Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных особенностей менеджмента как вида деятельности человека является принятие решений. Решение — это комплекс действий по разрешению какой-либо проблемы, которому всегда предшествует определение цели, оценка существующего положения дел или, как часто говорят, ситуации, определение и формулирование проблемы. В деятельности менеджера самым главным является принятие решений. Можно иметь цель, но не знать путей и возможностей ее достижения, можно видеть проблему, но опасаться ее разрешения, и можно упустить момент наиболее эффективного разрешения проблемы. В управленческом решении проявляется все: и профессионализм, и опыт, и искусство управления.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
1. Управление персоналом…………………………………………...…………5
1.1. Сущность управления персоналом…………………………...……………5
1.2. Основные понятия в управлении персоналом…………………………….9
1.3. Актуальность управления персоналом…………………………………….11
1.4. Современные направления развития управления персоналом…………..12
1.5. Цели управления персоналом………………………………………………14
2. Понятие и классификация управленческих решений…….………………...18
3. Подходы к классификации управленческих решений……………………...24
4. Принятие управленческих решений…………………………………………28
Заключение……………………………………………..………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая управление персоналом.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

В литературе классификации управленческих решений  строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных с социологической  точки зрения представляется классификация  А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные  преобразования. Согласно автору, все  управленческие решения в организации  могут быть разделены на:

  • ·     жёстко обусловленные (детерминированные);
  • ·     слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо так называемое стандартизирование решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный  отпечаток на характер принимаемых  решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями  в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как  выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых  влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних большое  место уделяется положениям, связанным  со спецификой ролевой позиции и  интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения  от нижних ярусов организации до субъекта решения.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых  ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению  распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации.

Не меньшее  значение приобрела в теории организаций  проблема рациональности принимаемых  решений. Если первые теоретики социологии управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то начиная с середины 50-х  гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается  ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

До трети  всех управленческих решений не достигают  своих целей по причине невысокой  исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

Системный подход в настоящее время является универсальной методологией менеджмента. Суть системного подхода состоит  в формировании системного мышления менеджера, который рассматривает  внешнюю и внутреннюю среду организации  как неразрывное единое целое. Принимая управленческие решения, менеджер должен просчитывать последствие для всей фирмы в целом, т.е. усиление отдельного элемента,  может ослабить фирму и наоборот, ослабление увеличит потенциал.

В рамках системного подхода в середине 80-х  годов XX века возникает ситуационный подход, или кейсовый метод. Кейсовый метод предполагает в процессе обучения менеджера использовать конкретные ситуации.

Ситуационный  подход наиболее эффективен в нестандартных  ситуациях, когда существует дефицит  информации, времени, ресурсов.

Модель управления – это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками, и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование.

Управление  обеспечивает в определенных целях  непрерывное воздействие на социально-экономические  процессы. Т.о. управление есть процесс, а система управления – механизм, обеспечивающий эффективность этого  процесса. Следовательно под моделью нужно понимать теоретически выстроенную совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на управление, как адаптируется к изменению внешней среды.

Тейлор  утверждал, что модель управления –  это не изобретения, а эволюция. Она  формируется десятилетиями и  даже веками.

 

Заключение

Личностный  потенциал человека, его деловые  качества служат источником и исходными  принципами развития организации. В  связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он предоставил полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая ответственность остается за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.

Однако  нередко руководитель действует  на основе интуиции, своего опыта или  личных убеждений, которые не всегда верны. Дело в том, что руководитель, инженер или экономист, концентрирует  внимание на конструкции, технологии выпускаемых  изделий, их себестоимости, оборудовании, комплектующих изделиях, контрольных операциях. В то же время сотрудники часто остаются вне поля его зрения, ему чужды их проблемы, отношения, чувства, они для него только подчиненные. Однако, когда экономист или инженер становится руководителем, ему приходится управлять не технологическим процессом, снабжением или сбытом, а людьми, он должен обращать внимание на их способности, конфликты, поведение, проблемы. Управление персоналом призвано содействовать решению таких проблем, в этом его сущность. 

На рубеже XX-XXI века можно выделить 3 наиболее интересные тенденции развития менеджмента:

  1. Некоторый возврат в прошлое, т.е. происходит осознание значимой роли материально-технической базы производительности труда и качества продукции в конкурентной борьбе.
  2. Человек должен рассматриваться как самостоятельная, самореализующаяся личность: повышение внимания корпоративной культуре, различным формам демократизации управления, участие исполнителей в разработке управленческих решений, привлечение работников к распределению прибыли, консультирование менеджера с подчиненными по различным вопросам деятельности.
  3. Усиление международного характера управления, т.е. в различных странах используются одинаковые подходы к менеджменту с учетом национальной специфики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Атаманчук Г.В. Государственное управление Учеб. Пособие. 2000.
  2. Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Проблемы теории и практики управления, 2001.
  3. Басовский Л. Е. Менеджмент. Учеб. пособие. 2000.
  4. Бурганова Л.А. Социология управления: Учебник 2007.   Бурганова Л.А., Савкина Е. Г. Теория управления Элтона Мэйо. 2007.
  5. Глиньский Б. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления. 2001.
  6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. 2000.
  7. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. 2001.
  8. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. 2002.
  9. Государственное и муниципальное управление: история, теория и практика: Сб. науч. статей и сообщений. 2002.
  10. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб. пособие. 2004.
  11. Данилов А. К новой парадигме управления мировыми процессами // Проблемы теории и практики управления. 2001.
  12. Дафт Р.Л. Менеджмент. 2002.
  13. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. 2006.
  14. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. 2004.
  15. Костин В.А. Теория управления: Учеб. пособие. 2004.
  16. Кравченко А.И.  История менеджмента: Учеб. пособие. 2000.
  17. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 2000.
  18. Мейрер П. Культура бизнеса // Проблемы теории и практику управления. 2001.
  19. Меньшиков С. Уроки западного регулирования для России. Проблемы теории и практики управления. 2001.
  20. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2000.

Практикум по теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. 2003.

  1. Учеб. пособие / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Х.А. Беков и др. 2001.
  2. Шевелев В.Н. Социология управления: Учеб. пособие для высшей школы. 2004.
  3. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы// Проблемы теории и практики управления. 2001.



Информация о работе Управление персоналом