Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:02, контрольная работа
Цель контрольной работы: исследование теоретических основ обучения и развития персонала и разработка мероприятий, направленных на совершенствование обучения персонала.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы обучения и развития персонала организации;
- изучить проблемы обучения и найти способы их решения;
Введение
Обучение персонала
для большинства предприятий
в настоящее время приобретает
особое значение. Это связано
с тем, что работа в условиях
рынка предъявляет высокие
Для написания данной контрольной работы я выбрала эту тему, т.к. она является весьма актуальной на сегодняшний день. В ситуации острой нехватки оборотных средств на многих предприятиях именно человеческий капитал становится его главным конкурентным преимуществом. На фоне экономического кризиса особенно важными становятся «качественные» характеристики персонала, так как именно высококвалифицированные работники с креативным мышлением могут находить выход из нестандартных ситуаций, которые возникают в связи с рецессией мировой экономики. Основным фактором, который непосредственно влияет на качественные характеристики персонала и стоимость человеческого капитала предприятия в целом является система развития персонала, основной элемент которой - обучение персонала. Эта система является ключевой составляющей управления персоналом в целом и способствует укреплению конкурентных преимуществ предприятия на рынке.
Цель контрольной работы: исследование теоретических основ обучения и развития персонала и разработка мероприятий, направленных на совершенствование обучения персонала.
Для достижения
цели необходимо решить
- рассмотреть теоретические основы обучения и развития персонала организации;
- изучить проблемы обучения и найти способы их решения;
В ходе решения поставленных
задач необходимо применить
Информационной базой для написания работы являются: результаты проведенных опросов персонала, различные литературные источники и нормативные акты. Теоретической базой проекта являются работы таких авторов, как Кибанов А. Я., Турчинов А. И., Базаров Т. Ю. и другие.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения и развития персонала организации
1.1 Обучение и развитие персонала как фактор успешного функционирования организации
Обучение и развитие персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки и установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность.
Очень быстро изменяются как
внешние условия (экономическая политика
государства, законодательство и система
налогообложения, и т.п.), так и внутренние условия функционирования
организации (реструктуризация предприятий,
технологические изменения, появление
новых рабочих мест и др.), что ставит большинство
российских организаций перед необходимостью
подготовки персонала к сегодняшним и
завтрашним изменениям.
Достижение долгосрочных и краткосрочных
целей, необходимость повышения конкурентоспособности
и проведение организационных изменений
требуют опоры на хорошо спланированную
и четко организованную работу по обучению
персонала. При этом дело не ограничивается
передачей работникам тех или иных знаний
и развитием у них необходимых навыков.
В ходе обучения работникам может быть
передана информация о текущем состоянии
дел и о перспективах развития организации.
Кроме того, обучение призвано повышать
уровень трудовой мотивации, приверженности
персонала своей организации и включенности
в ее дела.
Расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
Анализируя понятия «развитие персонала» и «обучение персонала» следует четко разграничивать их значения. Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала, а развитие персонала включает, в свою очередь, следующие компоненты:
• профессиональное обучение;
• повышение квалификации и переподготовка;
• ротация;
• делегирование полномочий;
• планирование карьеры.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно дать следующие определения:
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.1
Развитие персонала – система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.2
Факторами, влияющими на необходимость развития персонала в современных условиях являются:
• серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;
• бурное развитие новых информационных технологий;
• системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации;
• необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации;
• участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации;
• наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.
Сегодня руководство прекрасно понимает, какую роль играет обучение сотрудников в развитии организации: Персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждой организации. Хорошо подготовленные работники способны значительно повысить уровень рентабельности организации, а в современных условиях ведения бизнеса выжить смогут только организации с высоким доходом, поэтому каждый менеджер по управлению персоналом стремится к тому, чтобы в его команде работали только профессионалы.
Успешное развитие компании возможно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями, желанием высокопроизводительно трудиться. Так как обучение и развитие не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, то оно должно играть объединяющую роль в достижении организацией основных целей. И если компания решила, что персонал нужно обучать – это признак благополучно развивающейся организации, готовой вкладывать деньги в свое будущее. Некомпетентность работников и их нежелание работать, в конечном счете, обязательно отразится на качестве коллективной работы над проектами и прибыли. Для того чтобы добиться от работников полной отдачи, необходимо хорошо их обучить. Обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы, ценности специалистов, а также их профессионального уровня. В процессе обучения работники смогут развить навыки эффективной коммуникации, необходимые для установления хороших взаимоотношений с партнерами и клиентами.
Но система обучения и повышения квалификации работников компании будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом системой стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.), работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др.
Обучение необходимо даже в том случае, если менеджер вполне удовлетворен эффективностью и качеством коллективной работы в организации. Ведь для того чтобы добиться успеха, нужно постоянно идти вперед, искать новые возможности для развития организации и уметь быстро адаптироваться к изменению условий ведения бизнеса. Инвестиции в обучение и развитие персонала помогают менеджеру гибко реагировать на требования бизнеса и эффективно управлять организацией.
Однако для того чтобы обучение работников было действительно эффективным, они должны сами осознать, что это им необходимо. Сотрудники должны иметь мощные стимулы, чтобы учиться с полной отдачей. Поэтому менеджер по управлению персоналом должен помочь работникам осознать важность обучения, объяснить, какую пользу оно им принесет. Опытные и инициативные сотрудники, которые занимаются построением карьеры, готовы к постоянной работе над собой, для того чтобы достичь более высоких результатов. А вот других работников необходимо стимулировать. Используя разнообразные методы мотивации персонала для поощрения инициативных работников, которые хотят получить новые знания, менеджер покажет им, что обучение не только полезно, но еще и выгодно.3
1.2 Виды и методы обучения персонала
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала. Профессиональная подготовка кадров осуществляется, как правило, в специальных учебных заведениях. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка организуются компанией.
Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала – обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка персонала – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Обучающая деятельность может быть представлена разнообразными ее видами, представленными на рис.14
Рис.1 Виды обучения персонала
Методы обучения:
Классифицируют методы обучения по технологии обучения. Существуют следующие технологии обучения.
К активным технологиям обучения в настоящее время относятся следующие:
Как будет происходить обучение - на рабочем месте или с отрывом от работы - определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения, более дешевое и оперативное, облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях. Методы обучения на рабочем месте.
Информация о работе Теоретические аспекты обучения и развития персонала организации