Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Инновация — это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности.
Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность

Вложенные файлы: 1 файл

ИЗ управление инновациями.docx

— 26.51 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Московский государственный университет экономики,

статистики  и информатики»

 

 

 

 

Кафедра  «Управление проектами и инновационный менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

по  дисциплине «Основы информационного  менеджмента»

на  тему «Управление инновациями»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ДММ-302                                       М.А. Шувалова

 

 

Проверил: к.э.н., доцент     С.Ю. Ерошкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

Введение

Инновация —  это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом  или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и процессов для  решения существующих проблем и  создания новых возможностей. Инновации  требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности.

Цель управления инновациями состоит в том, чтобы  инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими  в масштабах всей организации  и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями  лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность. Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры должны найти и устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу.

В отношении  инноваций нет какого-либо объективного критерия, равно как нет точных признаков, по которым можно было бы определить новатора, будь то человек, организация, идеи или продукты. Не существует также ни сколько-нибудь единой теории творчества или инноваций, ни универсальных определений связанных  с ними концепций.

Идею можно  назвать изобретением, если она функционирует  в лабораторных условиях. Та же идея становится инновацией, когда она  может иметь широкое применение при разумных затратах. Изобретение  — это неизвестная доселе идея, воплотившаяся в реальность. Это  первая стадия процесса технологической  инновации. Изобретение обычно относят  к подмножеству патентуемых технологических  инноваций.

Понятия «творчество» и «инновация» синонимами не являются. Под творчеством подразумевается  генерация новых идей, инновация  же есть их успешное воплощение. Творчество — это открытие принципа, инновация  — перевод этого принципа в  полезные товары и услуги. В процессе инновации идеи материализуются  в реальные товары и услуги, способные  принести организации дополнительный доход. Инновация — это следствие  осознанного, целенаправленного поиска возможностей для создания чего-то нового (Drucker, 1985), что может быть результатом существующих несоответствий, потребностей в процессах, изменений в отдельной отрасли и на рынке в целом, демографических перемен и новых знаний.

Изобретатель  — это мыслитель, человек, рождающий  идеи. Изобретатель придумывает новые  вещи. Это «создатель», способный  представить себе скрытые в идее возможности и имеющий большое  желание видеть ее реализованной.

 

 

 

 

 

Информационные инновации  и их разновидности

Согласно  Стюарту (Stewart, 1989), существуют три категории инноваций. Первая — это макроинновации, к которым относятся совершенно новые продукты или технологии, вызывающие радикальные изменения в отраслях, экономике или обществе в целом (например, электричество, синтетические волокна, микроэлектроника). Ко второй категории относятся базовые инновации. Базовыми считаются отдельные инновации, которые вместе дают мощный толчок в технологическом развитии (например, трансформаторы, газотурбинные двигатели, динамо-машины и электрическая лампочка — все это отдельные базовые инновации, которые вместе произвели макроинновации в прикладной электротехнике). Третья категория — это инновации-модификации, недостаточно радикальные, чтобы повлиять на технологический прогресс в целом. Это скорее важные составляющие отдельных возможностей для бизнеса (например, надувные колесные шины, лакокрасочные покрытия, зажигание от аккумулятора или движущийся конвейер)

В конкретной отрасли можно выделить инновации  двух типов: новые продукты и новые  процессы. Инновации-продукты представляют собой усовершенствованные варианты существующей товарной линии или  совсем новые товары. Инновационные  процессы направлены на улучшение технологии производства определенных товаров. Разработка нового продукта может потребовать  или не потребовать нового производственного  процесса. Однако новые технологии производства всегда становятся основой  для выпуска новых продуктов.

То, что в  одной отрасли может считаться  инновационным процессом, в другой отрасли в то же время может  рассматриваться как инновационный  продукт. Для гибкого автоматизированного  производства новый тип промышленного  робота является инновационным продуктом. Тот же робот для его покупателя будет считаться новым процессом, если станет составным элементом  нового процесса производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы управления информационными  инновациями

Инновационная деятельность отличается от всех остальных  типов организационных инициатив. Во-первых, менеджеры работают с  людьми новаторского склада ума, для  которых характерны:

1) оригинальность  — способность видеть вещи  по-другому, сомневаться в предположениях  и выбиваться из традиционных  подходов к работе; 2) приверженность  цели, решительность, самомотивация, энтузиазм и усердие; 3) стремление к совершенству во всем и самокритика; 4) гибкость ума и чувство юмора; 5) независимость от чужого мнения, сопротивление давлению извне и уверенность в своих силах; 6) сомнение, любопытство, терпимость к двусмысленности и сложности в проблемных ситуациях.

Творческая  деятельность связана с неопределенностью, инновациями и исследованиями. Вместе с этим при жестком контроле инновации  и творчество легко блокируются.

Из-за присущей инновациям неопределенности жесткое  планирование и прогнозирование  сроков или качества их результата не представляется возможным. Практически  невозможно установить жесткие критерии, которые бы предсказывали или  контролировали работу творческих личностей. Однако деятельность их слишком важна, чтобы оставлять ее вообще без  контроля. В управлении инновационными задачами применяются следующие  методы:

  • оценка прогресса проекта;
  • перераспределение исследователей;
  • контроль за расходованием ресурсов.

Каждый принимаемый  к разработке проект должен иметь  четкое описание ожидаемого результата, применяемой методологии и предполагаемых сроков. Текущий контроль над проектом осуществляется с использованием двух концепций: регулярных (периодических) контрольных точек и промежуточных  этапов — конкретных (определенных заранее) точек контроля. Оба подхода  дают оценку уже проделанной работе. Для компетентной и объективной  оценки используются рефери, команды  наблюдателей, экспертные группы или  презентации текущих итогов проекта.

Творческие  работники и результаты их деятельности могут оцениваться только в долгосрочной перспективе. Оценка индивидуальных результатов  должна проводиться на регулярной основе, как минимум раз в два года. По результатам анализа числа  выполненных проектов, опубликованных статей и полученных патентов определяются лучшие и худшие 25% творческих работников. В качестве необходимого психологического стимула применяются периодическое  перераспределение людей между  задачами, а также эффективная  система оплаты труда.

Менеджеры, управляющие инновационной деятельностью, не должны полагаться на жесткий, детальный  контроль. Методы, применимые для повторяющихся, рутинных операций, могут быть совершенно неадекватны при контроле над  творческой деятельностью. Суть контроля над инновациями выражена в следующем  обращении к руководству: способствуйте  творчеству, устраняйте все, что ему  мешает!

И последнее: эффективное управление инновационными организациями основано на следующих  принципах:

a) приверженность качеству и высокому уровню в масштабах всей организации; b) поиск новых возможностей и более инновационных подходов; c) создание и использование инновационных команд; d) гибкая организация работы (например, предпринимательский подход, «матричная» организация, разбиение на специальные команды и свободная форма организационной структуры); e) организационное обучение, мониторинг различных источников знаний, технологический прогресс и идеи; f) видение лидеров и лидерство на примере; g) поддерживающая творчество организационная культура, признание и вознаграждение инноваций.

Недостатки в управлении информационными инновациями

Многие крупные  организации делают все, чтобы не поощрять инновационную деятельность предпринимателей. Наиболее общие недостатки крупных организаций перечислены  ниже:

► Фанатики против организации

Описанный выше тип предпринимателя нейтрален  по отношению к политике и власти. Он противен, нетерпелив, эгоистичен, а  возможно даже и иррационален с точки  зрения организации. Из-за этого его  просто не принимают на работу, а  если и принимают, то не продвигают и не поощряют. На него смотрят как  на “несерьезного человека”, “раздражителя”или “раскольника”. В организации против него быстро организуется сопротивление. Он редко остается до завершения своей разработки, чаще, разочаровавшись в крупной организации, он покидает ее и действует самостоятельно.

► Ожидание упорядоченной работы

Многие в  крупной организации ожидают, что  технологический прогресс будет  идти упорядоченно. Они настаивают на составлении сетевых графиков, планировании, разработке методологии  или критериев оценки хода разработки. Когда же, что и следует ожидать, новатор не соблюдает план, считается, что его работа неудачна. К работе приступает техническая группа, задачей  которой является выполнение плана, а не быстрое и дешевое достижение результата. По определению, неправильно  идет то, что не предусмотрено планом. Вот почему работает закон Мерфи. По этой же причине проекты постоянно выбиваются из графика, превышают бюджет и вызывают критику в адрес рабочих групп за их “низкую отдачу”. Одна организация дошла до того, что обвинила технического руководителя в том, что он не сумел получить прибыли от изделий, которые еще не были даже изобретены.

► Чрезмерные затраты

Во многих организациях, как только новый технический  проект утвержден, он тут же обеспечивается полным штатом сотрудников, материалами, средствами на накладные и другие расходы. Новатор не может снизить  свои затраты, заменив деньги собственным  потом. Никого нельзя подстегивать работать всю ночь, потому что всякая спешка ведет к увеличению расходов на оплату сверхурочных. В результате темпы  работы замедляются, а начальный  этап стоит слишком дорого. Проект быстро становится экономически невыгодным. По мере роста затрат, он все больше политизируется, а его критика  активизируется. В результате, большая  часть действительно новаторской  технической работы в таких организациях прячется от руководителей и ведется  “подпольно”, под страхом сурового наказания.

► Слишком  рано устанавливается жесткий контроль

Как только проект утвержден, профессиональные менеджеры  начинают собирать рыночную информацию в целях выяснения потенциальной  отдачи. Они не обращают внимания на тот факт, что проведение должного исследования рынка может обойтись дороже выполнения собственно проекта, а результаты маркетинга могут оказаться  полностью неправильными, вводящими  в заблуждение. Хаос или параллельный подход к той же самой цели считаются  неприемлемыми. Профессиональными  управленцами они расцениваются как “пустое занятие” или “дублирование”. Формализуется конструкторская работа, деятельность по изготовлению модели, приобретению оборудования, подбору специалистов. В результате время между экспериментами удлиняется, стоимость каждого эксперимента возрастает, а инновационная производительность падает.

► Риск не поощряется

При управлении большинством коммерческих и политических организаций используется подход “никаких сюрпризов”. Но любое развитие по определению  связано с неожиданностями. Подчиненных  наказывают, если они не достигают  результатов в своей работе, но никого не наказывают за полностью  утерянную возможность. Люди, вложившие  в потерпевший неудачу проект много усилий, не получают вознаграждения. А если проект приносит большой успех, то технические специалисты редко  когда становятся миллионерами или  получают вознаграждение, сравнимое  с тем, которое перепадает на долю посторонних “деятелей”.

► Временной  конфликт

Как уже говорилось, с момента изобретения до получения  прибыли проходит от семи до пятнадцати лет. Если инновации анализировать  по стандартным финансовым методикам, то из-за таких сроков, неточной рыночной информации и высоких первоначальных затрат они могут показаться нерентабельными.

Многие компании намеренно используют тактику “сильного ведомого”, позволяя другим делать первые шаги в инновационной деятельности. Затем они делают рывок, опираясь на свою систему маркетинга, крупномасштабного производства, финансовые возможности, и захватывают уже доказавший свою жизнеспособность рынок. Однако, если такую политику проводит вся отрасль, то у нее есть все шансы так и остаться в хвосте в ущерб национальной торговли.

Информация о работе Управление инновациями