Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Природа возникновения конфликта……………………………... 5
1.1.Сущность конфликта, его понятие …………………………… 5
1.2.Типы конфликтов и виды конфликтов………………………… 8
1.3. Причины конфликтов………………………………………….. 11
1.4. Модель процесса конфликта………………………………….. 14
Глава 2. Управление конфликтом……………………………………….. 18
2.1. Структурные методы разрешения конфликта………………… 18
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………. 19
2.3. Организационный подход к управлению конфликтами в
кризисной ситуации……………………………………………. 21
2.4.Предпосылки возникновения конфликтов и управление ими на
исследуемом предприятии……………………………………. 26
Заключение………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………… … 32

Вложенные файлы: 1 файл

моё.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

 

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

представительство ВЗФЭИ  в р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 по предмету «Менеджмент»

 

Тема: Управление конфликтами в организации

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил студент:

                                                                      

                                                                                    группа

                                                              Проверила:

                                                             Оценка:_________________

                                                              Подпись_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………..………   3

Глава 1. Природа возникновения  конфликта……………………………...   5

1.1.Сущность конфликта, его понятие   ……………………………    5

1.2.Типы конфликтов  и виды конфликтов…………………………    8

1.3. Причины конфликтов…………………………………………..    11

1.4. Модель процесса конфликта…………………………………..    14

Глава 2.   Управление конфликтом………………………………………..   18

          2.1. Структурные  методы разрешения конфликта…………………  18

         2.2. Межличностные  стили разрешения конфликтов…………….     19

         2.3. Организационный  подход к управлению конфликтами в  

                кризисной ситуации…………………………………………….    21              

2.4.Предпосылки возникновения конфликтов  и управление ими на   

      исследуемом предприятии…………………………………….     26

Заключение…………………………………………………………………   30

Список использованной литературы…………………………………… … 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Конфликты являются неотъемлемым элементом  функционирования любого общества.

У каждого человека в  жизни есть свои цели, связанные  с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум. В современном обществе, в условиях когда  стрессы знакомы почти любому не понаслышке, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.

Если в рядовой жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса и временной психической неуравновешенности ничего нам в жизни не преподносят, то для менеджера конфликт является одним из главных врагов, т.к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые. Поэтому одной из функций менеджера, как человека, работающего с людьми является умение предотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться или владеть собой в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить его, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.

Возможно ли руководить без конфликтов? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.

Исследования в области  конфликтов проводятся уже многие столетия, что касается менеджеров, то они  являются скорее потребителями и  учениками готовых достижений психологов, нежели созидателями. Отсюда можно сделать ложный вывод о том, что менеджеру следует успокоиться в этом вопросе, прочитав пару статей в журналах для общего ознакомления или выучив книжную формулировку категории «конфликт»; напротив, на менеджера возложена более ответственная задача: необходима не книжная теоретизация на почве «великих идей», а реальные меры, принимаемые для эффективного решения вопроса «на местах».

Следует отметить, что  в ранних трудах по управлению, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, всегда рассматривались, да и рассматриваются как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта – условие не только невозможное, но и нежелательное. Если на предприятии, фирме, в организации - как угодно, нет конфликтов, значит, никакой деятельности там и не происходит, или все обязанности сотрудников заключаются в наблюдении за перпендикулярностью стен и потолков производственных помещений.  

Поэтому, чтобы понять саму суть возникновения  конфликтов и определить методы их предотвращения, я в данной работе попытаюсь раскрыть природу конфликтов в организациях, а также описать методы и средства управления им.

При определение методов и средств  управления конфликтами в курсовой работе были поставлены следующие задачи: 1)рассмотреть сущность и структуру конфликта; 2) определить функции конфликта; 3) выделить сущность понятия управления конфликтами; 4) рассмотреть методы, стили и модели разрешения и  регулирования конфликтов, а также особенности предотвращения и стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Природа возникновения конфликта

 

1.1. Сущность конфликта, его понятие. 

 

Для начала следует разобраться, что  же такое конфликт. Конфликт- несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое1.

Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.2

Обобщая многообразие определений  конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним и его моментов – борьбой противоположностей. Одним из существенных признаков конфликта является противоположность интересов, которые в свою очередь сопрягаются с ценностями, целями и ориентациями. Таким образом, интересы – главное понятие, необходимое для анализа конфликта.

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами  социального развития. Английский философ  и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в  истории человеческого общества и стимулом социального развития".

Бытует мнение, что конфликт - явление  всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение  часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно  избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Американский социолог Л.Козер  определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и  чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные  цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию.  Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.

Как у многих понятий  у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и  оценок тех или иных событий  достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.

 

Конфликт = конфликтная  ситуация + инцидент.3

 

Возможность конфликтов заложена в  существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в  аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека.  Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач  в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты.  Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течении нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они  чаще всего ассоциируют его с  агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Бывает так, что в одних случаях  разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще,  - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в  организациях  с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны  в коммерческой деятельности. Например, человек, при рассмотрении какого то коллективного вопроса будет спорить только потому, что не спорить он не может, хотя он может и не прав, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для дальнейшего развития деятельности коллектива в лучшую сторону (выявление разнообразных точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.)

Информация о работе Управление конфликтами в организации