Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:50, курс лекций

Краткое описание

Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2..docx

— 57.34 Кб (Скачать файл)

Таблица 3 – Функциональные направления  деятельности

Министерства  здравоохранения и социального развития РФ

 

Сферы деятельности

Направления деятельности

Оплата и мотивация труда в производственных отраслях

Изучение перспективных и межотраслевых  проблем оплаты труда, разработка форм и систем оплаты труда в различных производственных отраслях, подготовка предложений о минимальных размерах оплаты труда

Оплата труда работников бюджетных  отраслей

Изучение общих проблем оплаты труда работников бюджетных отраслей, разработка систем оплаты труда работников различных бюджетных отраслей, установление размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы

Уровень жизни и социальная поддержка населения

Осуществление мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда; анализ структуры и динамики доходов населения; разработка минимальных потребительских бюджетов и социальных нормативов уровня жизни; разработка социальных пособий и компенсаций; изучение общих проблем пенсионного обеспечения

Политика на рынке труда и народонаселения

Анализ и регулирование рынка  труда, выработка региональной политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и социальных проблем политики занятости

Организация труда

Разработка форм и методов организации  и нормирования труда, тарификация труда

Подготовка и переподготовка кадров

Разработка видов и методов  подготовки и переподготовки кадров для рыночных экономических условий, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой области

Охрана и условия труда

Разработка порядка государственной  экспертизы условий труда; разработка и согласование норм и правил по охране труда

Социальное страхование

Разработка методического и нормативного обеспечения социального страхования, развитие страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, планирование льготных пенсий

Трудовые отношения и социальное партнерство

Разработка порядка заключения генеральных, региональных и отраслевых соглашений, социального партнерства, разрешения трудовых конфликтов; нормативно-методическое обеспечение работ по трудовым отношениям и социальному партнерству

Правовое регулирование труда и социальных вопросов

Подготовка и экспертиза проектов нормативных актов, систематизация и анализ трудового законодательства

Международное сотрудничество

Разработка предложений по двустороннему  социально-трудовому сотрудничеству, координация работ с Международной организацией труда и другими международными организациями, изучение проектов зарубежной технической помощи


Министерству  здравоохранения и социального  развития РФ подчиняется Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития, Федеральная служба по труду  и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Основными функциями  Федеральной службы по труду и  занятости являются:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, законодательства о занятости  населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и  пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация  альтернативной гражданской службы;

г) организация  и оказание государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе: содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Министерству  здравоохранения и социального  развития РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Ведущими  подведомственными организациями  Министерства здравоохранения и  социального развития РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности. Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения. Центральный институт труда осуществляет научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы Международной организации труда.

Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора, разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений, осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости, проводит анализ статистических показателей по труду, занимается учебно-методической работой по организации обучения менеджеров, ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения производительности труда, издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.

К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни относятся: научные исследования по обоснованию подходов к определению минимального уровня оплаты труда с учетом важнейших факторов его дифференциации; разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностным окладам) в зависимости от тяжести и напряженности труда; социологические исследования по выявлению тенденций в социально-экономическом положении семей различных типов и категорий; проведение мониторинга (по Москве) в области изменений индекса стоимости потребительской корзины в расчете на одного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление стоимости потребительской корзины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предприятиях и в организациях города.

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основным задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах. Она находится в подчинении министерства внутренних дел РФ.

В решении  ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха; меры по улучшения условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья.

В профсоюзном  движении России в настоящее время  выделяются следующие организационные  объединения:

- традиционные (официальные) профсоюзы (ФНРП  – Фонд независимых профсоюзов  России). В их структуру входят 40 отраслевых профсоюзов и более  70 региональных профобъединений,  насчитывающих более 65 млн. человек, что составляет более 90 % общего числа членов профсоюзов в России;

- альтернативные  профсоюзы демократической ориентации  – объединяют 300 – 350 тыс. человек,  входящих в 25 официально зарегистрированных  и столько же незарегистрированных  профсоюзов;

- локальные  профсоюзы – немногочисленные, организационно  обособленные в масштабах города;

- профсоюзы  работников негосударственного  сектора: их около 10, они объединяют  до 3 млн. человек, занятых в негосударственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти профсоюзы, скорее, содействуют развитию предпринимательства, чем защищают права наемных работников.

Система социального  партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений».

В соответствии с этими документами предусматривается  ежегодное заключение на федеральном  уровне генеральных соглашений по социально-экономическим  вопросам между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателями. В них определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов работающих по мере стабилизации экономики.

Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются  между органами государственного управления (Минздравсоцразвития РФ), общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения работников.

Для ведения  переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон.

При Минздравсоцразвития РФ создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых споров и их устранения.

Многие  вопросы управления трудовыми ресурсами  рассматриваются с учетом международных  соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов Международной организации труда, каковым и является Россия.

Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ  — выработка соглашений, международных  конвенций в области труда  для последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в слаборазвитых странах; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость населения и т.д.). В России организовано Московское бюро МОТ.

Международная организация труда (МОТ) - специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. Создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачи МОТ были определены следующим образом: регламентация рабочего времени; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков и женщин; регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-технического обучения. Деятельность МОТ многообразна. Она принимает участие в международно-правовом регулировании труда путем разработки и принятия нормативных актов (конвенций и рекомендаций) по вопросам условий труда и жизни трудящихся. Организация разрабатывает и осуществляет международные целевые программы, направленные на решение крупных социально-трудовых проблем (занятость, условия труда и др.). Ведется большой круг исследовательских работ, широко представлена издательская деятельность. Одной из особенностей МОТ является трехсторонний принцип представительства в ее органах. Наряду с правительствами в ней представлены профсоюзы и организации предпринимателей стран-членов. По уставу МОТ каждая из сторон независима от двух других. В составе главных органов МОТ находятся ежегодно проводимая Генеральная конференция, Административный совет, избираемый на три года, Международное бюро труда (секретариат МОТ) во главе с генеральным директором. Штаб-квартира МОТ расположена в Женеве (Швейцария). Важное место в работе МОТ занимают отраслевые комитеты и технические совещания, где рассматриваются вопросы условий труда в отдельных отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и т. д. Под эгидой МОТ действуют Международный институт по изучению социально-трудовых проблем (Женева) и Международный центр по повышению профессионально-технической подготовки (Турин, Италия). МОТ тесно сотрудничает с ЮНЕСКО, ФАО и многими другими органами и организациями ООН по смежным вопросам на основе заключенных между ними соглашений. В 1945 г. СССР, а в его составе и Россия, возобновил свое членство в МОТ. До этого СССР входил в МОТ с 1935 по 1940 г. в период членства в Лиге Наций.

Информация о работе Управление персоналом