Товар и товарная политика в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть основные понятия товаров, услуг, отразить их классификацию, проанализировать этапы жизненного цикла товара, исследовать товарную политику на примере отдельного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Определить сущность, место и значение товара в комплексе маркетинга;
Произвести классификацию товаров и услуг;
Раскрыть такие понятия, как: номенклатура, ассортимент, показатели товарной номенклатуры;
Охарактеризовать этапы жизненного цикла товара.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Место товара в комплексе маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Классификация потребительских товаров и товаров
промышленного назначения. Услуги и их классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Товарная номенклатура, товарный ассортимент. Показатели
товарной номенклатуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Этапы жизненного цикла товара и их характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Товарная политика предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности товарной политики ОАО «Славгородский
молочный комбинат». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Практическое задание № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет»

 

Филиал  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

в  г. Апатиты

 

 

 

 

 

Кафедра:  Экономики и менеджмента

 

Дисциплина: Дисциплина: Менеджмент       

 

Преподаватель:  Н.И.Зерщикова


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

Тема № 7: ТОВАР И ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГЕ.

 

 

 

Студент(ка): Дашевская  Н.А.

Группа:   602   Форма  обучения:  заочная

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление» 

№ зачетной книжки: АП0041/09


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апатиты

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

  1. Место товара в комплексе маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
  2. Классификация потребительских товаров и товаров

промышленного назначения. Услуги и их классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

  1. Товарная номенклатура, товарный ассортимент. Показатели

товарной номенклатуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

  1. Этапы жизненного цикла товара и их характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
  2. Товарная политика предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
  3. Особенности товарной политики ОАО «Славгородский

молочный комбинат». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Практическое задание  № 4  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Предприятие является основным структурообразующим элементом  экономики. Оно является источником удовлетворения потребности общества в товарах и услугах, и вместе с тем, места приложения сил, большинства трудоспособного населения любой страны. На предприятиях рождается и входит в жизнь множество новых товаров, технологий, знаний, навыков.

Товар как часть комплекса  маркетинга есть конкретный, обладающий определёнными количественными  и качественными характеристиками, потребительскими свойствами объект, предлагаемый к продаже на целевом рынке с соблюдением условий обслуживания покупателей и гарантий.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы раскрыть основные понятия товаров, услуг, отразить их классификацию, проанализировать этапы жизненного цикла товара, исследовать товарную политику на примере отдельного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Определить сущность, место и значение товара в комплексе маркетинга;
  2. Произвести классификацию товаров и услуг;
  3. Раскрыть такие понятия, как: номенклатура, ассортимент, показатели товарной номенклатуры;
  4. Охарактеризовать этапы жизненного цикла товара.
  5. Отразить порядок составления товарной политики. Привести пример на конкретном предприятии.

Объектом исследования в данной работе выступает товар, услуги и товарная политика. Предметом исследования – предприятие ОАО «Славгородский молочный комбинат».

В заключении будут сделаны  соответствующие выводы по проделанной  работе, обозначены результаты и сформулированы самостоятельные суждения.

 

 

 

 

 

 

1. МЕСТО ТОВАРА В  КОМПЛЕКСЕ МАРКЕТИНГА

 

Согласно принятым в  современном маркетинге представлениям, в комплекс маркетинга включаются такие  основные факторы маркетинговой  деятельности, как товар, цена, сделка, методы распространения товаров и методы стимулирования продаж. Характерно при этом, что такие фундаментальные понятия экономики, как товар и цена, рассматриваемые как составные части комплекса маркетинга, трактуются не с общих позиций, а с точки зрения их места и роли в маркетинговой деятельности, т. е. не как общеэкономические, а как более узкие маркетинговые понятия. С позиций маркетинга в товары включается всё то, что можно продать на рынке, т. е. продукция материального производства, услуги, информация, продукты интеллектуального производства.

В то же время маркетинг  обычно связан с товарами, удовлетворяющими конкретную потребность, поэтому объекты  купли-продажи, не предназначенные  для непосредственного удовлетворения потребностей, так же, как и предметы, нереализуемые на целевых рынках, не принято рассматривать в качестве маркетинговых товаров. Чаще всего это уникальные предметы, юридические права, отдельные виды духовных ценностей, теневые товары, особые товары, не подлежащие широкой, публичной продаже1.

Еще одна особенность  товара как элемента комплекса маркетинга состоит в том, что товар рассматривается  как товарный агрегат, включающий товарное оформление, упаковку, необходимую  тару, принадлежности для использования, запасные части. Маркетинговый товар содержит данные о дате выпуска и сроке годности, марочное название, сведения о гарантиях, инструкцию для потребителя (пользователя). Товар может, а иногда и должен сопровождаться набором услуг по доставке, установке, послепродажному обслуживанию, ремонту, замене частей, консультированию потребителя.

В силу сказанного товар  рассматривается в маркетинге не просто как объект потребления, а  как «заключённая в упаковку услуга для решения определённой проблемы». Соответственно в маркетинге принято различать: товар по замыслу – целевое назначение товара; товар в реальном исполнении – материально-вещественное воплощение товара, конкретный образец, обладающий определённым уровнем качества, набором свойств, оформлением, марочным названием, упаковкой; товар с подкреплением – проявление внимания к покупателю, доставка на дом, гарантии исправного состояния и функционирования, специальные виды послепродажного обслуживания2.

В маркетинге принято  также различать целые и частичные  товары. Целый товар представляет собой полный комплект, весь товарный ассортимент, необходимый для целевого использования, тогда как частичные товары – это часть единого товарного комплекта. Например, системный блок с монитором, манипулятором и клавиатурой образуют целый товар – компьютер; тогда как системный блок, монитор, манипулятор и клавиатура, взятые отдельно, есть комплектующие, т.е. частичные товары.

Потребителя, прежде всего, интересует не товар (услуга), а та выгода, которую он собирается получить от использования данного товара. Различные товары могут удовлетворять одни и те же потребности. Каждый товар – это совокупность особенностей. Один и тот же товар может удовлетворять различные потребности3.

Таким образом, товар  – это всё, что может удовлетворить  нужду или потребность и прилагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, организации, места, идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ТОВАРОВ И ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. УСЛУГИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Все товары подразделяют на товары личного пользования и производственного назначения.

Товары личного  пользования классифицируются на следующие группы:

  1. Товары длительного пользования – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении, служит обычно в течении многих лет.
  2. Товары краткосрочного пользования используются быстро за один или несколько раз. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания4.
  3. Товары широкого потребления приобретаются конечным потребителем для личного пользования. К ним относятся товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса5.
    1. Товары повседневного спроса потребитель обычно покупает часто, без раздумий, с минимальными усилиями на их сравнение и покупку. Они недороги, и приобрести их можно практически повсеместно (хлеб, газеты, сигареты, мыло). В свою очередь их можно разделить на:
  • основные товары постоянного спроса, которые потребитель покупает регулярно (хлеб, зубная паста, молоко), т. е. товары первой необходимости;
  • товары импульсивного спроса, приобретаемые без предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются в многолюдных местах (журналы, шоколад, кассеты).
  • товары для экстренных случаев приобретаются во время острой необходимости в них (минеральная вода и мороженое во время сильной жары, свечи в зимнее время, лекарства).
    1. Товары предварительного выбора, которые потребитель в процессе выбора, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, цены, качества и внешнего оформления (мебель, одежда, электробытовые приборы). Такие товары принято делить на:
  • однородные, которые потребитель рассматривает как изделия одинаковые по качеству, но отличающиеся по цене;
  • неоднородные, при выборе которых качество либо какие-то другие характеристики оказываются важнее цены. Продавец таких товаров должен иметь широкий ассортимент, чтобы удовлетворить индивидуальные вкусы потребителя.
    1. Товары особого спроса – это товары с уникальными свойствами, характеристиками и определённой марки, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Примерами подобных товаров могут служить марки некоторых автомобилей, дорогостоящие электронные системы развлечений для домашнего пользования, фототехника и предметы роскоши6.
    2. Товары пассивного спроса, о которых потребитель знает или не знает, но не задумывается об их покупке. Это страхование жизни, надгробия, энциклопедии, фильтры для очистки воды. Подобные товары требуют для сбыта значительных маркетинговых усилий в виде рекламы и методов личных продаж. Реклама должна обеспечить осведомленность потребителя об их существовании, сформировать потребность в них.

Товары производственного назначения приобретаются для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности и подразделяются на следующие группы:

  1. Материалы и комплектующие – это товары, полностью используемые в производстве:
  • сырьё – сельскохозяйственные продукты (пшеница, хлопок, фрукты, овощи, мясо домашнего скота), поставляемые множеством мелких производителей, и природные продукты (рыба, древесина, полезные ископаемые), которые отличаются значительным объемом, невысокой ценой за единицу продукта, транспортными расходами на доставку и поставляются крупными производителями;
  • полуфабрикаты и детали, используются для дальнейшей доработки и включаются в состав конечного продукта без изменений. При сбыте основными маркетинговыми соображениями являются цена и сервис, реклама менее существенна.
  1. Капитальное имущество – товары, частично присутствующие в готовом изделии:
  • стационарные сооружения представляют собой строения (заводы, фабрики);
  • стационарное оборудование (генераторы, большие компьютеры, подъёмники);
  • вспомогательное оборудование включает движимое заводское оборудование, инструменты, оргтехника. Оно не становится частью готового изделия, имеет более короткий срок службы, чем стационарные сооружения и просто содействует процессу производства.
  1. Вспомогательные материалы и услуги вообще не присутствуют в готовом изделии, включают в себя:
  • рабочие материалы (топливо, смазочные масла, канцелярские принадлежности);
  • материалы технического обслуживания и ремонта (гвозди, запасные части).
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту (мытье окон, ремонт компьютеров);
  • услуги консультационного характера (реклама, юридические услуги)7.

Услуги − это мероприятия или выгода, предлагаемые любому лицу, но не приводящие к владению чем-либо. Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном виде, а может и не быть таковым. Услуга − объект продажи в виде действий, результатом которых является тот или иной полезный эффект. Примерами подобных товаров являются стрижка в парикмахерской или ремонтные работы. Услуги в мире составляют 50% объема потребительских товаров, 15% — товаров длительного пользования и 35% − кратковременного.

Информация о работе Товар и товарная политика в маркетинге