Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:50, курс лекций

Краткое описание

Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2..docx

— 57.34 Кб (Скачать файл)

Организационная структура. Международная организация  труда имеет следующие органы.

1. Генеральная  конференция. Созываемая ежегодно, эта конференция является международным  форумом по социальным вопросам. Она также разрабатывает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций. Эти нормы, которые являются ориентирами для стран - членов МОТ, образуют международный трудовой кодекс, охватывающий такие вопросы, как занятость, свобода на объединение в союзы, продолжительность рабочего дня, миграция в поисках рабочих мест, защита прав женщин и молодежи, предотвращение несчастных случаев на производстве, пособия и компенсации, проблемы колониального труда, положение моряков и социальное обеспечение. Эти нормы должны лишь приниматься во внимание государствами, которые не обязаны принимать их, вводить их у себя или ратифицировать.

2. Руководящий  орган - Административный совет,  избираемый конференцией. В него  входят представители от правительств 28 стран, от предпринимателей 14 стран и рабочих 14 стран. Совет заседает ежеквартально. Ему подчинены различные отраслевые комитеты и комиссии, а также Международное бюро труда. Десять правительств вследствие значительного промышленного потенциала их стран имеют постоянных представителей в Административном совете: Бразилия, Великобритания, Индия, Италия, Канада, Китайская Народная Республика, СССР, Федеративная Республика Германия, Франция и Япония. В 1980 г. Соединенные Штаты, вернувшись в МОТ, вновь заняли свое постоянное место в Совете.

3. Международное  бюро труда выполняет функции  секретариата МОТ, а также служит  международным информационным и  издательским центром. В дополнение  к этому оно руководит выполнением  программы технической помощи МОТ, в рамках которой сотни экспертов работают в таких областях, как профессиональная подготовка, повышение производительности труда и ремесла, помогая многим странам по всему миру в их усилиях по развитию экономики.

В 1986 г. в МОТ состояла 151 страна. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. Международное бюро труда имеет три региональных отделения - в Африке (Аддис-Абеба), Азиатско-Тихоокеанском районе (Бангкок), в Латинской Америке и странах бассейна Карибского моря (Лима). Каждое региональное отделение располагает сетью местных отделений. Кроме того, отделения Международного бюро труда имеются в 40 крупнейших городах различных стран мира, в т. ч. в Вашингтоне, Москве, Лондоне, Бонне, Риме и Токио.

При правительствах субъектов РФ (автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурга) имеются органы по труду и занятости населения, которые функционально связаны с Минздравсоцразвития РФ и другими соответствующими федеральными органами и организациями.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами  России можно охарактеризовать с  двух сторон: с точки зрения задач, функций, процессов, выполнение которых  она должна обеспечить и для решения  которых создана, и с точки  зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу  и характеру задач государственная  система управления трудовыми ресурсами  в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем включая  научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в РФ, а также мотивацию  и оплату труда, организацию и нормирование труда, изучение и регулирование занятости населения и его миграцию, трудовое законодательство, охрану и условия труда, уровень жизни, социальное партнерство, профессиональное обучение и повышение квалификации и т.д.

До недавнего  времени отсутствовали единый центр  и общее руководство в решении  проблем, имеющих общий или сходный  характер. Так, вопросами занятости  населения, рынка труда, миграции населения  занимались Министерство труда РФ, Институт проблем занятости, Федеральная  служба занятости и Федеральная миграционная служба, не располагавшие общей информационной базой и высокопрофессиональными работниками. Организационное разобщение при решении сложных проблем высвобождения работников, их трудоустройства, миграции фактически приводило к отсутствию общей политики государства в этой сфере. Сформированное на базе вышеназванных органов Министерство труда и социального развития Российской федерации должно решить эти проблемы.

Ряд исследовательских  институтов, находящихся в подчинении Минздравсоцразвития РФ, — Институт труда (НИИ труда), Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности — занимаются научными исследованиями и разработками, близкими по тематике, дублируя тем самым друг друга. Это касается вопросов нормирования трудовых процессов, оплаты труда, уровня жизни населения. С другой стороны, весьма слабой остается связь между государственными органами, в частности Минздравсоцразвития РФ и МОТ, рекомендации которой учитываются всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в области трудовых отношений.

В систему  государственного управления трудовыми  ресурсами входит и такой элемент, как социальное партнерство при заключении социально-трудовых отношений между работодателями и профсоюзами. Однако пока еще недостаточно проработаны процедуры и условия заключения трехсторонних договоров, что сдерживает развитие этого важного элемента социально-трудовых отношений.

В связи с  этим существуют два основных направления  совершенствования государственной  системы управления трудовыми ресурсами.

  1. Всесторонний анализ проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например оплата и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций.

2. Тщательное изучение и анализ направлений исследований, проводимых Институтом труда, Центральным институтом труда, Всероссийским центром производительности, находящихся в подчинении Минздравсоцразвития РФ. Это необходимо для определения и четкого разграничения направлений исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.


Информация о работе Управление персоналом