характеристики ночных клубов………21
2.1.Организационно-экономические характеристики ночных клубов
г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»……………………………….21
2.2 Научно-практическая значимость исследования ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»…………………………….….24
Заключение……………………………………………………………………....25
Литература…………………………………………………………..…………...27

Вложенные файлы: 1 файл

7 Вершинина итог.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Качественный учет – учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.

Примером документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сфере культуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов учреждений культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их деятельности.

Статистический учет и отчетность:

На основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется статистический отчет. Статистический отчет заключается в заполнении специальной табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Комитета по статистике (Госкомстата). В содержание такой формы входит подробная инструкция по ее заполнению, так что подготовка статистического отчета обычно особого труда не составляет – при условии хорошо налаженного текущего учета. В противном случае оформление статотчета превращается в «творчество» сомнительного характера.

Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архиве учреждения.

Вышестоящие инстанции иногда требуют в качестве приложения к статистическому отчету подробную пояснительную записку о деятельности учреждения культуры (годовой информационный отчет). Госкомстату такой отчет не требуется.

При всей уязвимости для критики действующих форм статистической отчетности они играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных о состоянии и работе сферы культуры в региональном масштабе и масштабе страны в целом. Поэтому статистические показатели не могут произвольно меняться – в этом случае может наступить так называемый «обрыв в статистике» – ситуация, делающая невозможным прослеживание тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе, затрудняет сопоставление различных периодов развития сферы и общества.

      Творческий отчет учреждений культуры:

В этом случае речь идет о специфических мероприятиях, на которых учреждения демонстрируют образцы достигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие отчеты могут проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).

Творческий отчет решает ряд задач:

– демонстрация лучших образцов работы;

– оценка итогов работы за определенный период;

– реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и его самого;

– вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.

Творческие отчеты имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент практически во всех других сферах и отраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей и другим акциям, носящим характер творческого отчета.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:

–    на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;

– сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);

–   итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

2 Организационно-экономические характеристики ночных клубов

2.1 Организационно-экономические характеристики ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»

В целом, данная структура имеет четко выраженные линии подчинения, предполагает прямое воздействие руководителя, в его руках сосредоточена вся полнота власти, на объект управления. На руководителя возлагается ответственность за направление и координацию текущей работы исполнителей.

Таким образом, на наш взгляд, организационная структура управления с элементами самоорганизации в самом общем случае должна состоять из нескольких взаимосвязанных уровней управления. Построенная система управления будет обладать высокой надежностью и эффективностью принятия решений за счет одновременного участия в процессе управления различных проблемно-целевых групп управления и разбиения решаемых задач на элементарные легко реализуемые подзадачи.

Эмпирическую базу  данной работы составили материалы социологических исследований,  проведенных в ночном клубе г.  Хабаровска.  Методами сбора первичной информации

выступали:  анкетный опрос,  глубинное интервью и включенное наблюдение.

Было опрошено 500  посетителей ночных клубов на основе квотной выборки, а так же по методу социального опроса в социальных сетях Интернета. В качестве экспертов выступили организаторы ночных клубов,  а также люди, задействованные в клубной инфраструктуре (ди-джеи, дизайнеры клубов и т.д.).

1. Уточнено социологическое содержание  понятия  «клуб».  Под клубом

понимается форма организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми на основе принятых норм и правил с целью реализации добровольной совместной деятельности.

2. Дана авторская трактовка понятия «ночной клуб», который рассматривается как территориально локализованная форма ночного

организованного досуга,  в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми,  преимущественно ориентированное на групповую реализацию гедонистической и релаксационной функций досуга.

3. Выделены и проанализированы основные характеристики ночных клубов как формы организованного досуга:  территориально локализованное

социокультурное пространство,  социокультурное непосредственное

взаимодействие субъектов,  организация на основе преимущественно

музыкальных интересов и предпочтений; развлекательная направленность;

рекреативный характер деятельности;  возрастная ориентация  (члены

преимущественно молодые люди и люди среднего возраста);  не

регламентированная частота и обязательность посещения; не государственный характер организации; обязательность системы взносов членов клуба.

4. Выделены социокультурные основания  возникновения ночных клубов  как  формы организованного досуга  в современной России:  изменение  норм и ценностей российской культуры с начала 90-х годов ХХ века;  процесс вестернизации российской культуры и досуга;  возрастающая потребность

населения в рекреативных формах досуга; формирование индустрии досуга.

5. Выявлены ведущие факторы, оказывающие  влияние на посещение ночных клубов.  Основными объективными факторами,  оказывающими влияние на посещение ночных клубов,  являются:  средства массовой информации, референтная группа, гендерная специфика, материальное положение, наличие семьи и внутриклубная атмосфера.   Основными субъективными факторами являются: личный интерес к клубной жизни, опыт посещения ночных клубов, особые мотивы посещения ночных клубов,  система жизненных ценностей посетителей, отсутствие хобби. 

       6. На основе эмпирического анализа сконструирована типология ночных

клубов. В основание типологии заложены признаки: наличие в клубе особого социокультурного взаимодействия и характер внутриклубной деятельности.

Были сконструированы три типа клубов: «попсовые», «статусные»  и

«андеграундные».

    7. На основе теоретического и эмпирического анализа разработаны две

типологии посетителей ночных клубов.  Основание первой типологии

образовано сочетанием таких признаков,  как желание дальнейшего развития

клубной жизни и личная мотивация на посещение клубов в будущем.  Было

выявлено три типа: «вечно ищущий клаббер», «успокоившийся»  и

«выпадающий». Типологизирующими признаками, положенными в основани

второй типологии явились:  характер внутриклубной деятельности и

ориентация на реализацию норм    внутриклубной деятельности.  Анализ

полученных данных позволил выделить три типа посетителей: «дебошир», «адекватный» и «романтик». 

 

 

2.2. Научно-практическая значимость исследования ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»

В теоретическом аспекте работа представляет ценность как исследование

подходов к определению досуга,  а также выявление состояния его форм в условиях социально-экономической трансформации Российского общества.

Материалы данного исследования могут представлять интерес для систематизации и развития понятийного аппарата и методологической базы социологического анализа досуга и клуба.  

Кроме того, данная работа может представлять практическую пользу для

выработки стратегии социальной и правовой политики в отношении ночных

клубов.  Так же    результаты исследования могут быть использованы руководителями и организаторами ночных клубов в целях рационализации

управленческого процесса. 

                                           

                                                           

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение 
 
       Процессы, которые протекают в социально-культурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каждым отдельным человеком. В социально-культурной деятельности главным объектом внимания является человек, а его взгляды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и социальная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности.

Социально-культурная деятельность, как и все другие виды человеческой деятельности, не может успешно развиваться как без профессионального и компетентного управления, так и без изящного и филигранного регулирования, как этого требуют характер и особые свойства ее субъектов.

В результате работы была достигнута цель изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотрены его особенности в настоящее время. Были выполнены задачи, раскрыты теоретические основы социально-культурного менеджмента, рассмотрен менеджмент в социально-культурных учреждениях, исследованы особенности менеджмента в социально культурной сфере, изучены функции менеджера социально-культурной сферы. Исходя из данного исследования, можно утверждать, что гипотеза подтверждена. 

Несомненно одно - менеджмент стал неотъемлемой частью коммерческой и некоммерческой деятельности социокультурных учреждений, обеспечивающих развитие культуры, искусства, науки, образования и т.д.

Повышение эффективности управления в социокультурной деятельности предполагает использование всей совокупности современных достижений в этой области. Поэтому для повышения продуктивности управленческих приемов недостаточно лишь данных экспериментальных наработок. Не менее важно разумное использование положений классического менеджмента, являющегося основой научного управления.

Но в классическом менеджменте в основном можно найти общие, базовые требования к эффективному управлению производственными отношениями, реализация которых в социокультурной деятельности в чистом виде невозможна. Отсюда следует, что разработка механизмов управления должна опираться и на науку, изучающую специфические особенности СКД.

Иными словами, разработка и внедрение механизмов социокультурного менеджмента могут быть успешными при опоре как на общую теорию управления, так и теорию социально-культурной деятельности. Не исключена вероятность, что специфика социокультурного менеджмента может потребовать от общей теории управления пересмотра некоторых ее положений или их дальнейшего развития.

Вполне очевидно, что сопоставление общих управленческих требований с социокультурным процессом выявляет круг нерешенных социокультурных проблем, разрешение которых важно само по себе и необходимо для результативного управления социокультурной сферой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. М., 1998. 222с.
  2. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. М.: МГУКИ, 2001.359с.
  3. Котов В.И. Советы менеджеру. М., 1991. 69 с.
  4. Рудич М.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технолоии: Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.208с.
  5. Тульчинский Г.Я. Технология менеджмента в сфере культуры. СПб., 1996.
  6. Чижиков В.М. Маркетинговые модели социокультурного менеджмента // Актуальные проблемы социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2002. С. 69-90.
  7. Барков С.А. Управление персоналом. [Текст] / С.А. Барков.- М.: 1996.-С.56-70.
  8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. [Текст] / М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. - М.: 2002.- С.135-170.
  9. Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США. - СПб.: СПбГУКИ, 2003.
  10. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 312 с.
  11. Законодательство о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
  12. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
  13. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – 317 с.
  14. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
  15. Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001. – 223 с.
  16. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.
  17. Шкута А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. – М.: Финпресс, 1998. – 220 с.
  18. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145 с.

Информация о работе Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере