Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА 7
2.ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД 10
3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД 11
3.1.Теория Д.Мак-Грегора 11
3.2.Теория мотивации У.Оучи 13
3.3.Три стиля руководства К. Левина 14
3.4.Классификация Р.Лайкерта 18
4.СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 20
4.1. Модель ситуационного лидерства Фидлера 20
4.2.Теория «путь – цель» Митчелла и Хауса. 22
4.3.Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 28

Вложенные файлы: 1 файл

основы мен-та.docx

— 107.52 Кб (Скачать файл)

Желание исполнителей принять ответственность при их сравнительно низкой квалификации требует от руководителя и создания условий для выполнения заданий, и мотивации, и внимания к подчиненным. “В обмен” они активно работают над выполнением задания.

Достаточно высокая квалификация исполнителей позволяет руководителю не детализировать задачу. Однако исполнители имеют достаточно высокую самооценку и требуют внимания. Руководителю целесообразно привлечь исполнителей к принятию решений.

Исполнители имеют очень высокую квалификацию - они могут и хотят взять ответственность за принятие решения и его выполнение. Задача руководителя сводится лишь к делегированию полномочий и контролю конечного результата.

Ситуационный подход включает ряд положений из поведенческого подхода (например, рассмотрение ориентации на отношения или задачу, анализ структурированности задачи и участие исполнителей в принятии решений). В то же время здесь рассматривается более широкий круг факторов, влияющих на выбор стиля лидерства, в частности, характеризующих конкретную ситуацию. Однако, несмотря на большое число подходов и моделей, эффективное лидерство, эффективный лидер - явление сравнительно редкое. Это обусловлено, в частности, необходимостью широкого применения качественных оценок различных факторов, влияющих на выбор определенного стиля. Достаточно ли у руководителя опыта для принятия качественного решения, структурирована ли задача, высока ли вероятность конфликта при выборе данного варианта решения, получит ли поддержку у подчиненных автократическое решение руководителя, являются ли отношения руководителя с подчиненными хорошими? Ответы на эти и многие другие вопросы определяют эффективность руководства, успех руководителя. Опора на науку помогает найти эффективные ответы. Однако руководство в значительной мере является и искусством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная теория менеджмента уделяет  повышенное внимание вопросам лидерства  в организации. Этой тематике посвящается  немалое количество исследований и  публикаций.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях  должны быть разными. Признается, что  лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек  может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует  наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в  компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного  типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и  управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских  отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Эффективность управления непосредственно  связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении  насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность  функционирования организации может  быть обеспечена менеджментом без учета  отношений лидерства.

Но в нестабильных условиях, требующей  от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с  новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной  деятельности зависит от потенциала лидерства.

 

 

Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого  подхода к руководству. Чтобы  точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности  подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. 
 Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на достижение.

Аналогичная ситуация может  возникнуть, как это часто и  происходит, если руководитель переведен  из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Конечно, некоторые  люди имеют более выстроенную  личность, чем другие, и они менее  способны реагировать на различные  ситуации, требующие изменений в  характере поведения. Хотя в этой области необходимо проводить дальнейшие исследования, предыдущие исследования показали, что эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, т.е. меняя  стили.

Руководитель, который хочет  работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять  какой-то один стиль руководства  на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для  конкретной ситуации. Лидерство, как  и управление, является до некоторой  степени искусством. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

I. Книги и учебные пособия

1)Белинская Е., Социальная психология: Хрестоматия/ Белинская Е., Тихомандрицкая  О.//- 257-268c.

2)Петров В.В., Менеджмент организации,  Управление персоналом:учебное пособие/В.В.  Петров//- «Экслибрис»-200c )Чуйкин А.М., Основы менеджмента: учебное пособие/А.М. Чуйкин//-КГУ

3)Большаков А.С., Менеджмент:учебное  пособие/А.С. Большаков.-2000г.-14с.

4) Филонович С.Р., Введение в «Теорию и практику лидерства»:учебное пособие/С.Р Филинович-2010г

5)Виханский О.С., Стратегическое  управление/А.С Виханский-М.,-1999г.

6) Виханский О. С., Менеджмент / О.  С. Виханский, А. И. Наумов-М., Экономистъ-2004г.-528с.

7) Демченко Д., Бизнес./Д. Демеченко// Кружок моделирования-2009.-№56

8) Таунсенд Р. Секреты  управления, или Как удержать  компанию от подавления инициативы  людей и снижения прибыли./Р.Таунсенд- М., 2006. С.46

III. Интернет источники

9) Макгрегор, Дуглас.URL.http://ru.wikipedia.org(дата обращения 4 декабря 2010г

10)Основныетеориилидерства(Д. Ольшанский) .URL: http://psyfactor.org/lybr51.htm(дата обращения: 5 декабря 2010г)

      1. Журналы и сборники

11)Ельникова Н., Клуб бизнес-тренеров/Н. Ельникова// Лидерство. Теории лидерства. Обзор основных концепций-2007.-с.4-7

12) Государственное управление,Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000. - 632 с.

   


Информация о работе Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства