Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:44, курсовая работа
следования, обоснования и построения системы законов.
Целью данной работы является изучение основополагающих законов организации. Рассмотреть их применение в практической деятельности.
Задачами данной курсовой работы являются:
- определение и построение системы законов организации;
- изучение классификации основополагающих законов.
- понимание механизмов взаимодействия объективной и субъективной, материальной и интеллектуальной организации, как процесса или системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ……
1.1 Система законов организации ……………………….
1.2 Классификация законов организации…………
1.3 Принципы организации………….
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………..
2.1Система управления организацией ……………………
2.2 Организационные структуры управления организацией……
Заключение………………………………………..
Список литературы………………………………………………
а) Эволюционная - постепенное качественное и количественное изменение.
б) Революционная - скачкообразный переход системы из одного состояния в другое.
Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным. На всякий случай напомню, прогрессивное развитие - переход от низшего качества к высшему, соответственно, регрессивное развитие - обратный процесс.
3. Принцип соревновательности и конкуренции
Принцип конкуренции позволяет
развить в организации
Здоровая конкуренция выявляет наиболее результативные пути развития. Это выражается в сравнении, отборе и выборе конкретных методов управления. При всем этом конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации; может быть тем импульсом, который подтолкнет организацию к совершенствованию, качественному изменению, а может привести к разорению, банкротству, потере деловой репутации.
Конкурентные преимущества бывают следующих типов:
Зная каждый тип преимуществ руководитель сможет легче их выделить в своей организации и постараться реализовать наиболее эффективно.
4. Принцип дополнительности
В организационных системах сочетаются, с одной стороны объективные устойчивые тенденции, программируемые процессы, а с другой стороны - случайные, неустойчивые, стихийные, не программируемые, вероятностные. Эти начала дополняют друг друга и способствуют более эффективному и устойчивому функционированию организационных систем.
Также к общим принципам можно отнести:
Структурные принципы - обеспечивают четкое взаимодействие между общими целями и задачами, а также разделяют общее на более частное с специальное. Этот процесс способствует правильному подбору и назначению руководителей структурных подразделений.
К структурным принципам относят
Принципы процесса - определяют характер и содержание деятельности руководителей, а также их взаимоотношения с подчиненными (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративные дух, подчинение общему интересу).
Принципы конечного результата - отвечают за оптимальные конечных характеристики организации, например порядок, стабильность, инициативность работников и т.д.
Специфические принципы делятся на 2 группы, первая группа - это принципы приоритета:
1) Принцип приоритета целей - в системе "Цель-Задачи-Функции" наивысший приоритет имеет цель.
2) Принцип приоритета функций над структурой при создании организации.
3) Приоритет структуры над функциями в уже действующих организациях.
4) Приоритет субъекта над объектом при создании организации.
5) Приоритет объекта управления над субъектом в действующих организациях.
Вторая группа специфических принципов - принципы соответствия (конечного результата):
1) Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами.
2) Соответствие распорядительства и подчинения, то есть у каждого подчиненного должен быть один линейный руководитель и несколько функциональных.
3) Принцип соответсвия эффективности производства и экономичности.
4) Принцип прямоточности.
5) Принцип ритмичности. Производственные и информационные процессы должны идти равномерно, по заранее определенным временным интервалам.
На этом рассмотрение вопроса организационных принципов можно считать вполне законченным, но позволю себе еще раз напомнить - каждый руководитель должен знать и понимать данные принципы, а еще лучше уметь применять их в практической деятельности.
2.1 Система управления организацией
Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управление организацией
- это непрерывный процесс
Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 3.1.
В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено - необходимый элемент любой организации.
Рис. 3.1. Взаимодействие управляющей
и управляемой части деловой
организации
А - управляющая информация, Б - информация
об исполнении.
На этом уровне принимаются
управленческие решения как результат
анализа, прогнозирования, оптимизации,
экономического обоснования и выбора
альтернативы из множества вариантов
достижения поставленной цели. Управленческое
решение принимается с целью
преодоления возникшей
Заметим, что управленческое
решение - это результат коллективного
творческого труда. Оно всегда носит
обобщенный характер. Даже когда руководитель
самостоятельно принимает решение,
то коллективный интеллект в явной
или неявной форме влияет на процесс
разработки индивидуального
Управляемая часть - это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так например, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.
Чтобы координировать действие
управляемой части, необходимо использовать
систему научного управления, обоснованную
Ф. Тейлором в его книге "Принципы
научного управления", вышедшей в
свет в 1911 году. Ф. Тейлор впервые отделил
процесс планирования труда от самого
труда, выделив, таким образом, одну
из основных управленческих функций. Основные
положения системы научного управления
по Тейлору формулируются
Позже Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности труда, относящиеся к звену управления организацией, определив истинную миссию и назначение управленческого труда:
Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал Г. Файоль, ученик и последователь Ф. Тейлора и один из основателей научной теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:
Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале ХХ века. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно-техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название "контроль за исполнением решения". Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением электронных систем расчетов и электронных заменителей денег.
Организационные структуры управления организацией
Часть деловой организации,
реализующая функции
На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть (hierarchia = hieros + arhe) - был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины.
По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет интересовать применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.
В современной теории организации понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.
С иерархией властных полномочий
тесно переплетается
Рис. 3.6. Графическое отображение вертикальных и горизонтальных связей в системе
Очевидно, что в сложных структурах управления такое деление носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.
Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.