Теория менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.

Содержание

1. Какие основные положения школы научного менеджмента используются в настоящее время при управлении организацией?
2. Какова связь этики и этикета деловых отношений?
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Теория менеджмента (контрольная работа).doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (Контрольная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Какие основные положения школы научного менеджмента используются в настоящее время при управлении организацией?

 

Появление школы научного управления во многих исследованиях  определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора.

В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правила управления):

- создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

- отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

- сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;

- равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Первой фазой методологии  научного управления является анализ содержания работы и определение  ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.

Тейлоризм - это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами  которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным  переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

На первый взгляд принципы Тейлора чрезвычайно просты.

Первый принцип повышения  производительности физического труда  гласит: надо изучить задачу и проанализировать движения, необходимые для ее выполнения.

Второй принцип: надо описать каждое движение и составляющие его усилия, а также измерить время, за которое оно производится.

Третий принцип: устранить  все лишние движения; каждый раз, начиная  изучать физический труд, мы обнаруживаем, что большинство освященных временем процедур оказываются пустой тратой времени и мешают повышению производительности труда.

Четвертый принцип: каждое из оставшихся движений, необходимых  для выполнения поставленной задачи, снова соединяются вместе - так, чтобы  работник тратил на его выполнение как можно меньше физических и  умственных усилий и минимальное количество времени. Потом все движения снова соединяют в единую логическую последовательность. Наконец, последний принцип гласит: необходимо соответствующим образом изменить конструкцию всех инструментов, используемых в данной работе. Принципы Тейлора выглядят очевидными, как и любые эффективные методы. Но чтобы выработать их, Тейлор экспериментировал в течение 20 лет.

В настоящее время  при управлении организацией используются все принципы школы научного менеджмента  кроме абсолютного следования разработанным на научной основе стандартам и правилам.

За последние сто  лет методика Тейлора претерпела бесчисленное множество изменений, уточнений и усовершенствований. Изменилось даже ее название. Сам Тейлор называл свою методику «анализом  задач» или «научным управлением задачами». Двадцатью годами позже эта методика получила новое имя - «научная организация труда» или «менеджмент». Еще через 20 лет, после Первой мировой войны, менеджмент в США, Великобритании и Японии стал называться «научным менеджментом», а в Германии - «рационализацией производства».

Тейлор показал, что  никакого мастерства в физическом труде  нет, а есть простые, повторяющиеся  движения. Производительными их делает знание, точнее, знакомство с оптимальными способами исполнения и организации  простых однообразных движений. Именно Тейлор был первым, кто соединил знания и труд. Все это вызвало сильнейшую неприязнь к Тейлору со стороны современных ему профсоюзов, объединявших в то время работников высокой квалификации, мастерство которых объяснялось владением некими тайнами ремесла, причем владением монопольным. Раздражало профсоюзы и то, что Тейлор пропагандировал оплату труда «по конечному результату», т.е. за выполненное в срок задание, а не «за процесс», т.е. за количество отработанных часов. Профсоюзы и сегодня проклинают Тейлора за эту идею. К тому же данное Тейлором определение работы как серии операций во многом объясняет тот факт, что его концепции отвергают люди, никогда сами, не занимавшиеся физическим трудом (писатели и интеллектуалы - последователи поэтов и философов прежних времен). Тейлор разрушил романтику труда. «Тайны ремесла» он заменил «последовательностью элементарных движений».

 

2. Какова связь  этики и этикета деловых отношений?

 

Этика деловых отношений  является моральной категорией, охватывающей различные формы деятельности фирмы, и не может быть изложена с помощью определенного перечня правил поведения и общения. Этика свою законченную форму приобретает в виде делового этикета, который в целом можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого в бизнес-среде.

Этика деловых отношений с партнерами:

- Соблюдение обязательств;

- Недопущения манипулирования  инвестициями;

- Учета интересов партнеров  при разделе прибыли.

Этика деловых отношений с конкурентами:

- Предотвращения тайных соглашений на рынках;

- Использование социально приемлемых  приоритетов и критериев для  оценки конкурентных стратегий;

- Выход из сомнительных рынков  при возникновении значительных  этических проблем.

Используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемы, что помогает эффективно организовать процесс управления. особенно важно изучать все составляющие делового этикета в бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует большое количество национальных и культурных поправок, весьма значительных в деловых отношениях. Как не заблудиться в этом море национальных различий? Как избежать улыбок, связанных со слепым копированием чужих манер? Лучшие помощники здесь - такт и верность национальному менталитету и бизнес-этикета (благо в настоящее время превалирует бизнес-этикет, рожденный сближением национальных деловых кодексов хорошего тона).

Причины неэтичного поведения:

- Недостаточность законодательной  и нормативно-правовой базы;

- Значительный объем  "теневой" экономики;

- Конкурентная борьба, что отодвигает на дальний  план этические соображения;

- Растущее стремление  отчитываться об уровне доходности  за все более короткие периоды,  т.е. в каждом квартальном отчете;

- Отсутствие должного стимулирования этического поведения руководителей;

- Общее снижение роли  этики в обществе;

- Определенное давление  на рядовых работников со стороны  организации с целью поиска  компромиссов между их ценностями  высшего руководства;

- Низкие моральные  качества членов общества.

Эффективное, результативное управление невозможно обеспечить без  этики, ради успехов самого предприятия  важно относиться к другим с уважением, ценить других людей и учитывать, что происходит внутри и вокруг предприятия. Каждая организация является частью общества (обществ) и более крупного среды, игнорирование общества и среды может привести к ситуации, при которой предприятие больше не сможет продолжать свою деятельность. Общество и среда могут существовать и без какого-либо конкретного предприятия, но предприятие без окружающей его среды и общества не выживет.

Люди создают организации, и организация создается, в первую очередь, именно для людей. Все изделия  и услуги, которые производятся и  предлагаются, создаются именно для  людей и для удовлетворения их потребностей. Люди формируют организации, общества и страны, поэтому нельзя забывать о человеке, его нуждах и желаниях.

Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в процессе делового сотрудничества со своими подчиненными, начальником и коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Общий нравственный принцип  человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима  твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего закона». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Эта сторона делового общения приобретает особо важное значение при следовании правилам этикета.

Этика – это наука  о морали, об отношениях, складывающихся между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. Целью  этики является формирование добродетельного гражданина государства. Главное в этике – поступки. Этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно. Этика изучает два рода проблем: 1) теоретические (происхождение морали, сущность морали); 2) практические, т.е. как надо поступать в конкретной ситуации. Нередко этику называют практической философией.

 Слова «этика» и  «этикет» воспринимаются как  близкие по значению. И это  естественно. К такому восприятию  подталкивают не только сходство  слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» – из греческого (ethika от ethos – привычка, нрав). Одно из значений слова etiquette – надпись.

Основную функцию или смысл этикета государственного служащего можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

 Второй по значению  функцией этикета является функция  удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей до самых общих правил, этикет представляет собой приближенную к повседневной жизни систему.

Этикет является одним  из главных «орудий» формирования имиджа организации. То учреждение государственной  службы, в котором не соблюдается этикет, теряет очень многое. Там же, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Практически во всем мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

 Главное требование  современного этикета – гармония  внутренней и внешней культуры, когда красивые, совершенные формы  внешнего поведения опираются  на высокую нравственную культуру  личности. Сплав внутренней и внешней культуры делает поведение естественным, органичным, привлекательным, непринужденным.

Этикет – элемент  внешнего поведения человека, основанного  на внутренних качествах личности. Имеется в виду, что человек, следующий  правилам этикета, должен отличаться порядочностью. Порядочный человек никому не грубит, не устраивает «сцен», не оскорбляет наглыми, презрительными взглядами не потому только, что это было бы резко и неучтиво, а потому, что неразумно и несправедливо. Однако в каждом конкретном случае такая связь отнюдь не обязательна: этикетное поведение может заключать в себе безнравственный поступок (например, можно элегантно, в соответствии с правилами хорошего тона, оскорбить и унизить человека). Подлинные воспитанность и хорошие манеры – это не этикетка. Подлец и подонок может обладать отменными манерами, но рано или поздно все равно выяснится, что скрывается за внешним лоском.

Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями. Рассматривать нормы этикета  в отрыве от моральных и этических принципов невозможно. Этикет без моральной основы не достигает главного – уважительного отношения к людям. Авторы работ по проблемам этики служебных отношений, обращая внимание на универсальность этикета, подчеркивают безусловную значимость данных правил в сфере делового общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник-М: Финансы и статистика 2007-192с.

Информация о работе Теория менеджмента