Рисунок 6.Обеспеченность транспортного
цеха персоналом в 2013 г.
Как видно из данных табл.9,
численность ППП снизилась и составила
против плана 86% (85/110*100%). Общий недобор
численности в цеху составил 15 человек.
Это произошло за счет снижения численности
рабочих на 14 человек (или на 16%). Это
свидетельствует о нехватке кадров, которые
непосредственно заняты в производственном
процессе. Изменение остальных категорий
работников оказало менее значительное
влияние на изменение ППП: число руководителей
и служащих не изменилось, специалистов
уменьшилось на 1 человек.
Недобор численности в 15 человек
не означает, что транспортный цех эффективно
использовал рабочие кадры. Абсолютное
отклонение по численности - это абстрактный
показатель и не всегда отражает реальное
положение дел. Плановая потребность в
рабочих рассчитана на плановый объем,
а фактическая численность рабочих связана
с фактическим объемом производства. Поэтому
для расчета реального обеспечения транспортного
цеха кадрами необходима сопоставимость
показателей численности.
Численность основных рабочих
тоже необязательно увеличивается прямо
пропорционально объему производства,
так как подразделение цеха идет интенсивным
путем. Здесь дополнительный объем производства
обеспечивается не за счет найма дополнительных
работников, за счет повышения производительности
труда имеющихся работников.
Результаты деятельности транспортного
цеха зависят от укомплектованности его
не просто рабочими кадрами, а рабочими
кадрами соответствующих профессий. Это
поможет выявить недостаток или излишек
работников отдельных специальностей
и способствовать принятию своевременных
мер по улучшению состава кадров.
Аналитические расчеты
обеспеченности цеха рабочими в 2013
г представлены в табл.10.
Профессия |
Численность |
% обеспеченности |
|
План |
Факт |
|
-водители легковых автомобилей
-водители грузовых автомобилей
-водители спецтехники
-слесарь по ремонту
автомобилей
-электрогазосварщик
-аккумуляторщик
-электромонтёр
-прочие |
8
55
10
15
1
5
2
14 |
8
46
7
13
1
5
2
13 |
100
84
70
87
100
100
100
93 |
ИТОГО: |
110 |
95 |
86 |
Из табл.10 видно, что наблюдается
не укомплектованность рабочих кадров
по основным профессиям. Нехватка водителей
легковых, грузовых автомобилей, водителей
спецтехники и автопогрузчиков составила
соответственно 6,2%, 10,4%, 16,3% и 6,3%. По вспомогательным
рабочим прослеживается недобор ремонтных
рабочих.
Например, не укомплектованность
рабочих мест слесарями по ремонту автомобилей
составила 13%.
На рис.7 представлена обеспеченность
транспортного цеха в 2013 г рабочими
по профессиям.
Рисунок 7. Обеспеченность транспортного
цеха рабочими по профессиям в 2013 г.
Как видно из табл.10
и рисунка 7, за 2013 год численный состав
работников транспортного цеха существенно
не изменился. Это происходит потому, что
парк транспортных средств, а, следовательно,
и объём выполняемых работ за данный промежуток
времени не менялся.
Анализ движения кадров
Большой интерес
на предприятии ООО "Транзит Динамо" составляет изучение
движения рабочей силы. Обеспеченность
предприятия кадрами во многом определяется
характером их движения. Интенсивность
движения кадров анализируют с помощью
коэффициентов оборота по приему, коэффициента
оборота по выбытию, коэффициента текучести
кадров и коэффициента постоянства кадров.
Анализ по этим показателям проводим в
динамике по годам.
На эффективность
использования персонала ООО "Транзит Динамо" существенное влияние
оказывает характер и уровень движения
кадров на предприятии. Данные анализа
движения кадров приведены в табл.11.
Таблица 11.Анализ
движения кадров
Показатель |
2012 год |
2013 год |
Среднесписочная численность
ППП, чел. |
90 |
95 |
Принято, чел. |
10 |
9 |
Уволено, чел.
в том числе: |
9 |
11 |
по собственному
желанию |
5 |
4 |
за нарушение
трудовой
дисциплины |
4 |
7 |
Число работающих, состоящих
в списочном составе весь год, чел. |
88 |
93 |
Коэффициент оборота по приему,
% |
12 |
11 |
Коэффициент оборота по выбытию,
% |
11 |
13 |
Коэффициент текучести кадров,
% |
11 |
13 |
Коэффициент постоянства кадров,
% |
89 |
91 |
Рисунок 8. Динамика показателей движения
кадров
По данным табл.11 и рисунка 8
видно, что в транспортном цехе ООО
"Транзит Динамо"
в период с 2012 по 2013 год наблюдается незначительное
увеличения текучести кадров.
В 2013 году коэффициент текучести
кадров составил 11%, что на 2% выше, чем в
2012 году. Однако, в 2013 году произошло увеличение
коэффициента постоянства кадров на 2%
по сравнению с 2012 годом. Коэффициент оборота
по выбытию увеличился в 2013 году на
2%.
Повышенный оборот
кадров в цехе снижает укомплектованность
рабочих мест, отвлекает высококвалифицированных
специалистов, вынужденных помогать
новичкам, ухудшает морально-психологический
климат, снижает производительность
труда у тех, кто собирается
уходить, что в результате вызывает
экономические потери.
Коэффициент
приема кадров
Кпр.=
*100
(2.2)
где
Rпр. – число
работников, принятых за данный период;
Rср.сп. – среднесписочная
численность работников за данный период.
Коэффициент
выбытия кадров
Квыб.=
*100
(2.3)
где
Rвыб. – число
всех рабочих, выбывших (по всем причинам)
за данный период;
Rср.сп. – среднесписочная
численность рабочих за данный период.
Коэффициент
текучести кадров
Ктек.=
*100
(2.4)
где:
Rпр. – число
рабочих, проработавших 1 год;
Rср.сп. – среднесписочная
численность рабочих за данный период.
Коэффициент
постоянства кадров
Ктек.=
*100
(2.5)
где:
Rвыб. – число
рабочих, выбывших за данный период;
Rср.сп. – среднесписочная
численность рабочих за данный период.
Повышенный оборот
кадров в цехе ООО "Транзит Динамо" снижает укомплектованность
рабочих мест, отвлекает высококвалифицированных
специалистов, вынужденных помогать новичкам,
ухудшает морально-психологический климат,
снижает производительность труда у тех,
кто собирается уходить, что в результате
вызывает экономические потери.
Мотивы увольнения работников
из транспортного цеха ООО "Транзит
Динамо" по собственному
желанию в 2013 г. представлены на
рис. 9.
Как видно из рис. 9 основными
причинами текучести кадров автотранспортного
цеха ООО "Транзит Динамо"
являются увольнения по собственному
желанию из-за неудовлетворительного
уровня оплаты труда (46%), неудовлетворённостью
условиями труда (27%), плохой социальной
политики предприятия, неблагоприятного
режима труда, отдаленности места жительства
от места работы, и другие причины. Кроме
того, увольнения из цеха были вызваны
уходом на пенсию работников, призывом
в армию, переводом на другие должности,
окончанием договора, с оговоренным сроком.
Высокая текучесть
рабочих – это результат неумелого
руководства цеха и неудачной
кадровой политики. Напряженность
в обеспечении цеха персоналом
может быть несколько снята
за счет более полного использования
имеющейся рабочей силы, роста
производительности труда работников,
комплексной механизации и автоматизации
производственных процессов, внедрения
новой более производительной
техники, усовершенствования технологии
и организации производственного
процесса в цехе.
Итак, предприятие ООО "Транзит Динамо" и само подразделение
в силу стремления к наивысшей производительности
труда заинтересовано в стабильном коллективе.
Полученные данные
отражают высокие показатели коэффициента
выбытия и текучести кадров, почти все
увольнения происходили по собственному
желанию, вследствие неудовлетворенности
трудом, отсутствием морального и материального
стимулирования труда, низкой заработной
платы. Очень редко имели место случаи
увольнения из-за нарушения трудовой дисциплины.
Текучесть кадров
отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной
деятельности цеха, так как приводит к
потере специалистов, опытных рабочих.
Однако 90% уволенных отработали в цехе
меньше 1 года, следовательно, основной
состав работников не изменился и это
незначительно отразилось на производственно-хозяйственной
деятельности цеха.
В транспортном
цехе ООО "Транзит Динамо" все работающие
имеют образование по профилю, а руководители
и специалисты с высшим и среднетехническим
образованием (экономическим или техническим).
Почти все рабочие
имеют квалификацию по второй профессии,
что позволяет выполнять смежные работы
и не принимать дополнительный персонал.
Это позволяет судить о высоком профессионализме
и квалификации работающих.
2.3. Анализ производительности
труда персонала
В условиях перехода
к рыночным отношениям повышение эффективности
использования рабочего времени в сфере
материального производства - важнейшая
проблема, от решения которой зависят
рост производительности труда, повышение
эффективности производства и в конечном
счете насыщение потребительского рынка
конкурентными товарами, повышение благосостояния
трудовых коллективов предприятий - производителей
и всего общества в целом.
Для решения этой
проблемы необходим анализ эффективности
использования живого труда с учетом двойственного
его характера как труда конкретного и
абстрактного.
Эффективность использования
конкретного труда определяется его производительной
силой, т.е. массой потребительской стоимости
товара в единицу времени, а абстрактного
труда - его интенсивностью, т.е. степенью
расходования рабочей силы в единицу времени.
Таким образом, эффективное использование
живого труда зависит от производительной
силы труда и его интенсивности.
Повышение производительности
труда в ООО "Транзит Динамо" возможно за счет
интенсивных факторов - ускорения научно-технического
прогресса, совершенствования техники,
технологии, применения прогрессивных
материалов, механизации, автоматизации
и т.д.
Так как интенсивность
труда социально ограничена, а потери
рабочего времени на предприятиях значительны,
повышение интенсивности труда возможно
только за счет рационального использования
рабочего времени, максимального уплотнения
рабочего дня.
Потери же рабочего
времени на предприятиях в сложившихся
условиях разложения промышленного комплекса
настолько велики и очевидны, что не требуют
доказательств и специальных исследований.
Потеря лишь одной
минуты рабочего времени в масштабах страны
равнозначна потере результатов дневного
труда по оценкам разных исследований,
от 50 до 100 тыс. рабочих. Помимо прямых потерь
рабочего времени есть еще скрытые (нерациональное
использование рабочего времени и непроизводительные
затраты труда), которые также снижают
эффективность его использования. В статистической
отчетности дополнительные затраты за
выполнение не предусмотренных технологическим
процессом работ учитываются через сумму
доплат сдельщикам в связи с изменением
условий труда. Если разделить сумму доплат
на среднечасовую тарифную ставку рабочих,
можно определить потери времени из-за
отклонений от нормальных условий труда.
Присутствие на
рабочем месте не означает обязательного
участия в работе. Может быть «отсутствие
на работе», которое не надо смешивать
с отсутствием на предприятии. Теоретически
необходимо учитывать «пассивное» присутствие
на предприятии: неприятие условий работы
может выражаться в остановках работы,
не декларируемых, не объявленных, замаскированных
под замедление работы. Подобное «отсутствие
присутствующих», конечно, очень трудно
оценить и, как правило, оно не фигурирует
в статистических данных деятельности
предприятия.
Общие производительные
часы на работе включают в себя также и
часы, предшествующие непосредственному
производству (в частности, подготовка
оборудования), или же часы, потерянные
на производство брака. При этом следует
точно определить, что мы подразумеваем
под словами «чистое производительное
время работы».
Величина объема
выпуска продукции зависит от полноты
и целостности использования рабочего
времени.
Рисунок 10. Структура рабочего
времени
В ходе анализа дается:
- общая оценка
полноты использования рабочего
времени (РВ),
- определяют
факторы и размер их влияния на использование
рабочего времени,
- выясняются
причины целодневных и внутрисменных
потерь рабочего времени,