Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Целью менеджмента как науки является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надёжное, перспективное и эффективное функционирование системы управления. Целью его как практики является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности или других целей путём рациональной организации производственного процесса и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

технологии менеджмента сущность структура виды.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Критерии классификации планов организации:

  1. стратегические (долгосрочные) от 5 до 10 лет
  2. тактические (среднесрочные)
  3. оперативные (краткосрочные) в течение 1 года

по уровням:

  • разработанные для организации в целом
  • разработанные для функциональных подсистем
  • разработанные для самостоятельных подсистем

Сравнительная характеристика стратегического и текущего (оперативного) планирования.

 

В менеджменте различаются понятия стратегического и оперативного управления.

Под стратегическим понимается управление процессом реализации стратегии фирмы, выбор которой был осуществлен с помощью стратегического планирования. Термин «стратегический менеджмент» был введен в оборот на рубеже 60-70-х гг., чтобы подчеркнуть различия между руководством текущей деятельностью предприятий, входящих в нее (производственными, снабженческо-сбытовыми, кадровыми процессами). Цель стратегического управления – обеспечить фирме прочные позиции и успех в конкурентной борьбе на рынке, в финансовой сфере, в деле создания и внедрения новшеств. Это гарантирует ей стабильное развитие в соответствии с требованиями изменяющейся среды и в конечном итоге – выживаемость.

Основными принципами стратегического планирования являются:

- ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность, приоритеты как основу самостоятельных стратегий;

- предположение о единстве фирмы и окружающей среды;

- творческий подход.

Оперативное управление отличается тем, что оно направлено не на глобальные цели предприятия, а на планирование и выполнение таких процессов как распределение работ, контроль их хода и качества исполнения, определение размера партии изделий и размещение заказов на материалы, маневрирование запасами, диспетчеризация. На самом деле оперативное управление, как правило, сводится к диспетчеризации – принятию решений в конкретно складывающейся ситуации, обеспечивающих движение изделий в соответствии с календарным планом, своевременность их выпуска. Диспетчеризация основывается а постоянном контроле со стороны диспетчерских служб подготовки и осуществления производства, наличия запасов на межцеховых складах, их своевременного поступления на рабочие места, выполнения плана по номенклатуре, внутрисменных простоев, соблюдения режимов работы оборудования и параметров технологических процессов.

Контроллинг как система жизнеобеспечения фирмы

Любой руководитель начинает осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда он сформулировал цели и задачи и создал организацию. Контоль при этом очень важен. Без него может начаться хаос и становится невозможным объединить деятельность каких-либо групп на фирме.

Причины необходимости контроля:

1) Неопределённость. Планы и организационные структуры - это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Многое может помешать исполнению этих планов.

2) Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Функция контроля - это такая характеристика, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

3) Поддержание успеха. Очень важно поддерживать то, что является успешным в деятельности организации. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, руководитель получает возможность достаточно адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

  1. Координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  2. Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
  3. Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  4. Обеспечение рациональности управленческого процесса.

Определение целей. В основе контроллинга лежит стратегическое планирование, предвидение реального положения предприятия на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического менеджмента. Менеджер обязан:

определить философию фирмы, ее имидж, миссию;

установить конкретные цели, качественные показатели (доходы на инвестированный капитал, наличные деньги, источники покрытия). Оперативный контроллинг необходим для трансформации стратегического планирования в оперативную программу действия.

Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему. В ней четко определяются цели фирмы, принципы управления, способы их реализации. Контроллинг направлен на устранение узких мест в работе компании, ориентацию на будущее в соответствии с фиксированными в ее миссии целями, на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным использованием методов оперативного и стратегического менеджмента, своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке. Это делает контроллер (его служба) на основе анализа плановых и фактических показателей, достигнутых результатов в оперативном и стратегическом плане.

Достижение целей обеспечивается эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда работников, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Контроллинг подразделяется на стратегический и технический (оперативный). В задачи оперативного контроллинга входит учет, анализ, планирование и управление результатами деятельности фирмы, осуществление контроля, выявление и устранение текущих трудностей, совершенствование мотивации коллектива для повышения результатов деятельности. В его рамках осуществляется один из основных принципов рационального ведения дела – проверка работы каждого подразделения по соотношению " прибыль – затраты".

 Стратегический контроллинг  включает в себя формулировку  целей, управление ими и достижение  поставленных целей.

Особое значение в контроллинге имеет использование методов бюджетного контроля. Поскольку в рамках менеджмента соизмерение каждого рыночного действия предприятия, работа любого его подразделения оценивается по полученной норме прибыли, такого рода контроль необходим.

Бюджетный контроль осуществляется по пяти основным ступеням:

  1. подготовка бюджета для каждого подразделения и  соединение отдельных бюджетов в общий, что выражается в прогнозе прибылей и убытков по балансу;
  2. фиксирование фактических расходов и доходов по бюджетным статьям;
  3. сравнение бюджетных и реальных расходов;
  4. выявление причин отклонения от установленных в бюджете показателей;
  5. принятие энергичных мер для приведение текущих результатов в соответствие с бюджетом.

 

Значение контроллинга в деятельности и развитии фирмы

 

Современные аспекты контроллинга служат достижению всех поставленных целей в бизнесе. Изначально контроллинг использовался для решения основных задач в рамках ориентированного на прибыль предприятия. Но практика показала, что оно лишь тогда сможет выжить на рынке, если будет активно действовать на основе четкого плана в таких сферах как "персонал фирмы" и "экономическая среда фирмы". Поэтому в рамках контроллинга уделяется особое внимание разработке программы совершенствования и развития персонала, постоянному росту квалификации работников, системы его организации.

Контроллер помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития фирмы. Контроллер решает следующие оперативные задачи:

- содействует организации единой  системы планирования, основанной  на координации всех сфер деятельности;

- определяет соответствие оперативных  планов стратегическим;

- обеспечивает оперативное сравнение  плановых и фактических показателей;

- принимает энергичные меры, позволяющие  своевременно и в полной мере достигнуть важнейших запланированных показателей;

- информирует руководство и  сотрудников о ходе выполнения  и текущих результатах.

Стратегические задачи контроллинга включают:

- заботу о развитии стратегического  планирования в фирме;

- анализ слабых и сильных  сторон ее деятельности;

- уточнение в связи с изменениями  во внешней и внутренней среде  стратегических целей фирмы и обеспечение  условий их своевременного движения;

- систематическое сравнение стратегических и фактических плановых показателей;

- корректирующие меры в случае  отклонения от цели.

 

Специфика контроля и контроллинга

Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Действия менеджера, определяющие, правильны ли управленческие решения и не нуждаются ли они в корректировке.  Установление и оценка результатов, людей мероприятий. Формирование обратной связи в процессе разработки и реализации планов. Функции контроля: снижение неопределенности, выявление кризисных ситуаций и негативных тенденций, укрепление факторов успеха. Виды контроля: фактор времени (предварительный, текущий, заключительный), вид показателей (основные - рентабельность, продажи, доля рынка, вспомогательные - мотивация труда, культура).

 Предварительный контроль: Осуществляется до фактического начала работ. Реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Их строгое соблюдение - способ убедиться, что работа развивается правильно. Четкие должностные инструкции, эффективно доводить цели до подчиненных, набирать квалифицированных специалистов).

 Текущий контроль: Непосредственно в ходе проведения работ. Объект - сотрудники. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Обратная связь.

Заключительный контроль: Обратная связь используется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Дает информацию для планирования. Способствует мотивации. Процесс контроля: Установление стандартов (Проблемы - разные показатели стандартов и результатов, обмен информацией), Измерение результатов (единица измерения), Сравнение стандартов и результатов (установление масштаба отклонений, распространение информации, оценка информации о результатах), Выводы и действия (ничего не делать, устранить отклонения, пересмотреть стандарты). Принципы эффективного контроля: стратегическая направленность, соответствие хозяйственному процессу, своевременность, гибкость, простота, экономичность.

Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

 

Процесс управления

Роль контроллинга в управленческом процессе

1.Планирование

Координация различных планов и разработка

консолидированного плана в целом по предприятию;

Разработка методики планирования;

Разработка графика составления планов;

Предоставление информации для составления планов;

Проверка планов, составленных

подразделением предприятия.

2.Организационная работа

Учет и контроль затрат и результатов

 по подразделениям.

3.Стимулирование

Стимулирование выполнения планов

по подразделениям.

4.Контроль и урегулирование

Сравнение плановых и фактических величин

 для измерения и оценки  степени достижения цели.

Установление допустимых границ отклонений от плана.

Анализ отклонений и причин отклонений плана от факта

 и выработка предложений  для уменьшения отклонений.

5.Анализ решений, информационные потоки

Участие в разработке архитектуры управленческой

информационной системы (задачи для программистов).

Сбор данных, наиболее значимых для принятия

управленческих решений.

Консультации по выбору корректирующих

мероприятий и управленческих решений.

Разработка инструментария для планирования,

 контроля и принятия управленческих  решений.


 

 

Требования к технологии менеджмента.

 

Требования к технологии менеджмента можно свести к следующему:

 

- формулирование  проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;

 

- информация  должна поступать от всех подразделений  фирмы, находящихся на разных  уровнях управления и выполняющих  различные функции;

Информация о работе Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента