Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:34, контрольная работа
В данной контрольной работе будут рассмотрены все виды и этапы карьеры, ее понимание и цели. В практической части будут рассмотрены причины, по которым следует «заботиться о своем персонале». Материал для практической работы взят из статьи «Гонка «вслепую» или езда без водителя?» журнала «Кадровое дело» №9, автор Анна Несмеева.
Введение…………………………………………………………………..3
Понятие, виды, цели и этапы карьеры…..……………………………....4
Управление карьерой …………………………………………………...12
Практическая часть……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………...21
Таблица 1. Этапы карьеры.
Предварительный этап. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Этап становления. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.
Этап продвижения. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени.
Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях и капитале других организаций).
Этап завершения. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап карьеры в данной организации (виде деятельности) завершается. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе - и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.
Управление карьерой
Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации [4, 213 с.]. Управлением своей карьеры занимается и каждый отдельный работник.
Конкретными целями управления карьерой являются:
- формирование, развитие
и рациональное использование
профессионального потенциала
- обеспечение преемственности
профессионального опыта и
- достижение взаимопонимания
между организацией и
- создания благоприятных
условий для развития и
Система управления карьерой включает:
- выявления потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении;
- определение вариантов
продвижения работника, как в
данной фирме, так и за ее
пределами, а также
- планирование
- организацию процессов обучения, оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакантных должностей;
- активизацию карьерных устремлений руководителей;
- контроль, оценку эффективности
на основе определенной
Управление карьерой следует начинать сразу при приеме на работу. При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует конкретные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех его карьеры.
Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации (рис.2) [4, 216 с.].
Рис. 2. Схема влияния
деловой карьерой работников на результаты деятельности организации
Основой управления карьерой является планирование и развитие карьеры сотрудников. Планирование карьеры - это управление развитием персонала в нужном для организации направлении, характеризующееся составлением плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением с работы.
В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой, которые выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных подразделений, консультационные центры, профсоюзные комитеты.
Преимущества планирования карьеры:
1) более высокая степень удовлетворенности от работы в организации;
2) повышение материального благосостояния и жизненного уровня;
3) более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать иные стороны собственной жизни;
4) возможность целенаправленной
подготовки к будущей
5) повышение
Продвижения работника по
карьерной лестнице осуществляется
за счет профессионального роста, который
обеспечивает система профессионально-
Выделяют четыре формы
профессионально-
Целью управления профессионально-
Условиями эффективного профессионально-
Карьеру конкретного работника
планирует руководитель предприятия
или его заместитель с
План карьеры утверждается руководителем предприятия и хранится в службе управления персоналом, второй экземпляр у руководителя подразделения, в котором состоит работник.
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, чтобы начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовывать его планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы, но и то, каких показателей он должен добиваться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Практическая часть: опыт, проблемы, перспективы
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что вложения в персонал – суть инвестиции в бизнес компании. Западные менеджеры считают, что наличие компетентного персонала является вторым по значимости условием для победы в конкурентной борьбе.
Современные менеджеры, профессионально занимающиеся управлением человеческими ресурсами, отлично понимают необходимость формирования устойчивых отношений с сотрудниками внутри компании, ориентированных на достижение долгосрочных целей бизнеса. Второе соображение, подкрепляющее необходимость перемен – это существенное изменение самооценки и позиционирования специалистов на рынке труда. На сегодняшний день новое поколение готово управлять своей профессиональной жизнью, строить и планировать свою карьеру. Они прекрасно понимают, сколько стоит их труд на рынке труда, оценивают в каких компаниях им работать выгодно и престижно.
Итак, автор статьи предлагает начать процесс управления персоналом тем компаниям, которое попали в следующие группы:
1 группа. Компании, ориентированные на «выращивание» сотрудников внутри. Такие компании, вкладывая средства (интеллектуальные, финансовые и временные) в свой персонал, одновременно должны предусмотреть, какие этапы карьерной лестницы пройдет молодой сотрудник. Часто встречающаяся ошибка: отсутствие плана карьеры обучающегося сотрудника, или рассчитывать на то, что обученный и подготовленный сотрудник, будет работать лучше и выполнять более сложные задачи за чуть большие деньги, чем он получал в начале. Результат: получив от компании максимум, сотрудник уходит от нее, не сумев реализовать свой возросший потенциал. Решение проблемы: Составление плана карьеры для каждого обучающегося молодого сотрудника, предоставление ему сведений, какие карьерные возможности он может получить.
2 группа. Динамично развивающиеся компании. В компании запускаются новые, не похожие на прежние, проекты. Компания открывает новый проект, возникает вопрос: кто будет заниматься новым проектом? Часто встречаемая ошибка: не использование уже существующего персонала. В основном, компании ищут новых сотрудников, соответственно несут расходы на поиск и адаптацию, при закрытии нового проекта они могут оказаться лишними. Результат: как бы использовать нанятых работников. Решение проблемы: обеспечение возможности горизонтальной ротации (ротация – назначение работника «по горизонтали» на должность одного должностного уровня, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка. [3, 235 с.]).