Теория потребления выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Теория потребления выбора дает возможность изучить принципы построения спроса на определенные товары и услуги. При изучения теории надо помнить, что рассматривая область в целом требуется ее разделить на составные части и их подробно, по отдельности изучить. В курсовой работе изучаеться склонность человека к конкретному товару среди множества на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Теория  потребления выбора дает возможность  изучить принципы построения спроса на определенные товары и услуги. При  изучения теории надо помнить, что рассматривая область в целом требуется  ее разделить на составные части  и их подробно, по отдельности изучить. В курсовой работе изучаеться склонность человека к конкретному товару среди множества на рынке.

     Актуальность  темы.

     Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду

     Л.П. Кураков обращает внимание на неразрешимое противоречие в развитии человеческой деятельности и человеческих потребностей, “когда развитие потребностей вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние, в свою очередь, обуславливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности”.

     Объектом  “Поведения потребителей” в индивидуалистической традиции является человек. В социологической - одна из сфер общественной жизни - процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а лишь его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. С точки зрения социологической традиции предметом представляется поведение различных социальных общностей в процессе потребления.

     Под анализом потребителя исследователи  понимают систему методов изучения существующих и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения запросов и предпочтений, на поведение потребителей на рынке в целом, выявление причин возникновения неудовлетворенных потребностей. Анализ потребителя складывается из изучения следующих элементов:

  • участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?);
  • предметов рынка (какие продукты и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?);
  • целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?);
  • организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);
  • операционных процессов рынка (как осуществляются покупки?);
  • возможностей приобретения (когда осуществляются покупки?);
  • каналов сбыта (где осуществляются покупки?).

     Качество  исследований поведения потребителя  предполагает применение системного анализа, т. к. он позволяет рассматривать  любую рыночную ситуацию как некий  объект для изучения с большим  диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Специалисты обращают внимание на тот факт, что через научные исследования можно понять мотивацию и поведение потребителей. Моделирование поведения потребителя - одна из ключевых проблем, как теоретиков, так и практиков. С помощью модели специалисты стремятся ответить на основные вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в другой - по иному?; какие факторы доминируют в механизме принятия решения о первой и повторных покупках или отказе от них?

     Изучая  поведение потребителей, мы создаем  идеальные модели, вычленяя из реальности только то, что считаем причинами  и их следствиями. Поэтому главная  функция модели - объяснительная. Упрощая  реальность, мы с помощью модели стремимся ответить на вопрос: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в иной по-другому? Социальные процессы могут моделироваться по-разному. Их модель может быть представлена на компьютере средствами мультимедиа, выражаться в виде диаграммы, таблицы, схемы. В основе книги Д.Ф. Энджела, Р.Д. Блэкуэлла, П.У. Миниарда “Поведение потребителей” находятся четыре ведущих положения:

  • потребитель-хозяин;
  • для успеха в бизнесе нужно понимать мотивацию потребителя и его поведение;
  • поведение потребителя подвержено влиянию;
  • работая с потребителем, необходимо соблюдать социальную законность и этическую чуткость.

     Они подчеркивают, что “понимание мотивации  и поведения потребителя и  их учет при разработке товаров и  мероприятий по их продвижению на рынок- это не вопрос выбора, а абсолютная необходимость для выживания в условиях конкуренции”. Причем “потребитель независим в своем выборе, однако маркетинг может повлиять и на мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитана на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя”.

     Целью курсовой работы является наработка опыта по изучению методов и приемов построения и анализа математических моделей различных экономических объектов, разработки оригинальных математических моделей и применения количественных методов.

     Исследования модели будет состоять из:

     -описания  модели поведения потребителя  в условиях совершенной конкуренции,

     -построения  математической модели,

     -нахождения  равновесия потребителя для случая  двух частично взаимозаменяемых благ,

     -решение примера задачи потребительского выбора.

     Глава 1. Экономическая постановка задачи и характеристика объекта 

     В теории потребления основной задачей  математической является построение формализованной  теории поведения потребителя. Основными  составляющими этого процесса являются разработка математических моделей потребления и изучение на основе исследования свойств таких моделей закономерностей поведения потребителей в зависимости от экономической ситуации и институционального устройства экономики .

     В основе модели потребителя лежит  гипотеза о том, что потребители, осуществляя выбор благ при установленных ценах и имеющемся доходе, стремятся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей.

     Рассмотрим  основные понятия модели поведения  потребителя.

     Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в orpaниченном количестве.

     Как определить стоимость экономического блага? К.Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей.

     Потребитель — гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Потребности людей различаются по степени  неотложности: на первом месте стоят  потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище (ради безопасности, как мы знаем, беженцы покидают свои жилища); затем потребности в общении, принадлежности к коллективу, наконец, потребности в интересной работе, в творчестве. Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (самый яркий пример — климатические различия: жители жарких стран испытывают потребность не в отоплении, а наоборот, — в охлаждении воздуха).

     Из-за бюджетного ограничения потребителя, ему приходиться экономить, выбирать благо по цене и качестве, при этом он комбинировает благи с максимальной совокупной полезности для себя. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

     Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров  и услуг при его бюджетном  ограничении.

     В теории поведения потребителя можно  выделить следующие аксиомы:

     аксиома совершенной упорядоченности исходит из того, что любые два набора можно сравнить между собой;

     потребитель ведет себя рационально, т.е. он последователен в своих предпочтениях и его  предпочтения транзитивны;

     аксиома рефлективности предполагает, что предпочтения потребителя уже сформированы, т.е. он может оценить любой возможный набор товаров и услуг и делает свой выбор разумно;

     аксиома ненасыщенности: согласно которой увеличение количества какого-то товара в наборе ведет к возрастанию полезности набора, так что потребитель всегда будет стремиться к получению все большего количества товаров. 

 

Глава 2. Математическая постановка модели поведения  потребителя 

     2.1 Математическая постановка  задачи поведения  потребителя

      Кривые  безразличия графически отражают систему  предпочтений потребителя. Естественно потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Однако это не всегда возможно, так как потребительское поведение ограничивается средствами, которыми он располагает.

      Если обозначать рыночные цены блага x через p х , а блага y через p y , а его доход через I , то бюджетное ограничение потребителя можно записать в виде уравнения

.

Доход потребителя равен сумме его  расходов на покупку товаров x и y .

     Преобразуем уравнение и получим уравнение  бюджетной линии, которая имеет  вид прямой линии (рис. 3.11). Чем выше доход, тем дальше от начала координат находится линия бюджетного ограничения:

.

Пусть заданы линия бюджетного ограничения  и несколько кривых безразличия. Товарный  набор выбирает потребитель.

Оптимум потребителя будет в точке  С (рис. 3.12). В рамках бюджетного ограничения индивид постарается так распределить свой доход между различными благами, чтобы максимизировать полезность  u . Соответствующий набор благ называется оптимальным планом потребления и обычно обозначается точкой касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Рис. 3.11. Бюджетная линия 

Рис. 3.12. Оптимальный выбор потребителя 

В точке  оптимума выполняется равенство 

Соотношение цены блага x к цене блага y равно предельной норме замещения блага x благом y .

     В общем случае рассмотрим потребителя (группу семей) с определенным доходом  I , предназначенным для приобретения набора товаров x  = ( x 1 , ..., x j , ..., x n ), цены которых соответственно равны p  = ( p 1 , ..., p j , ..., p n ).

Здесь x , p   неотрицательные векторы.

     Ограниченность  возможного выбора потребителя выражается с помощью бюджетного ограничения:

      Постановка  задачи оптимального выбора потребителя  может быть сформулирована двояко:

а) в терминах отношения предпочтения: наилучшим (оптимальным) считается набор , который является наиболее предпочтительным по отношению среди всех неотрицательных векторов x , удовлетворяющих бюджетному ограничению. Наиболее предпочтительным на множестве R обычно называется набор , обладающий тем свойством, что он удовлетворяет условию

Очевидно, что единственность такого набора, вообще говоря, не обеспечена;

б) в терминах функции полезности: оптимальный набор соответствует наибольшему значению u  ( ) в указанных выше условиях, т.е. является решением задачи:

u  ( ) = u  ( x 1 , ..., x j , ..., x n )max

при условиях

Информация о работе Теория потребления выбора