Теоретические основы управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и охарактеризовать теоретические основы системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем;
2. Определить основные принципы и логику построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования;
3. Изучить основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем 5
2 Основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования 9
3 Компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода 19
Заключение 25
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

работа (1).docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

Принцип связи процесса воспитания с жизнью, который был изучен И. П. Подласый.  Так, из этого принципа может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства [14, с. 37].

Принцип гуманизма в воспитании (Я. А. Каменский) основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.

Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания [14, с.46].

Принцип опоры на коллектив, основоположник А. С. Макаренко исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать еще один важный воспитательный ресурс [22, с. 87].

Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь».

Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.

Модель воспитательной системы образовательного учреждения – это описание той будущей системы, которую намеренны, создать педагоги, учащиеся и их учителя [23, с. 19].

Этапы построения модели системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования:

1. Диагностика или анализ деятельности школы.

На данном этапе собирается информация о путях и условиях построения воспитательной среды, изучается состояние и пути развития воспитательной системы.

Диагностика включает:

    1. изучение возможностей, способностей воспитателя и воспитанников;
    2. изучение межличностных отношений в коллективе воспитателей и воспитанников;
    3. определение в школе, в социуме воспитательных условий;
    4. анализ состояния воспитательной практики.

Для получения информации используются различные методы: педагогические наблюдения; различные виды опроса (разговоры на классных часах, беседы с активистами и другими группами учащихся); анкетирование; ретроспективный анализ (разговор или анкетирование учащихся, закончивших школу и воспринимающих ее во временном отдалении).

Для того чтобы труд заместителя директора по воспитательной работе был рационально организован, необходимо иметь информацию по вопросам воспитывающей деятельности:

  1. нормативные документы вышестоящих организаций;
  2. копилка сценариев;
  3. планы и анализы воспитательной работы за предыдущие годы;
  4. договоры, подтверждающие совместную деятельность с другими организациями (связь с социумом);
  5. отчетная документация;
  6. проспекты театров, туристических фирм, услугами которых можно воспользоваться;
  7. планы и протоколы методических объединений классных руководителей.

Полученная информация анализируется, и на основе ее анализа принимаются решения.

Хорошо проведенный анализ позволяет нам определить воспитательные задачи на новый период. Постановка воспитательных задач связана с конечным результатом работы школьного коллектива, его особенностями, запросами социума [24, с. 9].

2. Целеполагание.

Среди выделенных этапов технологической цепочки системообразующим фактором является цель.  Под влиянием цели формируется информационно-аналитическая основа, цель служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и контролировать воспитательный процесс, поведение и деятельность всех его участников.

Результаты воспитания при системно-целевом подходе могут быть достигнуты в различных областях:

  1. в эмоционально-ценностной (проявление чувств, сформированности отношений);
  2. в познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания, нормы)
  3. в психомоторной (навыки, действия, спортивные и трудовые умения);
  4. в состоянии здоровья;
  5. в уровне развития способностей;
  6. в коммуникативных, творческих умениях;
  7. в умении самоанализа, самооценки, самовоспитания.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «цель», «задача», «идеал». Под задачей понимают реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель же предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени. Таким образом, в сформулированных диагностично целях отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития.      Воспитательные задачи конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты, какими умениями и навыками, какими знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими системами, структурами, правилами, нормами) овладеет школьник. Подмена цели задачами сковывает свободу учителей, отрицательно сказывается на эффективности работы.

Цель дальнейшего развития условий воспитания учащихся  определяется совместно с классными руководителями, административным советом,  советом школы, родительской общественностью, социальными институтами. В этот период  общая цель соотносится с целями всех уровней и направлений деятельности 

          3. Прогнозирование.

На этом этапе происходит  предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий.  

4. Проектирование.

Проектировочная деятельность – это процесс прогнозирования развития школьного детского коллектива и определения стратегии учебно-воспитательного процесса и воспитательной работы. Прогнозирование  развития детского коллектива осуществляется через диагностично-сформированные цели, позволяющие увидеть конкретно, каким будет детский коллектив, какие отношения будут в нем преобладать, что будут уметь дети.

И модель воспитательной системы, и стратегия воспитательной работы создаются на основе концептуального видения предназначения школы как образовательно-воспитательного учреждения [25, с. 87].

5. Конструирование и планирование

Конструирование включает разработку направлений и конкретного содержания деятельности.

Чтобы обеспечить необходимые изменения процесса и результатов воспитания, важно создание ряда ключевых условий: кадровых, методических, информационных, мотивационных, материально-технических.

Планирование предусматривает разработку последовательных действий, систему работы, расстановку кадров, расчет объема работы во времени и предполагаемый результат.

При планировании управления развитием воспитательным процессом составляются самые различные занятия для всей школы, следуя правилу:  не повторить прошлогодний план и учесть интересы всех учащихся

При планировании необходимо учитывать   знаменательные даты, связанные с историей государства, знаменитыми людьми, событиями города,  села, родной школы. В плане могут появиться не только праздники, посвященные юбилеям, но и  исследовательская работа, связанная с интересными людьми, событиями. Народный календарь подсказывает проведение дел, возрождающих старинные обряды (Осенины, вечерки, посиделки, масленица и т.д.).

В планировании принимают участие и родители. Родительский комитет проводит опрос среди родителей учащихся: Каким формам педагогического просвещения Вы отдаете предпочтение? В каких делах класса, школы вы хотите участвовать?

6. Педагогическая коммуникация

Особое внимание в управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе при системно-целевом подходе отводится  умению общаться и строить  отношения с разными группами людей, устранять противоречия,  разрешать конфликты.

В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации заместителя директора по воспитательной работе занимает определенные коммуникативные позиции.

Так, позиция «НАД» эффективна в общении с учениками младшего возраста, которым необходима опека, в управлении внеурочной деятельностью, при осуществлении контроля. Эта же позиция поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение воспитательной программы.  Строгость  и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образом для подростков.

Но   во внеурочном общении со школьниками нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию «НАРАВНЕ». Здесь необходимо знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям. Диалогическое общение в сочетании с общением на основе дружеского расположения и увлеченности совместной деятельностью – главное средство германизации учебно-воспитательного процесса в школе. Основными способами общения являются просьба, совет, информация.

Стиль общения проявляется в опоре на мнение коллектива. Стараясь донести цель деятельности до сознания каждого, подключая к активному участию в обсуждении хода работы, мы помогаем обрести ученику уверенность в себе. Развивается самоуправление. Наиболее оптимально распределяется нагрузка с учетом склонностей и способностей каждого: поощряется  активность, развивается инициатива.

8. Контроль

На данном этапе управленческая деятельность заместителя директора по воспитательной работе направлена на получение ответов на вопросы: что получили? Что в следующий раз делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

Главная черта контроля и диагностики – оказание помощи педагогическому коллективу в преодолении трудностей. Внутришкольный контроль помогает поддерживать всю систему воспитательной работы на  оптимальном качественном уровне.

В школе должна быть создана целостная система внутришкольного контроля и самоконтроля, определены цели, виды, формы и методы контроля, ответственные за его проведение.

В задачи внутреннего контроля входит сбор и обработка информации о состоянии воспитательного процесса, для того чтобы обеспечить обратную связь между всеми управленческими решениями в ходе их реализации.  Теоретическая и методическая подготовленность обеспечивает планомерность, обоснованность, всесторонность контроля.

Методы контроля: беседа, наблюдение, изучение школьной документации, графиков, таблиц, диаграмм, анкетирование, проведение диагностических работ.

Объекты внутреннего контроля:

  1. Воспитательный процесс - анализируется уровень воспитанности учащихся, их общественной активности, качество работы классных руководителей в воспитательном процессе, качество традиционных общешкольных мероприятий, уровень здоровья и физической подготовки учащихся, качество профилактической работы с запущенными детьми.
  2. Методическая работа - методический уровень каждого классного руководителя, механизм распространения педагогического опыта.
  3. Психологическое состояние - степень психологического комфорта или дискомфорта учащихся, учителей.

Информация о работе Теоретические основы управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода