Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:59, реферат
Белорусская модель социально-экономического развития — это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.
Введение 2
1. Сущность и формы экономической интеграции. 5
1.1.Признаки международной интеграции 5
1.3. Основные виды интеграционного объединения 9
2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции 11
2.1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий 11
2.2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси 11
2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси 13
2.4. Основные направления ФПГ в Беларуси 14
2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси 17
2.6. ФПГ в Беларуси 19
3. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения 20
3.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения 20
3.2. Перспективы вступления РБ в ВТО 22
4. Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ 24
4.1. Цели создания СНГ 24
4.2. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ 25
4.3. Этапы сотрудничества стран СНГ 27
Заключение 28
Список использованной литературы: 29
Характерной особенностью интеграционных
объединений сегодня является их
развитие на региональном уровне. Региональная
интеграция проходит при этом ряд
этапов, каждый из которых имеет
свои специфические черты. Причем на
каждом из этапов устраняются определенные,
барьеры и создаются
^ 2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции
2.1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий
На сегодняшний день наиболее эффективной формой объединения предприятий является финансово-промышленная группа – несколько юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, функционирующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединившие свои ресурсы и капитал на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных или других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
^ 2.2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
Республика Беларусь обладала
достаточно мощным по валовым объемам
производства и техническим возможностям
промышленным комплексом. Однако уже
в условиях переходного к рыночной
экономике периода стало
Наряду с общеизвестными предпосылками формирования ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности существуют и более конкретные. К ним относятся:
острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
наличие серьезного структурного
и финансово-инвестиционного
необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их обновления на иной основе;
сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.
Создание финансово-
Формирование ФПГ будет
способствовать реализации имеющихся
преимуществ и потенциалов
Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, на расширение конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.
Важной отличительной
характеристикой многих белорусских
предприятий является широкое развитие
экспорта-импорта. Интернационализация
рынков, приспособление к новым методам
организации, знание проектов и затрат
конкурентов приобретает столь
же важное значение, как и внедрение
новых технологий и совершенствование
производств посредством
Ряд предприятий могли бы составить ядро международной группы, созданной на основе металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.
Отношение к программе содействия формированию финансово-промышленных групп определяется тем, что они рассматриваются двояко: как одна из мер преодоления кризиса в промышленности и как "несущая конструкция" современной развитой экономической системы. 2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси
Создание ФПГ в Республике
Беларусь возможно осуществить в
рамках общей программы выхода экономики
из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего
экономического роста. Стратегия формирования
финансово-промышленных групп основывается
на существующих в республике экономических
реалиях, анализе рынков поставок и
сбыта, сложившихся связях предприятий
внутри страны и с иными регионами,
общегосударственных
Для ускоренного формирования ФПГ в экономике Беларуси целесообразно реализовать следующие меры:
разработать соответствующее законодательство, регламентирующее порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп;
усилить мотивации банковских структур в финансировании промышленных проектов средне- и долгосрочного характера;
установить единый порядок предоставления государственной поддержки ФПГ, дозирующего ее в соответствии с задачами промышленной политики и по четко определенным критериям;
осуществить координацию этой поддержки со стороны различных министерств, других государственных органов управления;
выработать рекомендации,
облегчающие инициаторам
Программа содействия формированию финансово-промышленных групп могла бы обеспечить изменение сложившейся ситуации, "паче решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего и обернуться трудновосполнимыми потерями.
Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетельствует о том, что для некоторых подотраслей организация нескольких ФПГ не целесообразна.
Процессы создания финансово-промышленных
групп в Республике Беларусь, как
инструмента реализации приоритетов
структурной политики и концентрации
инвестиционных ресурсов, должны основываться
на индивидуальной проработке и тщательной
экспертизе проектов организации совместного
использования промышленного
^ 2.4. Основные направления ФПГ в Беларуси
В качестве приоритетных направлении для проектирования финансово-промышленных групп целесообразны следующие:
осуществление инвестиционных
программ (проектов), ориентированных
на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной
на мировом рынке, прежде всего за
счет реализации накопленного научно-технического
потенциала высокотехнологичных
создание новых
реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;
разработка и реализация
коммерчески эффективных
организация взаимовыгодных кооперационных связей и реализация совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.
При создании финансово-промышленных
групп с участием фирм Запада акцент
целесообразно делать на их высокие
технологии с дальнейшей продажей готовых
товаров первоначально на рынках
стран Содружества. К участникам
таких ФПГ следует отнести
предприятия республики, наиболее готовые
к внедрению передовых
При образовании ФПГ с
участием предприятий стран СНГ,
прежде всего России, Украины и
Казахстана, следует ориентироваться
на их сырьевые ресурсы при обработке
и производстве конечных изделий
на предприятиях Беларуси. К этим предприятиям
можно отнести предприятия
При образовании национальных
ФПГ основной задачей является повышение
конкурентоспособности
Для успешной реализации данной концепции необходима системная организационно-практическая работа предприятий и органов управления. Поскольку основные партнеры по ФПГ находятся, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить координированную деятельность многочисленных организаций и государственных институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и т.п.
Существенную роль в формировании
ФПГ следует сыграть
Стремление банковского
капитала выйти за рамки депозитно-ссудного
обслуживания промышленных предприятий,
подключиться к операциям по мобилизации,
перераспределению и управлению
капитальными потоками широко распространится
и на другие отрасли, обладающие высоким
экспортным потенциалом. Так, становление
финансово-промышленных групп топливно-
Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.
При погашении акциями предприятий части их задолженности поставщикам из других государств Содружества ускорится формирование ФПГ из предприятий этих стран. Такого рода интеграционные процессы охватят, скорее всего, промышленность России, Украины, Казахстана и Беларуси - как государства с наиболее высоким уровнем интеграции. 2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси
В то же время за счет тщательно
продуманного создания конкретных финансово-промышленных
групп следует устранять
Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.
Главные усилия при этом следует сосредоточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности ФПГ, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.
Для предприятий, организации
и учреждении необходимо разработать
методические материалы, отражающие практические
вопросы создания и функционирования
ФПГ, такие, как нормативно-