Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных типов конфликтов, причины возникновения конфликтов, грамотное управление и выгодное разрешение данных ситуаций. Также в этой работе будут рассмотрены пути разрешения конфликтов на примере организации.
Введение 3 стр.
Глава 1. Понятие конфликта 4 стр.
Типология конфликтов 4 стр.
Причины возникновения конфликтов 7 стр.
Структура конфликта 10 стр.
Глава 2. Решение конфликтов на примере организации 12 стр.
2.1 Управление конфликтами 15 стр.
2.2 Межличностные стили разрешения конфликтов 20 стр.
Заключение 24 стр.
Список литературы 25 стр.
Материальный
или духовный объект общественной жизни,
в отношении которого формируется
противоположная направленность активности
людей, составляет предмет конфликта.
Им могут быть экономические и
социальные блага, материальные и духовные
ценности, политические режимы, юридические
институты, политические и общественные
лидеры, их программы, идеологические
доктрины, религиозные верования, права
и свободы человека, нравственные
и эстетические идеалы, разнообразные
традиции и многое другое, что составляет
элементы цивилизованной социальной жизни.
Предмет конфликта – его
Поведение
и действия субъектов направляются
конфликтным сознанием. Его образует
особое состояние общественного
сознания, специфика которого заключается
в осознании
Глава 2. Решение конфликтов на примере организации
2.1 Управление конфликтом
В любой организации, существуют различные конфликты. И это отнюдь не всегда является отрицательным показателем, какой бы то ни было деятельности этой организации. Из некоторых конфликтов можно почерпнуть что-то положительное, с помощью них можно выявить и исправить недостатки как системы организации в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива. Причем изменения, которые влечет само разрешение конфликта, не всегда могут быть направлены именно на улучшение ситуации, они могут просто нормализовать ее или привести к исходному состоянию.
Итак, рассмотрим несколько примеров конфликтных ситуаций, действительно имевших место в какой-либо компании.
1. Один из руководителей при
общении со своими
В данном случае наслоение заданий, неумение или нежелание определить приоритеты и последовательность выполнения заданий, требование выполнить все сразу и при том срочно – все это имеет отрицательный характер: нервирует работников, вносит отрицательный климат в отдел, что, безусловно, отбивает желание трудиться и не способствует качественному и продуктивному труду работников.
В условиях существования определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.
Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание высшего руководства организации. Здесь надо также отметить, что сам этот руководитель является хорошим работником и отлично выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла, – хорошего специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана попытка организовать откровенный разговор-беседу руководителя и его сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось. Поэтому для полной нормализации обстановки в отделе сейчас проводятся индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с каждым из сотрудников.
Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный, поскольку его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.
2. В организацию после окончания
вуза пришел молодой
Вообще, по описанию создаётся впечатление
неразберихи, кто кого должен обучать,
а также отсутствия работающего механизма
поощрения. Кто в организации должен заниматься
разрешением конфликтов?
Из практики российского бизнеса можно
сказать, что столь изысканным видом деятельности,
как разрешение конфликтов внутри организации,
никто по должности просто не занимается.
Обычно происходит так, что разрешением
конфликта занимаются сами участники
этого конфликта, в том числе с помощью
своих коллег. Если конфликт более-менее
серьёзен, то в дело вмешивается руководитель.
А обычно - стремятся прибегать к услугам
консультантов "со стороны", благо
их помощь не бывает, нужна постоянно.
Внутренние же сотрудники (директор по
персоналу, тренинг-менеджер, специалист
по корпоративной культуре, специалист
по рекламе и PR, менеджер по персоналу
и т.д.) могут заниматься лишь профилактикой
возникновения конфликтов, и организовывать
деятельность на предприятии соответствующим
образом.
Итак, мы рассмотрели несколько
примеров конфликта в организации.
Естественно, существует множество
различных видов конфликтов, но основных
все-таки два: возникших по объективным
причинам или возникших по субъективным
причинам. Так, например, производственный
конфликт может перерасти в
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтом. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Анализ фактических причин возникновения конфликта позволит уменьшить тяжесть последствий.
Разъяснение
требований к работе. Одним из лучших
методов управления, предотвращающий
дисфункциональный конфликт, - разъяснение
того, какие результаты ожидаются
от каждого сотрудника и подразделения.
Здесь должны быть упомянуты такие
параметры как уровень
Координационные
и интеграционные механизмы. Еще
один метод управления конфликтной
ситуацией - это применение координационного
механизма. Один из самых распространенных
механизмов - цепь команд. Как еще
давно отмечал Вебер и
В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.
Общеорганизационные
комплексные цели. Установление общеорганизационных
комплексных целей - еще один структурный
метод управления структурной ситуацией.
Эффективное осуществление этих
целей требует совместного
Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.
Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности больше скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании. Или может возникнуть конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. В такой ситуации кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных.
Систематическое
скоординированное
Первый шаг в управлении конфликтом
состоит в понимании его
Менеджеру следует выяснить, это
простой спор о ресурсах, недоразумение
по какой-то проблеме, разные подходы
к системе ценностей людей
или это конфликт, возникший вследствие
взаимной нетерпимости (непереносимости),
психологической
Особую сложность для
Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения:
- напористость, настойчивость характеризуют поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;
- кооперативность, характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их (его) потребностей.
Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.
Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.
Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.
Информация о работе Типы конфликтов и причины, методы их разрешения