Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа
Объектом исследования является конфликт и его основные виды.
Предметом исследования выступает разрешение конфликтов как средство повышения эффективности деятельности организации.
Цель данной работы - рассмотреть сущность конфликта, выявить причины и последствия конфликтов, а так же выделить пути их разрешения.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Конфликт как объект управления……………………………………………..4
1.1. Понятие конфликта ………………………………………………………….4
1.2. Основные типы конфликтов ………………………………………………...7
2. Причины и последствия возникновения конфликта в организации……….12
2.1. Причины конфликта ………………………………………………………..12
2.2. Последствия конфликта ……………………………………………………17
3. Управление конфликтом……………………………………………...............19
3.1. Структурные методы разрешения конфликта…………………….............19
3.2.Межличностные стили разрешения конфликтов………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…
3. Управление конфликтами
3.1. Структурные методы разрешения конфликта
При
управлении конфликтами основное внимание
следует сосредоточить на предмете
конфликта и позиции его
Все способы можно разделить на структурные и межличностные.
Различают четыре структурных метода разрешения конфликта:
1.
Разъяснение требований к
2.
Координационные и
В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями -- отделом сбыта и производственным отделом -- сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объемы заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производством и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.
3.
Общеорганизационные
4.
Структура системы
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны пять основных межличностных стиля разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
1. Уклонение - этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Как отмечают Роберт Блэйк и Джейн Мутон, один из способов разрешения конфликта -- это “не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы”.
2.
Сглаживание - этот стиль характеризуется
поведением, которое диктуется убеждением,
что не стоит сердиться,
3.
Принуждение. В рамках этого
стиля превалируют попытки
4.
Компромисс - этот стиль характеризуется
принятием точки зрения другой
стороны, но лишь до некоторой
степени. Способность к
5.
Решение проблемы. Данный стиль - признание
различия во мнениях и готовность ознакомиться
с иными точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти курс действий, приемлемый
для всех сторон. Тот, кто пользуется таким
стилем не старается добиться своей цели
за счет других, а скорее ищет наилучший
вариант решения конфликтной ситуации.
Обсуждая этот стиль, Блэйк и Мутон отмечают,
что “...расхождение во взглядах рассматривается
как неизбежный результат того, что у умных
людей есть свои представления о том, что
правильно, а что нет. Эмоции можно устранить
лишь путем прямых диалогов с лицом, имеющим
отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ
и разрешение конфликта возможны, только
для этого требуется зрелость и искусство
работы с людьми... Такая конструктивность
в разрешении конфликта (путем решения
проблемы) способствует созданию атмосферы
искренности, столь необходимой для успеха
личности и компании в целом”. Таким образом,
в сложных ситуациях, где разнообразие
подходов и точная информация являются
существенными для принятия здравого
решения, появление конфликтующих мнений
надо даже поощрять и управлять ситуацией,
используя стиль решения проблемы. Другие
стили тоже могут с успехом ограничивать
или предотвращать конфликтные ситуации,
но они не приведут к оптимальному решению
вопроса, потому что не все точки зрения
были изучены одинаково тщательно. Из
исследований известно, что высокоэффективные
компании в конфликтных ситуациях пользовались
стилем решения проблем больше, чем малоэффективные
компании. В этих высокоэффективных организациях
руководители открыто обсуждали свои
расхождения во взглядах, не подчеркивая
разногласий, но и не делая вида, что их
вовсе не существует. Они искали решение,
пока, наконец, не находили его. Они также
старались предотвратить или уменьшить
назревание конфликта, концентрируя реальные
полномочия принимать решения в тех подразделениях
и уровнях управленческой иерархии, где
сосредоточены наибольшие знания и информация
о факторах, влияющих на решение. Хотя
исследований в этой области еще не так
много, ряд трудов подтверждает эффективность
данного подхода к управлению конфликтной
ситуацией.
Заключение
Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Они встречаются как в повседневной жизни, так и на работе.
Конфликты - явление не всегда негативное. Для того, чтобы конфликт не стал разрушителем организации и ее привычного устоя необходимо им управлять. Как показывает практика, руководители тратят на разрешение конфликтов и конфликтных ситуаций до 20% своего рабочего времени.
Для эффективного управления конфликтом руководитель должен быть конфликтологически компетентен: он должен знать виды конфликтов, знать, как они возникают и протекают, каких можно устранить и каковы будут последствия. Однако важно также знать, что на решение конфликта также повлияют такие факторы, как: причина конфликта, структура управления, тип организации и метод разрешения конфликта. Все это должно подбираться индивидуально для каждого конфликта.
Руководитель должен помнить, что он - не участник конфликта, а лицо, от которого ждут помощи. Руководитель не в праве показывать эмоции, от него ждут независимого и правильного решения.
Глубокий анализ и решение конфликта возможны при зрелости и опыта работы с персоналом руководителя. Такая конструктивность в решении конфликта будет способствовать созданию атмосферы искренности в коллективе, что необходимо для успеха компании в целом.
В
сложных ситуациях, где разнообразие
подходов играет огромную роль, появление
конфликтующих точек зрения надо поощрять.
Статистике известно, предприятия, где
открыто искали решение проблемы, были
эффективнее, чем их конкуренты, не решающие
и не управляющие конфликтом.
Список использованной литературы
1. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. - СПб.: «Авалон», «Азбука - классика», 2006. - 256 с.
2. Хромов А.А. Менеджмент. Экзаменационные ответы. - М.: «Буклайн», 2007. - 140с.
3. Мексон М.Х.,Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/
4. Веснин В.Р. менеджмент: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 512 с.
5. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445 с. - (Высшее образование)
6. Кеннет Клок, Джоан Голдсмит. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. - М.: Претекст, 2007. - Ил.5. табл.1. - 244 с.
7. Менеджмент: учебник / Б.З. Зельдович. - М.: Издат-во «Экзамен», 2007. - 591, [1] с. (Серия «Учебник для вузов»)
8. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с. - (Серия «Учебное пособие»)
9. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. - М.: Инфра-М, 2005. - 368 с. - (Высшее образование).
10. Конфликт в
организации: негатив или