Введение
Работа с персоналом,
с людьми всегда оставалась одной из самых
важных и актуальных проблем, стоящих
перед руководителем и требующих профессионального
владения основами кадрового менеджмента.
В деятельности практически любого предприятия
особая роль принадлежит работникам, реализующим
производственный процесс, их персоналу.
Роль руководителя в том и состоит, чтобы
организовать работу других, чтобы добиться
достижения целей, стоящих перед ним, реализации
своих планов посредством мобилизации
возможностей персонала, коллектива организации.
Сегодня управление персоналом представляет
собой достаточно развитые управленческие
технологии, вобравшие, с одной стороны,
опыт многих поколений управленцев, а
с другой - дополнительные информационные
возможности, предоставляемые современными
техническими средствами, и прежде всего
компьютерной техникой.
Основная особенность
персонала - в том, что помимо выполнения
производственных функций работники предприятия
являются активной составляющей производственного
процесса. Они могут активно способствовать
росту эффективности производства, могут
относиться безразлично к результатам
деятельности предприятия, на котором
работают, а могут и противодействовать
нововведениям, нарушающим привычный
для них ритм работы.
Для того, чтобы
работник был заинтересован в высоком
качестве результатов своей работы, чтобы
он был согласен принять делегируемые
ему организацией полномочия, необходима
значимая для него мотивация его деятельности
в рамках организации. Мотивированный
персонал - это залог успешной работы и
поступательного движения компании для
реализации ее стратегии и упрочения положения
на рынке. Поэтому мотивация персонала
является универсальной темой, актуальность
которой не уменьшается, несмотря на постоянное
внимание теоретиков и практиков менеджмента.
Объектом исследования
в курсовой работе является процесс управления
мотивацией персонала предприятия.
Целью написания
курсовой работы является углубленное
изучение процесса управления трудовой
мотивацией на примере КБ ООО «СССБ». Для
достижения поставленной цели в работе
необходимо решить следующие задачи:
- Определить сущность и понятие трудовой
мотивации мировой и российской практике;
- Описать содержательные и процессуальные
теории мотивации и мотивационные стратегии
и методы;
- Дать общую характеристику КБ ООО «СССБ;
- Проанализировать организационную
структуру КБ ООО «СССБ»;
- Определить модель эффективного управления
организацией;
- Предложить проект развития системы
управления мотивацией персонала;
- Оценить эффективность предложенных
мероприятий.
Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка
литературы. Во введение обосновывается
актуальность написания данной курсовой
работы, ее предмет, объект, цель и задачи.
В первой главе определяются
теоретические основы управления трудовой
мотивацией на предприятии. Во второй
- производится анализ деятельности и
управления мотивацией в КБ ООО «СССБ».
В третьей главе даются рекомендации по
увеличению эффективности управления
предприятием. В заключении сформированы
основные тезисы, полученные в ходе выполнения
данной работы.
1 Управление
мотивацией труда персонала предприятия
1. 1 Сущность и понятие
трудовой мотивации мировой и российской
практике
Мотивация и регулирование
(руководство, взаимодействие с людьми)
- решающий фактор успеха в управлении
предприятием. Всемирно признанные авторитеты
в области менеджмента подчеркивают: «Хозяйственные
операции можно в конечном счете свести
к обозначению тремя словами: люди, продукт,
прибыль. На первом месте стоят люди. Если
у вас нет надежной команды, то из остальных
факторов мало что удастся сделать» (Л.
Якокка). «Уважайте достоинство подчиненных,
будьте к ним внимательны. Смотрите на
них, а не на капиталовложения и не на автоматику
- как на главный источник производительности»
(Т. Питерс, Р. Уотермен).«Когда
у нас уже есть штат, состоящий из подготовленных,
умных и энергичных людей, в качестве следующего
шага надо стимулировать их творческие
способности» (А. Морита). [1, стр. 325].
Существует много
определений мотивации. Мотивация - процесс
стимулирования отдельного сотрудника
или группы к действиям, приводящим к осуществлению
целей организации. Мотивация - процесс
побуждения себя и других к достижению
личных целей или целей организации.
Другие рассматривают
мотивацию как степень желания и выбор,
который необходим данной личности, что
обусловливает проявление того или иного
поведения. Стартовая точка мотивационного
процесса - наличие неудовлетворенности,
что ориентирует человека на достижение
своих целей, в результате наступает завершающий
момент - удовлетворение потребности.
В самом общем
виде мотивация человека к деятельности
понимается как совокупность движущих
сил, побуждающих человека к осуществлению
определенных действий. Эти силы находятся
вне и внутри человека и заставляют его
осознанно или же неосознанно совершать
некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека
опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные
люди могут совершенно по-разному реагировать
на одинаковые воздействия со стороны
одинаковых сил. Более того, поведение
человека, осуществляемые им действия,
в свою очередь, также могут влиять на
его реакцию на воздействия, в результате
чего может меняться как степень влияния
воздействия, так и направленность поведения,
вызываемая этим воздействием.
Принимая во
внимание сказанное, можно попытаться
дать более детализированное определение
мотивации. Мотивация - это совокупность
внутренних и внешних движущих сил, которые
побуждают человека к деятельности, задают
границы и формы деятельности и придают
этой деятельности направленность, ориентированную
на достижение определенных целей. Влияние
мотивации на поведение человека зависит
от множества факторов, во многом индивидуально
и может меняться под воздействием обратной
связи со стороны деятельности человека.
Потребности -
это то, что возникает и находится внутри
человека, что достаточно общее для разных
людей, но в то же время имеет определенное
индивидуальное проявление у каждого
человека. Люди по-разному могут пытаться
устранять потребности, удовлетворять
их, подавлять или не реагировать на них.
Потребности могут возникать как осознанно,
так и неосознанно. При этом не все потребности
осознаются и осознанно устраняются. Если
потребность устранена, то это не предполагает,
что она устранена навсегда. Большинство
потребностей периодически возобновляются,
хотя при этом они могут менять форму своего
конкретного проявления, а также степень
настойчивости и влияния на человека. [24, стр. 126].
Мотив - это то,
что вызывает определенные действия человека.
Мотив не только побуждает человека к
действию, но и определяет, что надо сделать
и как будет осуществлено это действие.
В частности, если мотив вызывает действия
по устранению потребности, то у различных
людей эти действия могут быть совершенно
отличны, даже если они испытывают одинаковую
потребность. Мотивы поддаются осознанию.
Человек может воздействовать на свои
мотивы, приглушая их действие или даже
устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека
обычно определяется не одним мотивом,
а их совокупностью, в которой мотивы могут
находиться в определенном отношении
друг к другу по степени их воздействия
на поведение человека. Поэтому мотивационная
структура человека может рассматриваться
как основа осуществления им определенных
действий. Мотивационная структура человека
обладает определенной стабильностью.
Мотивирование -
это процесс воздействия на человека с
целью побуждения его к определенным действиям
путем пробуждения в нем определенных
мотивов. Мотивирование составляет сердцевину
и основу управления человеком. Эффективность
управления в очень большой степени зависит
от того, насколько успешно осуществляется
процесс мотивирования.
В зависимости
оттого, что преследует мотивирование,
какие задачи оно решает, можно выделить
два основных типа мотивирования. Первый
тип состоит в том, что путем внешних воздействий
на человека вызываются к действию определенные
мотивы, которые побуждают человека осуществлять
определенные действия, приводящие к желательному
для мотивирующего субъекта результату.
При данном типе мотивирования надо хорошо
знать то, какие мотивы могут побуждать
человека к желательным действиям, и то,
как вызывать эти мотивы. Второй тип мотивирования
своей основной задачей имеет формирование
определенной мотивационной структуры
человека. В этом случае основное внимание
обращается на то, чтобы развить и усилить
желательные для субъекта мотивирования
мотивы действий человека, и наоборот,
ослабить те мотивы, которые мешают эффективному
управлению человеком. Этот тип мотивирования
носит характер воспитательной и образовательной
работы и часто не связан с какими-то конкретными
действиями или результатами, которые
ожидается получить от человека в виде
итога его деятельности. Второй тип мотивирования
требует гораздо больших усилий, знаний
и способностей для его осуществления.
Однако и его результаты в целом существенно
превосходят результаты первого типа
мотивирования. Организации, освоившие
его и использующие в своей практике, могут
гораздо успешнее и результативнее управлять
своими членами.
Стимулы выполняют
роль рычагов воздействия или носителей
«раздражения», вызывающих действие определенных
мотивов. В качестве стимулов могут выступать
отдельные предметы, действия других людей,
обещания, носители обязательств и возможностей,
предоставляемые возможности и многое
другое, что может быть предложено человеку
в компенсацию за его действия или что
он желал бы получить в результате определенных
действий. Человек реагирует на многие
стимулы не обязательно сознательно. На
отдельные стимулы его реакция даже может
не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы не одинакова
у различных людей. Поэтому сами по себе
стимулы не имеют абсолютного значения
или смысла.
Процесс использования
различных стимулов для мотивирования
людей называется процессом стимулирования. Стимулирование
имеет различные формы. В практике управления
одной из самых распространенных его форм
является материальное стимулирование.
Роль данного процесса стимулирования
исключительно велика. Однако очень важно
учитывать ситуацию, в которой материальное
стимулирование осуществляется, и стараться
избегать преувеличения его возможностей,
так как человек имеет очень сложную и
неоднозначную систему потребностей,
интересов, приоритетов и целей.
Стимулирование
принципиально отличается от мотивирования.
Суть этого отличия состоит в том, что
стимулирование - это одно из средств,
с помощью которого может осуществляться
мотивирование. При этом, чем выше уровень
развития отношений в организации, тем
реже в качестве средств управления людьми
применяется стимулирование. Это связано
с тем, что воспитание и обучение как один
из методов мотивирования людей приводят
к тому, что члены организации сами проявляют
заинтересованное участие в делах организации,
осуществляя необходимые действия, не
дожидаясь или же вообще не получая соответствующего
стимулирующего воздействия.
Если посмотреть,
на что в деятельности человека оказывает
воздействие мотивация, то выяснится,
что это следующие характеристики деятельности:
Одну и ту же работу
человек может делать, затрачивая различные
усилия. Он может работать в полную силу,
а может работать в полсилы. Также он может
стремиться брать работу полегче, а может
браться за сложную и тяжелую работу, выбирать
решение попроще, а может искать и браться
за сложное решение. Все это отражает то,
какие усилия готов затрачивать человек.
И зависит это от того, насколько он смотивирован
на затрату больших усилий при выполнении
своей работы. [17, стр. 101].
Настойчивость
- это очень важная характеристика деятельности,
так как часто встречаются люди, которые
быстро теряют интерес к начатому делу.
И даже если они имели очень хорошие результаты
деятельности вначале, потеря интереса
и отсутствие настойчивости может привести
к тому, что они сократят усилия и станут
меньше стараться, выполняя свою роль
на существенно более низком уровне по
сравнению с их возможностями. Отсутствие
настойчивости сказывается также негативно
на доведении дела до конца. Работник может
выдвигать прекрасные идеи и ничего не
делать для их выполнения, что на практике
будет оборачиваться для организации
упущенными возможностями.
Добросовестность при
исполнении работы, означающая ответственное
осуществление работы, с учетом всех необходимых
требований и регулирующих норм, для многих
работ является важнейшим условием их
успешного выполнения. Человек может обладать
хорошей квалификацией и знанием, быть
способным и созидательным, много работать.
Но при этом он может относиться к своим
обязанностям спустя рукава, безответственно.
И это может сводить на нет все положительные
результаты его деятельности. Руководство
организации должно хорошо представлять
себе это и стараться таким образом строить
систему мотивирования, чтобы она развивала
у сотрудников эту характеристику их поведения.
Направленность как
характеристика деятельности человека
указывает на то, к чему он стремится, осуществляя
определенные действия. Человек может
выполнять свою работу потому, что она
приносит ему определенное удовлетворение
(моральное или материальное), а может
делать ее потому, что он стремится помочь
своей организации решить ее задачи. Для
управления очень важно знать направленность
действий человека, однако не менее важно
также уметь, если надо, с помощью мотивирования
ориентировать эти действия в определенном
направлении.
Сказанное позволяет
уточнить понятие мотивации как совокупности
сил, побуждающих человека осуществлять
деятельность с затратой определенных
усилий, на определенном уровне старания
и добросовестности, с определенной степенью
настойчивости, в направлении достижения
определенных целей.
Одним из мало
разработанных аспектов теории мотивации
является вопрос о соотношении «внутренней
мотивации» и «внешней мотивации». Суть
проблемы состоит в том, что деятельность
человека находится под воздействием
как мотивов, которые возникают при замкнутом
взаимодействии человека и задачи, так
и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии
человека и задачи, когда субъект внешней
среды вызывает мотивы, побуждающие человека
к решению задачи. [9, стр. 98].
В первом случае
мотивацию условно можно назвать «внутренней»,
так как мотивы порождает сам человек,
сталкиваясь с задачей. Они как бы возникают
внутри человека. Примером такого рода
мотивации могут быть стремление к достижению,
стремление к завершению работы, стремление
к познанию, желание побороться, страх
и т.п.