Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:50, курс лекций
Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).
Таблица 3 – Функциональные направления деятельности
Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Сферы деятельности |
Направления деятельности |
Оплата и мотивация труда в производственных отраслях |
Изучение перспективных и |
Оплата труда работников бюджетных отраслей |
Изучение общих проблем оплаты труда работников бюджетных отраслей, разработка систем оплаты труда работников различных бюджетных отраслей, установление размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы |
Уровень жизни и социальная поддержка населения |
Осуществление мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда; анализ структуры и динамики доходов населения; разработка минимальных потребительских бюджетов и социальных нормативов уровня жизни; разработка социальных пособий и компенсаций; изучение общих проблем пенсионного обеспечения |
Политика на рынке труда и народонаселения |
Анализ и регулирование рынка труда, выработка региональной политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и социальных проблем политики занятости |
Организация труда |
Разработка форм и методов организации и нормирования труда, тарификация труда |
Подготовка и переподготовка кадров |
Разработка видов и методов подготовки и переподготовки кадров для рыночных экономических условий, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой области |
Охрана и условия труда |
Разработка порядка |
Социальное страхование |
Разработка методического и |
Трудовые отношения и |
Разработка порядка заключения генеральных, региональных и отраслевых соглашений, социального партнерства, разрешения трудовых конфликтов; нормативно-методическое обеспечение работ по трудовым отношениям и социальному партнерству |
Правовое регулирование труда и социальных вопросов |
Подготовка и экспертиза проектов нормативных актов, систематизация и анализ трудового законодательства |
Международное сотрудничество |
Разработка предложений по двустороннему
социально-трудовому |
Министерству
здравоохранения и социального
развития РФ подчиняется Федеральная
служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека,
Федеральная служба по надзору в
сфере здравоохранения и
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной гражданской службы;
г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе: содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Ведущими
подведомственными
Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора, разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений, осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости, проводит анализ статистических показателей по труду, занимается учебно-методической работой по организации обучения менеджеров, ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения производительности труда, издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.
Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.
К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни относятся: научные исследования по обоснованию подходов к определению минимального уровня оплаты труда с учетом важнейших факторов его дифференциации; разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностным окладам) в зависимости от тяжести и напряженности труда; социологические исследования по выявлению тенденций в социально-экономическом положении семей различных типов и категорий; проведение мониторинга (по Москве) в области изменений индекса стоимости потребительской корзины в расчете на одного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление стоимости потребительской корзины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предприятиях и в организациях города.
Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основным задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах. Она находится в подчинении министерства внутренних дел РФ.
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха; меры по улучшения условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья.
В профсоюзном движении России в настоящее время выделяются следующие организационные объединения:
- традиционные (официальные) профсоюзы (ФНРП – Фонд независимых профсоюзов России). В их структуру входят 40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных профобъединений, насчитывающих более 65 млн. человек, что составляет более 90 % общего числа членов профсоюзов в России;
- альтернативные
профсоюзы демократической
- локальные
профсоюзы – немногочисленные, организационно
обособленные в масштабах
- профсоюзы работников негосударственного сектора: их около 10, они объединяют до 3 млн. человек, занятых в негосударственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти профсоюзы, скорее, содействуют развитию предпринимательства, чем защищают права наемных работников.
Система социального
партнерства в области
В соответствии
с этими документами
Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления (Минздравсоцразвития РФ), общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения работников.
Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон.
При Минздравсоцразвития РФ создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых споров и их устранения.
Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов Международной организации труда, каковым и является Россия.
Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.
Цели МОТ — выработка соглашений, международных конвенций в области труда для последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в слаборазвитых странах; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость населения и т.д.). В России организовано Московское бюро МОТ.
Международная организация труда (МОТ) - специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. Создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачи МОТ были определены следующим образом: регламентация рабочего времени; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков и женщин; регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-технического обучения. Деятельность МОТ многообразна. Она принимает участие в международно-правовом регулировании труда путем разработки и принятия нормативных актов (конвенций и рекомендаций) по вопросам условий труда и жизни трудящихся. Организация разрабатывает и осуществляет международные целевые программы, направленные на решение крупных социально-трудовых проблем (занятость, условия труда и др.). Ведется большой круг исследовательских работ, широко представлена издательская деятельность. Одной из особенностей МОТ является трехсторонний принцип представительства в ее органах. Наряду с правительствами в ней представлены профсоюзы и организации предпринимателей стран-членов. По уставу МОТ каждая из сторон независима от двух других. В составе главных органов МОТ находятся ежегодно проводимая Генеральная конференция, Административный совет, избираемый на три года, Международное бюро труда (секретариат МОТ) во главе с генеральным директором. Штаб-квартира МОТ расположена в Женеве (Швейцария). Важное место в работе МОТ занимают отраслевые комитеты и технические совещания, где рассматриваются вопросы условий труда в отдельных отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и т. д. Под эгидой МОТ действуют Международный институт по изучению социально-трудовых проблем (Женева) и Международный центр по повышению профессионально-технической подготовки (Турин, Италия). МОТ тесно сотрудничает с ЮНЕСКО, ФАО и многими другими органами и организациями ООН по смежным вопросам на основе заключенных между ними соглашений. В 1945 г. СССР, а в его составе и Россия, возобновил свое членство в МОТ. До этого СССР входил в МОТ с 1935 по 1940 г. в период членства в Лиге Наций.