Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: изучить и охарактеризовать теоретические основы системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем;
2. Определить основные принципы и логику построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования;
3. Изучить основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода.
Введение 3
1 Теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем 5
2 Основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования 9
3 Компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Правильный стиль общения в школе создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность воспитательной деятельности.
Особое внимание уделяется классным руководителям, которые ведут большую работу с классным коллективом и родителями. Такой огромный и разносторонний объем работы классного коллектива невозможен без помощи со стороны. Помощь оказывается в организации внеурочной воспитательной работе (подбор нужных сценариев, определение конкретных задач класса в КТД школы), в поиске объекта для общественно полезного труда учащихся, организуются поездки в театр, музей, подсказывается тематика и оказывается помощь в подготовке к родительскому собранию и т.д. [31, с. 9].
Важнейшей составной частью деятельности заместителя директора по воспитательной работе является инструктивно-методическая учеба классных руководителей, воспитателей. Она планируется дифференцированно на учебный год с учетом уровня профессиональной подготовленности педагогов и условий организации жизнедеятельности школы, класса.
Сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим помогает ученическое самоуправление. В школе должна быть разработана своя модель ученического самоуправления, где каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности.
Разветвленная сеть воспитательно-
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности.
Эффективность выполнения управленческих решений невозможно без стимулирования, которое способствует побуждению исполнителей и соисполнителей к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Создание условий, при которых поручение, задание учителю или ученику по выполнению плана, программы становятся стимулом, относится к наиболее острой проблеме теории и практики управления.
Современная система управления воспитательного процесса предполагает развитие самоуправления и соуправления. А это значит, часть полномочий и ответственности за результаты труда возлагаются на самих участников воспитательного процесса. Что означает построение горизонтальных связей сотрудничества. Именно этот механизм является большим резервом и стимулом нового характера взаимодействия учителей и руководителей нашей школы [33, с. 49-50].
Таким образом, при изучении, анализе и описании компонентов системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования можно прийти к выводу, что эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода действенна и обоснованы при включении всех компонентов в систему управления воспитательным процессом.
Заключение
После изучения теоретических основ управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода мы можем сделать вывод, что существует актуальная научная проблема создания научно-методических средств повышения качества управления развитием воспитательной системы современной школы, приведения ее в соответствие изменившимся социально-экономическим и социокультурным условиям жизни.
Проведен анализ современных
процессов развития воспитательных систем общеобразовательной
При характеристике теоретических подходов в решении проблем управления развитием воспитательных систем на основе системно-целевого подхода были:
1. Охарактеризованы теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем. В результате анализа проблем управления развитием воспитательной системы школ выявлены проблемы, сдерживающие это развитие. Выявлено, что, основные проблемы, снижающие качество и результаты процессов воспитания в школе, их отставание от динамики развития процессов обучения, связаны с несовершенством управления воспитывающей деятельностью.
2. Определены основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования. Можно сделать вывод, что выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки основных принципов и логики построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования, каждого компонента данной модели управления в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый принцип, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей воспитательной систем.
3. Изучены основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода. Союз трех принципов воспитания при системно-целевом подходе придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Обоснован также системно-целевой
подход как теоретическая основа совершенствования
управления развитием школьной
На основе системно-целевого подхода разработана модель управления развитием воспитательной системы школы, обеспечивающая повышение ее эффективности. Структурное представление модели, четкое описание ее основных элементов и их взаимосвязей (объектов управления, процесса, результатов) обеспечило успешную экспериментальную проверку, в ходе которой нашло подтверждение о том, что модель управления развитием воспитательной деятельности школы, разработанная на основе системно-целевого подхода, способна обеспечить повышение эффективности воспитывающей деятельности [28, с.4].
Обосновано, что модель управления должна соответствовать следующим требованиям:
- объектами управления
являются: целостная воспитательная
- результатом в воспитательной
деятельности школы являются
система логически связанных
изменений в целях, планируемых
результатах, в содержании, средствах,
методах, формах и условиях
Проведенное исследование не исчерпывает в полной мере всех аспектов проблемы. В работе поставлен ряд вопросов, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейших исследованиях. Необходима разработка организационно-экономических механизмов создания и развития открытых воспитательных систем, моделей создания единого воспитательного пространства, развития форм самоуправления применительно к воспитательной деятельности школ, внедрения модели в других типах и видах образовательных учреждений.
Список использованных источников
1 Ветохин, С. С. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.
2 Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление: пособие для кл. рук. и педагогов-организаторов/ В. Т. Кабуш. – Минск: Полымя, 1998. – 183 с.
3 Игнатьева, A.B. Исследование систем управления: учеб.пособ. для ВУЗов / А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-167 с.
4 Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой., Просвещение, 2007. – 198 с.
5 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь
6 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под. ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М., 1999. – 215 с.
7 Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А.Караковский. — М.: НИИ Школьных технологий, 2008. 240 с.
8 Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 156 с.
9 Шукаева, Т.М. Основные факторы восприимчивости образовательных учреждений к новшествам / Т.М.Шукаева // Инновационная деятельность в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции в г.Пушкино. — М. : ИРОТ, 2010. - 8с.
10 Адамский, А.И. Школа сотрудничества. Манифесты / А.И.Адамский // Перемены. - 2002. - № 5. - С. 69.
11 Караковский, В.А., Новикова, Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа,1996. – 208 с
12 Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе, Учебное пособие / В.С.Лазарев. М. : Центр педагогического образования, 2008. -218 с.
13 Рожков, М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:Владос, 2001. – 189 с.
14 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Монография/ Под ред. Н. Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. — Изд. 2-е, доп. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010. – 112 с.
15 Степанов, П.В. Как создать воспитательную систему школы / П.В.Степанов. М. : Педагогический поиск, 2006. - 132 с.
16 Лебедев, O.E. Подходы в воспитании Текст. / О.Е.Лебедев // Школьные технологии. 2004. - №5. - с.3-12.
17 Бондаревская, Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. - Ростов-н/Д.: Компас, 1999. - 112с.
18 Юдина, И.Г. Портфолио ученика средней школы Текст. / И.Г. Юдина. Волгоград, Учитель, 2008. - 223 с.
19 Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А.Конаржевский. — М. : Центр Педагогический поиск, 2000. 224 с.
20 Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
21 Кузьмин, П.В. Управление развитием системы воспитательной работы в регионе Текст. / П.К.Кузьмин / Автореферат дис. . канд.пед.наук. 13.00.01. -М.: МПГУ, 2008.- 24 с.
22 Макаренко, А.С. О воспитании. М. 1988. – 176 с.
23 Поляков, С.Д. Реалистическое воспитание / С.Д.Поляков. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176 с.
24 Лебедев, O.E. Компетентностный подход в воспитании / О.Е.Лебедев // Школьные технологии. 2004. - №5. - с.3-12.
25 Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании / В.М.Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
26 Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности / Л.С.Подымова, В.А.Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2007. - № 1. - с. 42-49.
27 Афанасьева, Т. П. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование / Т.П.Афанасьева, И.А.Елисеева. М. : ИНИДО, 2000.- 28 с.
28 Степанов, П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.
29 Байбородова Л.В., Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. / Л.В. Байбородова - Ярославль: Школьник, 1991. – 293 с.
30 Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие / Под ред. Л.П. Ильенко. М.: АРКТИ, 2005. – 152 с.
31 Левчук, Л.В., Западная версия глобализации общества и глобального образования // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. - №3. – 2003
33 Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление:
пособие для кл. рук. и педагогов-