Сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:58, реферат

Краткое описание

Управление в социальных системах охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. В процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Управление в таких системах обеспечивает их упорядоченность, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие. Оно обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА …………………………..……… 5
2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………….... 10
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ………………… 15
3.1 Прогнозирование и планирование……………………………………………………… 15
3.2. Функция организации……………………………………………………………………. 17
3.3. Мотивация и стимулирование………………………………………………………… 18
3.4. Контроль ………………………………………………………………………………… 20
3.5. Координация и регулирование………………………………………………………... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 22

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

реализации норм, т. е. правил, и нормативов (количественного выражения  этих

норм),  устанавливающих  границы  деятельности   предприятия.   Этот   рычаг

административного  управления  более  гибок,   чем   регламентирование.   Он

неразрывно связан с экономическим  управлением, обеспечивает его  ориентирами

для  движения  в  нужном  направлении.  Сегодня  широко  используются  нормы

выработки,  времени,  численности,  нормативы,  устанавливающие  соотношения

между различными технико-экономическими показателями и т.д.

      Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению  персонала  с  правилами

работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми  трудностями,  рекомендациями  по

их преодолению.  Это  в  основном  методическая  разработка  информационного

характера - наиболее мягкая форма административного воздействия.

      Распорядительное  воздействие.  Это  форма   повседневной   организации

административной работы.  Она  включает  подготовку,  издание  и  реализацию

всевозможных  постановлений,  директив,   приказов,   указаний,   резолюций,

распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как  письменный,  так

и  устный   характер.   Каждый   руководитель   (линейный,   функциональный)

применительно к занимаемой должности имеет свой «набор»  таких воздействий  и

свою процедуру их реализации.

 

 

 

 

     3. ПОНЯТИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

     Функцией в  менеджменте называют особый  вид управленческой деятельности,                               с помощью, которой субъект  управления воздействует на управляемый  объект.

Процесс менеджмента –  это совокупность и непрерывная  последовательность

взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций

менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на

достижение целей социально  – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид

управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы

(субъекта управления). Конечным  результатом управления является  выработка

управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение

поставленной цели. Один работник может выполнять несколько  функций, несколько

работников могу выполнять  одну функцию. Каждая функция менеджмента

представляет собой сферу  действия определенного процесса управления, а

система управления конкретным объектом или видом деятельности – это

совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом.

 

               3.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Экономическое прогнозирование  – это предвидение хода экономического развития

на предстоящий период для конкретной организации.

Планирование – это  разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и

какими рычагами, сообразуясь  со временем и пространством.

В широком смысле слова  планирование – это деятельность по выработке и

принятию управленческого  решения. План как система взаимосвязанных  решений,

направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития

осуществляется стратегия  рыночной экономики, высшая цель которой  – неуклонный

подъем материального  и культурного уровня жизни народа, создание лучших

условий для всестороннего  развития личности на основе дальнейшего  повышения

эффективности всего общественного  производства.

    • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы

совокупности взаимосвязанных  действий.

    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и

задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми

и трудовыми ресурсами.

    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными

элементами производства – важнейшее условие его эффективности.

    • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь

плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением  потребностей

общества.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка  взглянуть в

долгосрочной перспективе  на основополагающие составляющие организации;

оценить, какие тенденции  наблюдаются в ее окружении; определить, каким

вероятнее всего будет  поведение конкурентов. Главная  задача планирования на

этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя

в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний  уровень) – это определение промежуточных

целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе

стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены  при

стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В

оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются

в такую систему, при которой  каждый направляет свои усилия на достижение

общих и главных целей  организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются

при составлении планов.

1.     Полнота планирования  – учитываются все события  и ситуации, которые

могут иметь значение для  развития организации.

2.     Точность  планирования – использование  современных методов и средств

для обеспечения точности прогнозов.

3.     Ясность планирования  – формулировки планов должны  быть доступны всем

членам организации.

4.     Непрерывность  планирования – планирование  это не одноразовый акт, а

непрерывный процесс.

5.     Экономичность  планирования – расходы на  планирование должны соизмеряться

с выгодой от планирования.

    

                                    3.2. ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Реализация планов требует  организации, которая представляет следующий этап

менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

     - Определение рациональных форм разделения труда;

     - Распределение работы среди работников, групп работников и

подразделений;

     - Разработки структуры органов управления;

     - Регламентация функций, подфункций, работ, операций;

     - Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

    - Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно  рассматривать в двух аспектах: во-первых, как

процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования,

упорядочения.

Организация работ – функция, которую должны осуществлять все  руководители –

независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит  в

делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и

вертикали, решение о выборе структуры организации в целом  почти всегда

принимается руководством высшего  звена. При этом задача менеджеров состоит  в

том, чтобы выбрать такую  организационную структуру, которая  лучше всего

отвечает целям  и задачам  организации, позволяет ей эффективно

взаимодействовать с внешней  средой, продуктивно распределять и  направлять

усилия своих сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как  внешнее, так и

внутреннее ее окружение.

Тем не менее, организация  управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия

должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально  способствовать

достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные  виды       деятельности

соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые  будут их

выполнять.

Для преодоления отрицательных  последствий узкой специализации  труда,

целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ  и

привлечение сотрудников  к принятию касающихся их решений (стратегия  участия).

Скалярный принцип. Относится  к цепочке прямых должностных  отношений

 руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно      быть

лицо, обладающее верховной  властью в организации. Чем отчетливее линия

должностной связи высшего  управляющего с каждым из подчиненных, тем

эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности  существует

предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один

человек.

Еще одной важной характеристикой  организации управления является уровень

централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне

управления организацией. Децентрализация – передача прав низшим уровням

управления.

    

                          3.3. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ.

 

Мотивация – это процесс  побуждения себя и других к деятельности для

достижения личностных целей  и целей организации.

Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их

структуры. Потребность –  это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее

побуждение к действию.

К числу таких теорий относят  теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.

Теория А. Маслоу:

1.     Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и

защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).

2.     Поведение  человека определяет самая нижняя  неудовлетворенная потребность.

3.     После того  как потребность удовлетворена,  ее мотивирующее воздействие

прекращается.

Теория МакКлелланда:

1.     Три потребности,  мотивирующие человека, - это потребность  власти,

успеха и принадлежности.

2.     В настоящее  время важны эти потребности  высшего порядка, поскольку

потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория Герцберга:

1.     Потребности  делятся на гигиенические факторы  и мотивации.

2.     Наличие гигиенических  факторов всего лишь не дает  развиваться

неудовлетворению работой.

3.     Мотивации,  которые примерно соответствуют  потребностям высших уровней

Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.

4.     Для того  чтобы эффективно мотивировать  подчиненных, руководитель

должен сам вникнуть  в сущность проблемы.

В связи с тем,  что  существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

во-первых, установить набор  критериев (принципов), которые наиболее сильно

влияют на поведение сотрудника;

во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации  работников;

в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку  для того, чтобы

был полностью мотивирован  и работал с полной отдачей, он должен четко

представлять себе, чего от него ждут.

 Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты,

надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие  из социальных

(мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и

функциональных (улучшение  организации труда, улучшение условий  труда).

Нематериальные стимулы  состоят из социально-психологических (общественное

признание, похвала, поддержка  и одобрение), творческих (повышение квалификации,

стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график             работы,доп. отпуск).

Таким образом, мотивация  зависит от потребностей, ожидания и восприятия

работниками справедливого  вознаграждения за выполненную работу.

    

 

                                                       3.4. КОНТРОЛЬ.

 

Контроль, как правило, ассоциируют  с властью, «командованием», «поймать»,

«уличить», «схватить». Такое  представление о контроле уводит в сторону от

главного содержания функции  контроля.

В самом общем виде контроль можно представить  как процесс соизмерения

(сопоставления) фактически  достигнутых результатов с запланированными.

Контроль – одна из ведущих  функций управления. Существует множество

формулировок определений  функции контроля. Одна из них –  контроль – это

процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному  функционированию предприятия. Без  контроля

совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет                   скорректировать

деятельность организации  для предотвращения кризисного положения. Контроль

позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения  и

исправлять их до того, как  они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем

Информация о работе Сущность менеджмента