Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:57, курсовая работа
Необходимо хотя бы в общих чертах иметь представление о сущности психологического воздействия, его видах, методах и способах влияния преступника на жертву. Это и является целью моей работы. Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить основные характеристики и методы криминального психологического воздействия;
изучить основные виды психологического воздействия, а также раскрыть их сущность;
рассмотреть структуру методов и приемов психологического воздействия;
изучить особенности психологического противодействия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КРИМИНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ…………………………………6
1.1 Основные характеристики криминального психологического воздействия………………………………………………………………………..6
1.2 Методы криминального психологического воздействия……………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ……………………………………………………………………….14
2.1 Сущность и виды психологического воздействия на должностных лиц таможенных органов………………………………………………………..14
2.2 Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика……………………………………………………………….18
2.3 Особенности психологического противодействия………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26
- комбинированное
Открытая форма предполагает непосредственное обращение к сознанию объекта воздействия. Закрытая форма связана с использованием приемов влияния на подсознание. Комбинированная форма предполагает сочетание воздействия на сознательную и подсознательную сферу.
Информирование субъекта является наиболее нейтральным методом воздействия, представляющим собой такой вариант подачи информации, при котором либо реально отсутствует, либо не фиксируется внимание на задаче психологически воздействовать на человека (отсутствует в явном виде побуждение к чему-либо, попытка изменить точку зрения). Нейтральность позиции источника сообщения, или видимость нейтральности, обеспечивают иллюзию свободы выбора в формировании отношения человека к передаваемому сообщению.
Таким образом, следует различать
действительно нейтральное
- умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных участвующих лиц;
- дополнение описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска;
перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.д.;
- замена отдельных элементов события иными, вымышленными обстоятельствами и деталями.
Еще один метод - принуждение или психологическое давление. Данный метод реализуется в рамках императивной стратегии воздействия, например, при взаимодействии руководителя с подчиненным (приказ начальника). Обычно он характеризует авторитарный стиль руководства. Воздействие, осуществляемое с помощью этого метода, как правило, является произвольным и явным, открытым. Оно реализуется в таких формах как приказ, распоряжение, требование, указание, угроза и др. В ситуации криминала типичным примером использования данного метода является выдвижение прямых требований преступником к жертве, сопряженных с угрозой физического насилия, шантажом и пр.
Кодирование - это жесткое императивное внушение, которое является стрессовым видом психологического воздействия на человека. Кодирование может выполняться как в обычном бодрствующем состоянии сознания внушаемого, как с применением фармакологии, так и без каких-либо дополнительных мероприятий.8
Часто встречающийся метод - подкуп. Это взаимовыгодный обмен, где за реальное содействие либо согласие сотрудничать объект получает определенное вознаграждение.
Подкуп чаще всего используется для:
- привлечения к сотрудничеству;
- получения информации;
- склонения к одномоментному действию (или к служебному бездействию);
- создания компромата (техника провокации).
Подкуп нередко сочетают с шантажом (подслащивание пилюли) и убеждением (дружеская поддержка).
Зондируя объект на успешность подкупа, просматривают его досье, выискивая все моменты, свидетельствующие о готовности взять взятку.
Готовность взять взятку определяют по глазам и реагированию на скользящие намеки, а также по словам доверенных посредников.
Под шантажом подразумевается популярный метод воздействия, в процессе которого субъекта ставят перед выбором: либо он выполнит все требования шантажирующего, либо порочащая его информация будет представлена определенным лицам.
Как крайнюю меру психовоздействия применяют пытку (в разных формах). Пытка - это целенаправленное агрессивное воздействие на индивида, направленное на причинение ему сильного физического или психического страдания.
Пытку чаще всего используют для:
- получения информации;
- чувствительного наказания;
- ломания воли человека.
Приемы пыточного воздействия, как правило, сообразуются с его потенциальной целью, фактором времени, наличными возможностями, пределом допустимости и, разумеется, исходным состоянием объекта, с учетом того, что повышенное выделение адреналина (типичное при проявлениях боли) активно разрушает сердце.9
Методы психологического воздействия, независимо от сферы их применения, могут быть отнесены к одной из четырех групп: методы воздействия на факторы, обеспечивающие ориентировку в действительности; методы воздействия на источники активности; методы воздействия на факторы, регулирующие проявление активности; методы воздействия на фоновые состояния.10
Указанные выше методы психологического
воздействия, как правило, используются
при межличностном общении
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1 Сущность и
виды психологического
Как уже отмечалось, психологическое воздействие происходит практически всегда, в самых разных социальных ситуациях, при взаимодействии двух и более индивидов, которые, общаясь, оказывают влияние друг на друга.
Воздействие психологическое, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат.
Таким образом, можно заключить, что по своей сущности психологическое воздействие представляет «проникновение» одной личности в психику другой личности. Целью и результатом такого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.).
Криминальное психологическое воздействие можно рассматривать в двух аспектах: более узком и более широком. В узком смысле криминальное психологическое воздействие можно определить как антисоциальное по направленности и деструктивное по характеру психологическое воздействие, оказываемое преступником на должностное лицо в ситуации совершения преступления. Подобное воздействие может осуществляться не только в момент совершения преступления, но также и предшествовать ему, иметь длительный характер. На жертву оно может осуществляться преступником как спонтанно, так и иметь фоновый характер.
В широком смысле оно включает также и негативное воздействие, оказываемое преступником целенаправленно либо непреднамеренно и на других людей.11
В процессе психологического воздействия нередко используются дезинформирование (обман, введение в заблуждение), слухи и мифы.
В исследованиях отечественных авторов выделялись следующие виды влияния:
- подражание, заражение, внушение (В.М. Бехтерев);
- убеждение, внушение, заражение (Б.Д. Парыгин, А.В. Кириченко);
- внушение, убеждение, конформизм (В.Н. Куликов);
- заражение, подражание, убеждение, внушение (Г.М. Андреева, В.Г. Зазыкин);
- убеждение (А.Ю. Панасюк);
- манипулирование (Е.Л. Доценко, Л.И. Рюмшина).
В зарубежной психологии перечень
изучаемых видов влияния
- убеждение (аргументация);
- самопродвижение;
- внушение;
- просьба;
- принуждение;
- игнорирование;
- нападение (агрессия);
- заражение;
- побуждение к подражанию (уподобление);
- формирование благосклонности (завоевывание симпатии, расположение);
- манипуляция.
Манипуляция — это в
первую очередь скрытые способы
управления другими. Однако очень часто
манипуляцией объявляют любое
Самопродвижение характеризуется объявлением своих целей и предъявлением свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.
Формирование благосклонности заключается в привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
Просьба - это обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Принуждение же, наоборот, - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы.
К числу видов влияния можно отнести также управление людьми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи.
Управление как вид воздействия предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти.
Такими властными полномочиями обладают руководители, управляя своими подчиненными. Вместе с тем наличие высокого статуса в каком-то виде деятельности позволяет оказывать влияние и за ее пределами.
Все это показывает, что управление есть частный случай влияния, один из его видов.
Нейролингвистическое
Являясь также технологией для целенаправленной коммуникации, НЛП задается следующими вопросами: какое влияние оказывает вербальная и невербальная коммуникация? Как можно целенаправленно использовать это влияние? Как можно с помощью коммуникации помочь человеку измениться?
Таким образом, НЛП представляет
собой технологию, ориентированную
на влияние посредством
Слухи — это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения или специально кем-либо распространяемой с целью оказания воздействия на общественное сознание людей.
Таким образом, слухи являются одним из видов психологического влияния.13
Подводя итог, можно сказать, что психологическое воздействие должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями. Эти связи и отношения влияют друг на друга и на эффективность психологического воздействия.
2.2 Классификация
методов и приемов
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям.
- простое
Такое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей.
- сложное
Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.
- индивидуальное
Данное воздействие направлено на конкретного человека.
- социально-психологическое
Социальное же воздействие направленно на группу людей. Например, работа пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.