Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа
В курсовой работе следует решить следующие задачи:
- раскрыть сущность менеджмента в России и его основные функции;
- описать характеристики основных школ менеджмента;
- рассмотреть особенности менеджмента в современной России;
- указать пути, формы и методы, использования достижений современного менеджмента.
Для применения теоретических достижений современного менеджмента необходимо корректировать ряд исходных положений большинства западных работ, в частности:
- универсальность принципов и методов менеджмента, основанных на результатах деятельности некоторой части людей в небольшой группе стран;
- существование на планете единой рабочей силы, для эффективного использования которой в конце XIX в. была изобретена система Тейлора и начался современный этап развития менеджерской мысли. Периодически вся монолитная рабочая сила «испаряется», вместо нее появляется новая, для управления которой все предыдущие разработки типа «конвейера» становятся неэффективными (в очередной раз эта единая рабочая сила «исчезла» на исходе XX в. и возникла новая рабочая сила XXI в.);
- вся современная единая монолитная рабочая сила состоит из высокообразованных, хорошо мотивированных белых мужчин 30-50 лет, четко нацеленных на нравственное выполнение своего профессионального долга;
- для этой высоко сознательной и хорошо мотивированной рабочей силы существуют единственно правильный «современный» менеджмент, единственно правильные «современные» теории мотивации и обучения персонала и т. д.;
- современный бизнес состоит исключительно из многонациональных корпораций, гигантов, тотально конкурирующих друг с другом исключительно на основе сверхсовременных теорий менеджмента, маркетинга, мотивации и т. д.;
- переход предприятия от одного состояния к другому всегда происходит «революционно-скачкообразно». Например, вчера для вас был эффективен один тип оргструктуры, сегодня другой, одна парадигма мотивации была эффективна вчера, другая сегодня и т. д.;
- все теории менеджмента, маркетинга, мотивации, информационные технологии, системы учета и т. д. эффективны исключительно при динамичном и комплексном внедрении;
- передовые разработки в сфере менеджмента всегда легко и быстро усваиваются любым персоналом и практически мгновенно повышают эффективность бизнеса;
- хорошие менеджеры и сотрудники — роботообразные ходячие компьютеры, существа бесполые, бесчувственные, по крайней мере, на работе. «Офис — территория без эмоций». 3)
По моему мнению, можно выделить ряд исходных предпосылок конструктивного менеджмента.
1. В реальной жизни одновременно сосуществуют объекты и процессы, имеющие характерные черты различных этапов эволюции рабочей силы, менеджмента и бизнеса.
2. Ни одна отдельно взятая теория не исчерпывает даже исходных предпосылок для решения всех практических проблем. Каждая теория и ее методический аппарат охватывают лишь небольшую часть реальной жизни.
3. В мире существует множество разнообразных типов рабочей силы. Одновременно существует и бесконечное разнообразие рациональных, эффективных и вообще «правильных» технологий менеджмента.
4. В бизнесе важнейшая задача менеджера — конкретно оценить положение дел и создать собственный эффективный «коктейль» на основе разнообразных теоретических разработок. Сфера рациональных решений обычно находится между крайностями.
5. Как внешняя среда бизнеса, так и внутреннее состояние организации находятся в непрерывном процессе эволюции. Переход из одного состояния в другое в большинстве случаев растянут во времени.
6. Процесс эволюции постоянен. Методы, эффективные сегодня, уже завтра могут нуждаться в модернизации. Необходимо постоянно отслеживать свое место в общем процессе эволюции. Например, теории, основанные на американских реалиях начала прошлого века, могут быть чрезвычайно эффективны в России наших дней. И наоборот, применение модных теорий, основанных на современных реалиях западного общества, для российской провинции может оказаться преждевременным.
7. Разнообразие моделей управления для разных российских компаний и различных регионов не обязательно свидетельствует о незрелости отечественного менеджмента: в силу адекватности ментальности населения региона или конкретного предприятия разные модели могут быть весьма действенны.
8. Психологическое состояние людей — такой же реальный фактор бизнеса, как любые конкретные цифры, факты и иная деловая информация. Для конструктивного менеджера собственные эмоции и чувства подчиненных — объект пристального внимания. Рационализация эмоций, эмоциональная грамотность — важнейший фактор эффективного бизнеса.
9. Конструктивный менеджмент требует прочных базовых знаний, четких навыков управления, а также умения все это своевременно и уместно использовать. 4)
В связи с этим имеет смысл выделить несколько основных групп источников.
Первая. Фундаментальные англоязычные труды западных исследователей, посвященные проблемам менеджмента и навыкам менеджера. Изучение подобных первоисточников позволяет лучше ориентироваться в накопленных знаниях в той или иной сфере менеджмента.
Вторая. Переведенные на русский язык работы западных специалистов. Их изучение способствует дальнейшему углублению знаний по определенной тематике.
Третья. Фундаментальные работы отечественных специалистов по проблемам менеджмента. Ценность этих работ связана с возможностями: а) изучить адаптированные к отечественной практике достижения мировой менеджерской мысли и б) познакомиться с результатами анализа реальных менеджерских проблем отечественных компаний.
Четвертая. Материалы из отечественной деловой печати и веб-сайтов. Их использование позволяет актуализировать структурируемую информацию с учетом вопросов, являющихся предметом обсуждения отечественных специалистов по менеджменту.
В процессе осмысления информации о различных методах управления менеджеру-практику необходимо учитывать специфику различных подходов к организации бизнеса. Сфера конструктивно-эффективного менеджмента расположена между догматическим управлением, основанным на вере в непогрешимость стандартных методов решения любых проблем, и самобытно-анархическим управлением, основанным либо на интуиции, регулярно подсказывающей правильные решения, без скучного анализа многообразных факторов, либо на уникальных решениях конкретного вопроса. В теоретическом менеджменте существует даже деление на «универсалистов» и «конкретистов». Первые выступают за «единый лучший путь, набор правил, которые необходимо использовать в любой ситуации», вторые фокусируются на конкретной сущности каждой конкретной ситуации.
Аналогично «черно-белому» видению проблем многие труды по вопросам менеджмента пишутся либо как чересчур серьезные, либо как слишком юмористические. В результате для освоения первых, а тем более для практического применения изложенных в них методик и технологий, требуется терпение святого, выносливость верблюда и упорство фанатика. Юмористические работы весьма занимательны, но их польза сводится в основном к психологической разгрузке читателя.
В XX в. на Западе в традициях менеджмента превалировал догматизм. Менеджеры должны были педантично придерживаться алгоритмов действий, основанных на знаниях из классических учебников. Ситуация начала постепенно меняться лишь во второй половине ушедшего века. Именно в этот период больших успехов достигают те предприниматели, которые творчески подходят к использованию стандартных методик менеджмента, а то и вовсе игнорируют их.
На их примере западные ученые и менеджеры постепенно стали осознавать, что для достижения успехов в бизнесе нельзя оперировать только строгими категориями. Необходимо учитывать множество плохо предсказуемых и малоосязаемых факторов, причем не только экономико-финансовых, но и эмоционально-психологических, политических и т. д. На Западе появилось немало работ по различным аспектам эффективного ведения бизнеса, основанных на более широком видении мира. 4)
Отечественные теоретики и практики, наоборот, тяготеют к интуитивному менеджменту «делового чутья» и склонны недооценивать значение стандартных технологий. В известной степени это связано с конкурентными преимуществами россиян — гибкостью, приспособляемостью, природной способностью работать в условиях неопределенной среды. Этому западные менеджеры только начинают учиться. Но достоинства россиян порождают и их недостатки. В данном случае продолжением способности к оригинально-творческому мышлению является недооценка значения базовых знаний и навыков. В связи с этим особое значение приобретают отечественные разработки, созданные на основе мирового опыта и вместе с тем учитывающие реалии нашей деловой жизни. В сущности, любая деятельность начинается как искусство, затем создаются технологии, и эта работа становится ремеслом. Потом появляются новые творцы, и все начинается сначала.
2 Практическая часть
Практическое задание № 2
Изучение клиентуры - одна из функций современного менеджера. В практике некоторых фирм США для этих целей применяют следующую анкету:
Клиент
Фамилия и имя___________________________
Занимаемая должность_____________________
Название фирмы и адрес_________________________
Домашний адрес_________________________
5 Дата и место рождения______________________
6 Рост ____________Вес_______________
Особенности физического состояния_____________________
(примеры: лысеет, в прекрасной физической форме, артрит, острые боли в спине и т.п.)_________________________
Образование
7 Средняя школа и год окончания_____________________
Высшее учебное заведение_____________________
Когда окончил(а)____________________
Какой степени получен диплом________________________
8 Какие награды получал а колледже _________________________
Ученые степени ______________________________
9 В каком студенческом объединении состоял(а) _______________
Какими видами спорта занимался(лась)_______________
10 Какой вневузовской общественной деятельностью занимался(лась) ______________________________
11 Если клиент не получил высшего образования, то является ли для него (нее) это обстоятельство болезненным?__________________
Чем компенсировалось отсутствие высшего образования?________
12 Прохождение военной службы________________________
Звание при увольнении в запас_________________________
Отношение к военной службе в армии____________________
Семья
13 Семейное положение_____________________
Фамилия и имя жены (мужа)________________________
14 Образование жены (мужа)________________________
15 Круг интересов жены (мужа), общественная деятельность, членство в каких-либо организациях__________________
16 Дата свадьбы_______________________
17 Дети (если есть), имена и возраст_______________________
Является ли клиент чьим-либо опекуном?_________________
18 Образовательный уровень детей_________________________
19 Чем интересуются дети (их увлечения, проблемы и т.п.)_________________________
Предшествующая деятельность
Прежние места работы (сначала указывается последнее)____________
Фирма_________________________
Адрес_________________________
Занимаемая должность_____________________
Дата (с_______по_______)
21 Предшествующая должность_____________________
Дата (с_______по_______)
22 Имеются ли в офисе клиента какие-либо «символы» социального положения?____________________
23 Членство в профессиональных или отраслевых обществах______
Какие занимает должности, какие получал (а) награды________
24 Имеются ли люди, к мнению которых клиент особенно прислушивается? ______________________________
25 Какие деловые отношения он (она) имеет к сотрудникам нашей компании______________________
26 Являются ли эти отношения хорошими? Почему?____________
27 Кто еще из сотрудников нашей компании знаком с клиентом?__
______________________________
28 Тип контакта__________ Характер отношений______________
29 Как клиент относится к своей фирме?______________________
30 В чем заключается его (ее) долгосрочная цель деятельности?____
______________________________
31 В чем заключается его (ее) ближайшая цель коммерческой деятельности?_________________
32 Чем в настоящее время больше всего озабочен клиент: благополучием фирмы или своим личным благополучием?____________
33 Думает ли клиент о настоящем или о будущем? ______________
Интересы
34 Клубы или профессиональные клубы______________________
35 Является ли политически активным (ой)___________________
Партия________________________
Значение партии для клиента_______________________
36 Ведет ли общественную деятельность по месту жительства?____
Какую?________________________
37 Религия_________________ Является ли ревностным прихожанином (прихожанкой)_________________
38 Строго конфиденциальные сведения, не подлежащие обсуждению с клиентом (например, развод, членство в организации «Анонимные алкоголики» и т.п.)___________________