Сущность управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:46, реферат

Краткое описание

Управленческая деятельность обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия и выпускаемой продукции. Управленческая деятельность включает в себя три вида деятельности:
Аналитическая, которая направлена на анализ информации и подготовку соответствующих решений;
Организационно-административная - направлена на принятие и передачу информации, доведение принятых решений до исполнителей, осуществление контроля за исполнением;

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО РАЗРАБОТАМ.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

      Распространенным  методом при оценке альтернативных вариантов является метод коллективного  экспертного оценивания. 

    1. Принятие  и реализация решений  и анализ полученных результатов

  включает:

  1. Коллективная экспертная оценка;
  2. Принятие решений лицом, принимающего решения;
  3. Разработка планов действий;
  4. Контроль за реализацией плана;
  5. Анализ результатов развития ситуации после управляющих воздействий.

      Коллективная  экспертная оценка обеспечивает обоснованности и эффективность принимаемых решений. Она позволяет сопоставить различные точки зрения специалистов, обеспечить анонимность экспертных заключений, обратную связь, сглаживание эффектов конъюнктурности и субъективности экспертных суждений. Коллективная экспертная оценка является многоуровневой, должна обеспечить обмен информации между экспертами в целях обеспечения качества результатов экспертной оценки. В состав экспертной комиссии должны входить компетентные  специалисты по всем аспектам анализируемой проблемы с опытом работы в качестве эксперта и способностью легко взаимодействовать с другими экспертами.

      Принятие  решений лицом, принимающего решения: результаты экспертиз с учетов дополнительной информации об объекте является основой для принятия управленческого решения. Так как руководитель несет полную ответственность  за принятое решение,  он имеет право отдать предпочтение одному варианту или не согласиться ни с одним альтернативным решением. Окончательный выбор осуществляет руководитель, при этом, это не означается, что мнения участников остались невостребованными. Принятие коллективных решений предполагает:

  1. Расчет результатов коллективной экспертизы;
  2. Использование специальных методов открытого обсуждения альтернативных  вариантов решений;
  3. Дополнительный обмен информацией между непосредственными участниками процесса принятия решений;
  4. Согласование противоположных точек зрения, поиск компромисса и принятие окончательного решения.

      Разработка  планов действий обеспечивает результативность принятого решения. Для этого разрабатывают план и состав действий, последовательность их осуществления, выбирают исполнителей и распределяют права, полномочия и ответственность среди участников путем расстановки работников или участников в соответствии с их способностями. Отношения между подчиненными регулируют и координируют их действия.

      В промышленно развитых странах планирование обеспечивает эффективный механизм действия компаний в постоянно изменяющихся условиях, контролируется выполнение плана, анализируются причины изменений и в соответствии с ними план корректируется.

      Контроль  за реализацией плана обеспечивает эффективность деятельности организации путем проведения непрерывного мониторинга, своевременно фиксирует отклонения при реализации плана и корректирует действия и прогноз развитие ситуации.

      Анализ  результатов развития ситуации после управляющих  воздействий проводят с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и способов их реализации. Анализ должен определять слабые и сильные стороны принятых решений, дополнительные возможности и перспективы деятельности организации, возможные риски, связанные с достижением цели и возможность изменения стратегии организации. 

      На  основе рассмотренных этапов формируют  рациональную модель принятых решений, которая характеризуется знаниями ответственных руководителей, наличием качественной информации по всем проблемам, наличием времени ЛПР, возможностью выполнения принятого решения, наличием технологий, отражающих специфические способы и приемы принятия и реализации управленческих решений. 

Классификация управленческих решений

      Управленческие  решения классифицируются по следующим  признакам:

  1. По масштабности объекта:
    • глобальные (охватывают все звенья управляемой системы);
    • локальные (направлены на определенное звено или подразделение).
  1. По характеру цели:
    • стратегические (определяют генеральные задачи);
    • тактические (разрабатываются под более частные задачи и направлены на осуществление стратегий);
    • оперативные (направлены на решение текущих задач).
  1. По времени осуществления:
    • перспективные (долгосрочные; рассчитаны на длительный период времени);
    • текущие (краткосрочные; направлены на уточнение перспективных решений);
    • регулируемые (направлены на обеспечение выполнения стратегических и текущих решений в соответствии с изменившимися условиями).
  1. В зависимости от объема решаемых проблем:
    • комплексные (рассматриваются в совокупности все проблемы);
    • частные (тематические; связаны с одной стороной деятельности управляемого объекта).
  1. По методам основания:
    • формальные (формализованные в качестве обоснования которых используются статистические и математические методы);
    • неформальные (которые обосновываются эвристическими методами).
  1. По условиям принятия, решения:
    • принимаемые в условиях определенности (структурированные или детерминированные);
    • принимаемые в условиях риска или неопределенности (вероятностные или поисковые);
    • принимаемые в условиях противодействия и противоречивости (конфликтные или игровые).
  1. По способу воздействия на управляемый объект:
    • прямые или директивные (доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения обязательного к исполнению);
    • решения косвенного воздействия (разработка и реализация, которых осуществляется на основе средств мотивации).
  1. По глубине воздействия:
    • одноуровневые (направленные на нижестоящий уровень управления);
    • многоуровневые (которые охватывают иерархию системы управления в целом).
  1. По способу фиксации:
    • письменные;
    • устные.
  1. По направлению воздействия:
    • внешние (связаны с проблемами за пределами управляемого объекта);
    • внутренние (связаны с проблемами внутри объекта управления).
  1. По степени стандартизации:
    • стандартные (постоянно повторяющиеся с неизменным алгоритмом решений);
    • частично стандартные (часто встречаются, связаны с ситуацией и определенными особенностями, не дающие возможность использовать типовой алгоритм);
    • нестандартные (связаны с ранее не возникающими ситуациями, требующих новых методов и подходов для их решений).
  1. По методам поиска алгоритма решения (по методологии)
    • дедуктивные (входят в писк строгих решений, отличаются полной определенностью; представляют собой процесс выведения заключительного утверждения из одного или нескольких правил);
    • абдуктивные (входят одновременно в класс строгих и в класс эвристических решений, отличаются неопределенностью;  представляют собой процесс наиболее вероятных утверждений и заключительного или конечного утверждения);
    • индуктивные (отличаются неопределенностью и представляют собой процесс выявления наиболее вероятных закономерностей и механизмов действия, получаемых на основе сопоставления исходных и заключительных утверждений).
  1. По частоте принятия:
    • одноразовые (случайные);
    • повторяющиеся (регулярные).
  1. По форме подготовки:
    • единоличные;
    • коллективные;
    • групповые.
  1. По регламентации:
    • контурные (приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают возможность выборов приемов и методов при их осуществлении действий);
    • структурированные (предполагают регламентированные действия подчиненных, которые предусматривают проявление инициативы только во второстепенных вопросах);
    • алгометрические (регламентируют деятельность  подчиненных и  исключают их инициативу во всех вопросах).
  1. По степени прогнозируемости:
    • корректируемые;
    • некорректируемые.
  1. По содержанию:
    • экономические;
    • социальные;
    • технические.
  1. По количеству критериев выбора:
    • однокритериальные;
    • многокритериальные.
  1. По степени творчества
    • традиционные ординарные;
    • творческие неординарные.
 
 

    Методы  обоснования управленческих решений

      Существуют 2 группы:

    1. Интуитивные;
    2. Рациональные.

      Интуитивные решения представляют собой выбор, сделанный на основе внутреннего  ощущения о правильности и эффективности  выбора. Руководители на практике управленческой деятельности в основном используют неформальные интуитивные методы, основанные на аналитических способностях ЛПР.

      Интуитивный подход используется  при решении  не сложных проблем и характеризуется  следующими особенностями:

    1. Субъект решения сохраняет проблему в своем сознании;
    2. Возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов решений;
    3. Качество решения основывается на предыдущем опыте путем обобщения и анализа ситуации и способов, применяемых ранее;
    4. По мере развития проблемы подход может быть изменен на радикальный метод.

      Основные  пути использования интуитивных  методов:

    1. Заключаются в выявлении типичных ситуаций, их систематизации, анализе, отборе наиболее удачных и эффективных решений для принятия окончательного управленческого решения;
    2. Заключаются в ориентации на личный опыт менеджера, и в результате эффективность принятия решения зависит от квалификации, опыта и интуиции менеджера. Преимущество второго  пути заключаются в высокой оперативности. Недостатком интуитивных методов является то, что они не гарантируют от принятия неэффективного решения.

      При решении сложных проблем применяются  рациональные методы обоснования решений. Они характеризуются следующими особенностями: являются более оптимальными по своей структуре и наиболее точными, так как основаны на точечном анализе.

      Данные  методы подразделяются на:

  1. Расчетно-аналитические, которые применяются при разработке решений, направленных на развитие и совершенствование имеющихся тенденций по деятельности управляемого объекта.

      Расчетно-аналитические  методы представляют собой сочетание результатов анализа и прогнозных расчетов дальнейшего развития деятельности объекта.

Информация о работе Сущность управленческих решений