Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:39, курсовая работа
Цель – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: - рассмотреть понятийный аппарат проблематики; - изучить различные виды конфликтов; - определить причины, фазы и последствия конфликтов; - обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов; - разработать методологию исследования; - исследовать уровень конфликтности в организации ООО «Гефест».Фактический адрес: г.Таганрог ул.Смирновского 35 «б».
Введение……………………………………………………………..………...3
1. Природа возникновения конфликта……………………………….........5
1.1 Сущность конфликта, его понятие………………………………..5
1.2.Типы конфликтов…………………………………………………..8
1.3.Причины конфликтов…………………………………………… .11
2. Управление конфликтом……………………………………………….13
2.1.Структурные методы разрешения конфликта…………………...13
2.2.Межличностные стили разрешения конфликтов………………..15
2.3.Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации…………………………………………………...17
3. Анализ деятельности организации………………………………………..22
3.1. Исторические сведения об организации………………………...22
3.2. Основные направления деятельности организации……………..24
3.3. Организационная структура предприятия……………………….25
4. Программа и методика исследования конфликтов в организации……...27
4.1. Методический инструментарий исследования…………………..28
4.2. Анализ сплоченности и конфликтности в коллективе…………..29
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………… … 42
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южный федеральный университет
Факультет управления в экономических и социальных системах
Кафедра Государственного и муниципального права и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ: «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
НА ТЕМУ: «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
Выполнил студент гр. МЗ-62 Шевченко Игорь
Проверил: Тюшняков Виталий Николаевич
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Природа возникновения конфликта……………………………….........
1.1 Сущность конфликта, его понятие………………………………..5
1.2.Типы конфликтов………………………………………………….
1.3.Причины конфликтов…………………………………………… .11
2. Управление конфликтом……………………………………………….
2.1.Структурные методы разрешения конфликта…………………...13
2.2.Межличностные стили разрешения конфликтов………………..15
2.3.Организационный подход
к управлению конфликтами в
кризисной ситуации…………………………………………………...
3. Анализ деятельности организации………………………………………..22
3.1. Исторические сведения об организации………………………...22
3.2. Основные направления деятельности организации……………..24
3.3. Организационная структура предприятия……………………….25
4. Программа
и методика исследования
4.1. Методический инструментарий исследования…………………..28
4.2. Анализ сплоченности и конфликтности в коллективе…………..29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………… … 42
Введение.
Многие считают, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но и необходимо. Даже популярная книга В. Зигерта и Л. Ланга называется «Руководить без конфликтов», но на самом деле они утверждают, что «Конфликты – это не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации» (1).
Общественная жизнь немыслима
без столкновения идей, жизненных
позиций, целей, как отдельных людей,
так и малых и больших
Актуальность данной темы
как теоретическая, так и практическая
весьма велика. Проблематика конфликта
носит сугубо прикладной характер.
Она пользуется широким спросом
при решении вполне конкретных ситуаций,
в которых наблюдается
С практической точки зрения
актуальность темы не менее значительна.
В настоящее время
Цель курсовой работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
-
рассмотреть понятийный
-
изучить различные виды
- определить причины, фазы и последствия конфликтов;
- обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов;
- разработать методологию исследования;
-
исследовать уровень
- выявить причины и сущность конфликтов;
-
изучить резервы для
-
разработать предложения по
Объект исследования – коллектив ООО «Гефест», состоящий из 61 человека, из них 41 мужчина и 20 женщин.
Предмет исследования – уровень конфликтности, методы управления конфликтами, конфликты и отношения в коллективе.
1. Природа возникновения конфликта.
1.1. Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение.
Для начала следует разобраться, что же такое конфликт. Первое, что приходит в голову обратиться к авторитетной литературе. Конфликт- несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое (2).
Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил (3).
Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент (4)
Возможность
конфликтов заложена в существе самой
человеческой жизни. Причины конфликтов
коренятся в аномалиях
Во
всех сферах человеческой деятельности
при решении разнообразных
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону (выявление разнообразных точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.)
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной
особенностью любого конфликта является
то, что ни одна из участвующих сторон
не знает заранее точно и
Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами.
1.2. Типы конфликтов
Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц, эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц.
Можно различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации: (5)
Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции.
Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.
Деловые ("инструментальные") отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении "средств производства" друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.
Информация о работе Управление конфликтами в процессе изменения и развития организации