Теория управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:57, творческая работа

Краткое описание

Работа содержит презентацию по дисциплине "Теория управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.ppt

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Лектор: доктор психологических и экономических наук, профессор кафедры  «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» 

 

 

 

 

Сущность и содержание теории управления

 

 

 

 

Объект и предмет теории управления

 

  • Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
  • Механизм управления — это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
  • Две трактовки понятия «управление»:
  • 1) как процесс управления организацией — управленческая деятельность;
  • 2) как механизм управления.
  • Объект теории управления — это управление как процесс и как механизм.
  • Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
  • Предмет теории управления — управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

 

 

 

 

Первый этап развития теории управления

 

  • изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма уп­равления и мировоззренческое философское обоб­щение модели механизма управления.
  • Необходимо проанализировать исторические тен­денции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.
  • Содержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления.

 

 

 

 

Второй этап

 

  • определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управ­ления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства орга­низационного управления.
  • формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

 

 

 

 

Третий этап

 

  • формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

 

 

 

 

Четвертый этап

 

  • изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система комму­никаций и мотивации управленческой деятельности.

 

 

 

 

Пятый этап

 

  • изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).

 

 

 

 

Шестой этап

 

  • развития теории управления — создание методологических основ оценки эффективности управления, Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

  • 1) определение цели и результата ее достижения с помощью  необходимых  и  достаточных  способов, средств и воздействий;
  • 2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реа­лизацию их программ и целей деятельности;
  • 3) создание и осуществление воздействий, обеспе­чивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;
  • 4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетво­ряются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

  • 5) процесс формирования целей и способов их достижения;
  • 6) использование причинно-следственных отноше­ний, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);
  • 7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;
  • 8) управление - процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

 

 

 

 

 

Субъект и объект управления 

 

  • Субъект - физическое или юриди­ческое лицо, которое осуществляет властное
  • воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и мо­рально-этические рычаги воздействия.
  • Объект- то, на что направлено властное воздействие субъекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

 

 

 

 

Основные этапы процесса формирования научной теории:

 

 

  •  наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук ме­тодов;
  • синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономер­ности);
  • формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;
  • разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;
  • создание методологии исследования процессов заданной типологии;
  • накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректи­ровка.

 

 

 

 

Особенности процесса управления:

 

  • Управление — целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей.
  • Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

 

 

 

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

 

 

 

Школа научного управлении Ф. Тейлора

 

 

  • Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс.
  • Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

 

 

 

 

Основные принципы Фредерика Тейлора 

 

  • Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.
  • Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.
  • Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
  • Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.
  • Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна сти­мулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка зара­ботной платы.

 

 

 

 

Основная идея Тейлора

 

  • Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.

 

 

 

 

Административная (классическая) школа Анри Файоля

 

 

 

  • Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826-1926).
  • Представители административной школы рассмот­рели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координа­ция,   предложили   систематизированную   теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие ос­новные функции — финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы — создание   универсальных   принципов   управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.

 

 

 

 

Принципы управления, сформулированные Анри Файолем

 

  • единоначалие (обеспечивает един­ство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться об­щим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т.п.

 

 

 

 

 

Школа человеческих отношений 
Предпосылки возникновения:

 

  • упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии.

 

 

 

 

Элтон Мэйо

 

  • Элтон Мэйо (1880-1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации произ­водства и высокая заработная плата не дают желаемо­го результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.
  • В целом, представители школы человеческих отно­шений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, огра­ничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.

Информация о работе Теория управления