Управление организацией, группой, территориальной единицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:42, реферат

Краткое описание

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.

Содержание

Введение 3
1. Процесс управления организацией. 4
1.1. Основные функции управления организацией. 5
1.2. Методы управления организацией. 11
1.3. Эффективность управления организацией. 14
2. Понятие формальной группы. 15
2.1. Повышение эффективности формальной группы. 16
2.2. Факторы, влияющие на эффективность группы. 16
2.3. Проведение эффективных собраний. 21
2.4. Управление с помощью комитетов. 22
3. Управление территориальной единицей. 25
3.1. Общинное управление. 26
3.1.1. Местные органы самоуправления. 26
3.1.2. Экономическая особенность местного самоуправления. ______________ 28
3.2. Региональное управление. __________________________________________ 29
Заключение __________________________________________________ 30
Список литературы____________________________________________ 32

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации  о состоянии  и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе.

Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жесткий контроль и жесткие санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими  ситуационными факторами. Во всяком случае менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. своим престижем и карьерой.

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.

 

В организации процесс контроля имеет ряд критериев:

1) Эффективность(польза: предотвращение недостатков, выполнение обязательств; расходы: на контроль, на устранение недостатков).

2) Эффект влияния на людей: удовлетворение, обучение, доверие, страх.

3) Задача контроля: устранение недостатков, качественная оценка недостатков, количественная оценка недостатков, достоверность недостатков.

4) Границы контроля: соблюдение установленных законом обязанностей по проведению проверок(соблюдение прав контролируемых, соблюдение прав контролирующих).

Различают следующие виды контроля:

1.Предварительный  контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

2.Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

3.Заключительный  контроль. Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения).

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.

Контроль хотя и важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.

   Менеджеры высокого  уровня большую часть своего  рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля.

1.2. Методы управления  организацией

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.      

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.     

Слово  «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

    В практике  управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.   

    Направленность  методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

 

В системе методов управления персоналом выделяют:

Административные методы:

  1. Организационные воздействия(устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест).
  2. Распорядительные воздействия(приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения).
  3. Дисциплинарная ответственность и взыскания(лишение премий, вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади).
  4. Материальная ответственность и взыскания(материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием).

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

Экономические методы:

  1. Плановое ведение хозяйства(является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения).
  2. Хозяйственный расчёт(является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда).
  3. Оплата труда(является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации).
  4. Рабочая сила(является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации).
  5. Рыночное ценообразование(является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции).
  6. Ценные бумаги(являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи).
  7. Налоговая система(составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения).
  8. Формы собственности(важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия).
  9. Фазы общественного воспроизводства(составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров).

Социально-психологические методы это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

  1. Социологические методы(социальное планирование, социологические методы исследования, личностные качества, мораль,

партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт).

      2) Психологические методы(психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, экстраверт, интроверт, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия).

 

1.3.Эффективность управления организацией

Организация считается эффективной, если она существует долгое время и достигает целей(выживание, результативность, производительность и эффективность).

Эффективность управления предоставляет собой относительную характеристику результативности деятельности управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Эти показатели бывают количественными и качественными.

Важной количественной характеристикой эффективности служит производительность. Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Производительность отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов(труда, капитала, технологии, информации).

Основное понятие эффективности управления: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы управления; эффективность механизма управления.

 

 

 

 

2. Понятие формальной  группы

Формальная группа – это группа, созданная по воле руководства для организации производственного процесса. Как бы малы они ни были, это – формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определённых, конкретных целей.

 В организации существует три основных типа формальных групп:

  • группы руководителей;
  • производственные группы;
  • комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Такую же группу образуют директор магазина розничной торговли и заведующие различными его отделами, либо заведующий каким – либо отделом и его или её продавцы. Однако, несмотря на то что они входят в его или её цепь команд, продавцы не являются членами командой группы президента компа –

нии, потому что они не подчинены ему напрямую.

Второй тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как “Хьюлетт-Паккард”, “Моторола”, “Техас Инструментс” и “Дженерал Моторс”. Более двух третей от общего числа сотрудников компании “Техас Инструментс” (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.

Третий тип формальной группы – комитет – будет рассмотрен ниже.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

2.1. Повышение эффективности  формальных групп

Руководство должно повышать эффективность командных групп и комитетов. Поскольку эти группы представляют собой намеренно созданный компонент формальной организации, большая часть того, что справедливо для управления организацией, справедливо также и для них. Как и всей организации в целом, чтобы добиться эффективности функционирования, группам требуется планирование, организация, мотивация и контроль деятельности.

Остановимся на одном из аспектов функционирования малой группы, по мнению многих руководителей, самом трудном, а именно – на повышении эффективности проведения собраний, где решаются проблемы и принимаются решения. В зависимости от характеристики группы и способа руководства ею собрание может являться бесплодным упражнением или чрезвычайно эффективным инструментом, где соединяются талант, опыт и способность генерировать новые идеи. Перед тем, как мы представим некоторые конкретные рекомендации относительно того, как сделать собрание эффективным, позвольте сначала рассмотреть общие факторы, влияющие на эффективность работы группы.

Информация о работе Управление организацией, группой, территориальной единицей