ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Лектор: доктор психологических и экономических наук, профессор кафедры
«Государственное, муниципальное и корпоративное управление»
Сущность и содержание теории управления
Объект и предмет теории управления
- Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
- Механизм управления — это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
- Две трактовки понятия «управление»:
- 1) как процесс управления организацией — управленческая деятельность;
- 2) как механизм управления.
- Объект теории управления — это управление как процесс и как механизм.
- Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
- Предмет теории управления — управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Первый этап развития теории управления
- изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.
- Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.
- Содержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления.
Второй этап
- определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.
- формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.
Третий этап
- формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.
Четвертый этап
- изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.
Пятый этап
- изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).
Шестой этап
- развития теории управления — создание методологических основ оценки эффективности управления, Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
- 1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;
- 2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;
- 3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;
- 4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
- 5) процесс формирования целей и способов их достижения;
- 6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);
- 7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;
- 8) управление - процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.
Субъект и объект управления
- Субъект - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное
- воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.
- Объект- то, на что направлено властное воздействие субъекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.
Основные этапы процесса формирования научной теории:
- наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;
- синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);
- формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;
- разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;
- создание методологии исследования процессов заданной типологии;
- накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.
Особенности процесса управления:
- Управление — целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей.
- Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Школа научного управлении Ф. Тейлора
- Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс.
- Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора
- Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
- Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
- Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
- Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.
- Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
Основная идея Тейлора
- Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.
Административная (классическая) школа Анри Файоля
- Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826-1926).
- Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции — финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы — создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.
Принципы управления, сформулированные Анри Файолем
- единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т.п.
Школа человеческих отношений
Предпосылки возникновения:
- упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии.
Элтон Мэйо
- Элтон Мэйо (1880-1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.
- В целом, представители школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.