Трудовая миграция и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Трудовая миграция стала в последние годы одним из важнейших факторов развития мировой экономики. Сегодня в миграционный обмен вовлечены практически все страны. Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. Трудовая миграция населения была и остается одним из самых приоритетных направлений как в экономической, политической, так и в правовой сфере для страны. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы. Обсуждаемые и предлагаемые подходы к регулированию трудовой миграции базируются на различных, иногда взаимоисключающих, концепциях, а также на различных количественных оценках.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы трудовой миграции населения…..…………...5
§1.1. Понятие и сущность трудовой миграции …………………….………5
§1.2. Экономические эффекты миграции …………………………………8
§1.3. Нормативно-правовые аспекты трудовой миграции ……………...9
Глава 2. Характеристика современных миграционных процессов в Российской Федерации……………………………..…………………………..15
§2.1 Миграционные процессы в современной России………………….15
§2.2 Источники международной миграции рабочей силы……………..20
§2.3 Причины использования иностранной рабочей силы……………..22
Глава 3. Методы государственного регулирования трудовой
миграции……………………………………………………………………….23
§3.1 Проблемы трудовой миграции в Российской Федерации.…………23
§3.2 Совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….34
Глоссарий…….…………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Управление трудовыми ресурсами.Трудовая миграция.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

      Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:  

  • институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье;
  • частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способом удержания населения;
  • большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).

В стране степень подвижности  населения — как фактор внутренней миграции — находится на уровне начала эпохи индустриализации. Сложившаяся региональная организация страны пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива – человеческих ресурсов. Это выражается в дестабилизации качества жизни населения части российских регионов.

Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения: ведь если человек не может перемещаться в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под предложения в месте проживания. Но в большинстве регионов система профессионального образования развернута под уже не существующие советские территориально-производственные комплексы и не справляется с задачей обеспечения достаточной квалификации населения. Практически во всех регионах с высокими темпами экономического роста (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область и т.д.) наблюдается одинаковая картина на рынке труда: не хватает квалифицированных рабочих, существует переизбыток специалистов с высшим образованием (зачастую гуманитарных специальностей) и в то же время недостаток квалифицированных специалистов как технических, так и гуманитарных направлений (но с опытом работы или наличием второго, управленческого, образования). При этом образовательная система в случае отсутствия связей с производственным сектором, скорее всего, не сможет восполнить существующие проблемы на рынке труда.

§2.2 Источники международной миграции рабочей силы

В настоящее время  немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего, в рамках Организации Объединенных Наций (ООН)), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Согласно определению Международной организации труда (МОТ) цели эмиграционной политики стран-экспортеров состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования

Современная история  межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений:

  1. миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

миграция в рамках промышленно развитых стран;

  1. миграция рабочей силы между развивающимися странами;
  2. миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые;
  3. миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Так, иностранная рабочая  сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.

       Огромные масштабы приобрела миграция из развивающихся стран специалистов высшей квалификации («утечка умов»). Этот фактор серьезно обескровливает развивающиеся страны и одновременно подпитывает развитые государства в части экономики огромных объемов средств, объективно необходимым для обеспечения специалистами новых направлений индустриального развития.  
 
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих. 
 
     Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в США. По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах.    

       Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран и СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. 

§2.3 Причины использования иностранной рабочей силы 
 
    Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции. 
 
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества: 
·        повышается конкурентоспособность производимых страной товаров, 
вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; 
·        иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и 
услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; 
·        при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна 
экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; 
·        иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный 
амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; 
·        иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются 
при реализации разного рода социальных программ. 
 
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге – почти 38%. 
 
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др. 
 
Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ. Основные из них следующие. 
 
1.     Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране. 
 
2.      Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым 
профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др. В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми 
негативными явлениями. Главное – это «утечка мозгов», отток 
квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике. 
 

Глава 3. Методы государственного регулирования трудовой 
 миграции

 

§3.1 Проблемы трудовой миграции в Российской  Федерации

 

Государственной думой Российской Федерации  был принят закон о миграционном учете, который позволяет иметь более точные официальные данные о количестве и качестве мигрантов, и конечно же нельзя не вспомнить о введении в Уголовный кодекс статьи 322.1 - ответственность за организацию незаконной миграции и изменениях в Кодексе об административных правонарушениях - значительном увеличении штрафов работодателям, привлекающим к труду нелегальных иммигрантов.

Только в прошлом году сумма штрафов, наложенных на работодателей за использование нелегалов, составила 3 млрд. руб. В настоящее время штраф для работодателей за привлечение к труду нелегальных мигрантов может достигать 800 тыс. руб. [11] .

Вместе с тем данные меры лишь частично решили накопившиеся в данной сфере проблемы. В Россию въезжают около 20 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства в год, при этом существует проблема низкого качества мигрантов, пресыщения мигрантами некоторых регионов, вытеснение коренных жителей из отдельных отраслей хозяйства. Кроме того, правоохранительные органы отмечают пик иностранной преступности в России - 25% от числа правонарушений совершают в России иностранные преступники.

Санитарно-эпидемиологические проблемы трудовой миграции стоят очень  остро: 15% трудовых мигрантов больны инфекционными заболеваниями. Это СПИД, сифилис, лепра, гепатиты, но только больных СПИДом ФМС имеет право депортировать. Нужно  расширить список заболеваний, по которым можно и нужно выдворять больных иммигрантов из страны, потому что это колоссальная нагрузка на учреждения здравоохранения и бюджет, оплачивающий их лечение.

Таким образом, чтобы  привести в порядок ситуацию в  миграционной сфере необходимо решительно провести модернизацию миграционного  законодательства с учетом интересов  коренного русского населения.

По данным международных  экспертов, Россия является европейским  лидером по числу иммигрантов - на ее долю приходится 48% трудовых мигрантов, прибывающих на заработки в страны Европы. Более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России. Мигранты перечисляют в свои республики порядка 65% своих заработков, что составляет порядка 13 миллиардов долларов в год. Объем производимой мигрантами продукции в России составляет порядка 2 триллионов рублей.

В отечественной системе  учета мигрантов в настоящее  время содержится информация о более  чем 54 миллионах иностранных граждан. В 2007-2009 годах  разрешения на работу в России получили более двух миллионов  человек, что в четыре раза превышает  показатели   2006 года.

Острота вопроса незаконной миграции для Российской Федерации  является очевидной и постоянно  возрастает [15, с. 61].

Незаконные иммигранты из стран дальнего зарубежья прибывают  в Россию и другие страны СНГ по сухопутным, авиа- и морским транспортным магистралям, используя как пассажирские, так и грузовые транспортные средства.

При этом среди них  можно выделить две основные категории  иммигрантов:

а) лица, легально въезжающие с целью дальнейшего изменения  статуса своего пребывания в России;

        б) лица, пытающиеся нелегально въехать в Российскую Федерацию для последующей легализации в ней.

При этом обе категории, как правило, рассматривают Россию в качестве трамплина для выезда в Западную Европу, США и Канаду.

В России они пополняют армию незаконных иммигрантов, в большинстве своем вовлекаются в противоправную деятельность, объединяются на этой основе в этнические преступные группировки, действующие, как правило, в неконтролируемой сфере товаров и услуг, обостряя обстановку на национальном рынке труда. При этом отмечается мобильность и организованность иммигрантов, обусловленные наличием базовой основы, которая создана и продолжает расширяться за счет усилий множества существующих этнических диаспор и общин, действующих как на легальном, так и на полулегальном основании. Данные сообщества в целом организованы, материально независимы, располагают достаточной информацией о существующем положении на российских границах, умело используют социально-экономическую ситуацию в отдельных регионах России, бреши в ее иммиграционном законодательстве. На территории России по-прежнему насчитывается от 700 тыс. до 1,5 млн. лиц с неопределенным правовым положением.  

По данным ФПС России, за последние 5 лет количество задержанных  на границе незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В их числе оказались граждане более 30 государств, с которыми Россия не имеет общих границ. Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Так, в 2008 г. в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн иностранных граждан, выехали 17,9 млн. Это позволяет предположить, что часть иностранных граждан, въехавших в Россию на законных основаниях, остается на российской территории с нарушением установленных правил и переходит в категорию нелегальных мигрантов.

Большинство незаконных мигрантов являются гражданами Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, некоторых  стран Африки, а также государств - участников СНГ, прежде всего из Закавказья и Средней Азии. Основные потоки незаконной миграции на въезд в Россию отмечаются на российско-монгольском, российско-казахстанском участках границы, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга. На выезд из России - российско-финляндском, российско-украинском участках границы, на границе со странами Балтии, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга [14, с. 31].

Информация о работе Трудовая миграция и методы ее регулирования