Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является повышение эффективности работы управления персоналом.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть структуру персонала организации;
- проанализировать технологию управления персоналом;
- выявить возможные пути использования персонала ОАО «Мурманский морской торговый порт»;
- оценить эффективность управления персоналом;
- разработать предложения по повышению эффективности деятельности персонала ОАО «ММТП».

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Управление персоналом.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

На современном этапе  развития в условиях рыночной экономики  обеспечение предприятий рабочей  силой, эффективное управление персоналом организации – важнейшее условие эффективного функционирования деятельности предприятия.

Повышение эффективности использования рабочей силы на предприятии во многом означает повышение производительности труда. К факторам роста производительности труда относятся: уровень развития науки, организация производства, производственный опыт, повышение квалификации работников, материальное и моральное стимулирование труда, совершенствование и модернизация оборудования. Обеспечение эффективного функционирование деятельности предприятия во многом зависит от рационального сочетания таких факторов.1

Именно персонал играет решающую роль в процветании, когда материальные ресурсы изобильны, общедоступны, а технология и методы управления ими не представляют особо сложной проблемы. Решающее значение персонал имеет и в ситуации нестабильности, когда рыночные отношения еще формируются. Ведь профессионализм, прогностические качества, интуиция работника в условиях нестабильной внешней среды определяют ценность и результативность принимаемых решений.

Совместный  труд людей представляет собой центральную  проблему управления персоналом2.

В современном управлении прочно утвердился взгляд на персонал организации как на один из важнейших ее ресурсов. «Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях», Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала» – подобные формулировки и соответствующие им разделы можно обнаружить в любых руководствах по стратегическому планированию, организационному развитию, управлению3.

Актуальность темы заключается в том, что проблема персонала, его формирование, развития и рационального использования, пожалуй, одна из самых важных проблем управления. В условиях действующей системы учета затрат на производство и оказание услуг в отечественных организациях осуществить оценку затрат на персонал весьма не просто. Часть затрат на персонал относится на себестоимость продукции, часть затрат осуществляется за счет прибыли организации.

Проблема управления персоналом постоянно находится  в центре внимания научных работников, специалистов в области управления, руководителей всех уровней. Теоретической основой данного исследования послужили труды известных, таких как зарубежных ученых, таких как И.Я Кибанов, Г.В., Савицкая, А.П. Балашова, И.Б. Дуракова и других ученых. А также нормативно-правовые документы, регулирующие сферу управления персоналом: Гражданский кодекс Российской Федерации;

Целью курсовой работы является повышение эффективности работы управления персоналом .

В соответствии с поставленной целью решаются следующие  задачи:

- рассмотреть  структуру персонала организации;

- проанализировать технологию управления персоналом;

- выявить возможные пути использования персонала ОАО «Мурманский морской  торговый порт»;

- оценить эффективность управления персоналом;

-разработать предложения по повышению эффективности деятельности  персонала ОАО «ММТП».

Предметом исследования является эффективное использование персонала предприятия. В качестве объекта исследования рассматривается ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ОАО «ММТП»).

Информационной  базой исследования явилась статистическая отчетность ОАО «ММТП». Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предпринята попытка, определения основных направлений совершенствования системы эффективного использования персонала ОАО «Мурманский морской торговый порт» и применение их на практике.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Понятие, состав и структура персонала предприятия

В условиях рыночной экономики трудовая деятельность представляет собой весьма сложную систему  взаимодействия персонала в процессе производства, распределения и потребления  материальных благ. Основу производства материальных благ, роста личного и национального богатства, развития человеческого капитала составляет трудовая деятельность людей. В любой экономической системе труд является не только главным источником материальных благ, но и важнейшим условием человеческой жизни.

Под кадрами предприятия понимается совокупность наемных работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии в соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии (фирме) заработную плату. Понятие персонал более емкое. Оно происходит от лат. personalis, что означает основной штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно – хозяйственные функции4.

Персонал организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

Персонал организации  характеризуется, прежде всего, своей  численностью. Он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других. Поскольку списочная и явочная численность персонала постоянно меняются, на практике принято определить их среднюю величину.

Между понятиями «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» имеется взаимосвязь и взаимозависимость. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует в процессе трудовой деятельности для производства материальных благ и услуг. Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста, т.е. возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения трудовые ресурсы.

Возрастные границы и социально – демографический состав трудовых ресурсов определяется государственными законодательными актами5. В России трудоспособным возрастом  считается: у мужчин – 16 – 59 лет; у женщин – 16 – 54 лет.

Персонал современной  организации представляет собой  сложное многоструктурное образование, отражающее качественные и количественные характеристики.

Количественные характеристики персонала выражаются численностью работников организации, которая требуется для достижения целей ее деятельности. В настоящее время организации самостоятельно определяют потребность в персонале6.

В современных условиях, когда традиционные технологии, стремившиеся свести к минимуму вмешательство  человека в производственный процесс, постепенно уступают место гибким информационным системам, инновационному производству, основанному на использование высококвалифицированной рабочей силы, предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. Но в то же время возрастает значимость качественных характеристик, которые выражают определенные существенные свойства и способности человеческих ресурсов. Именно личные качества  оказывают сильное влияние на поведение работника в организации, выполнением им определенной профессиональной и социальной роли в коллективе.

Качественная  потребность в персонале – это способность в кадрах по специальностям, профессиям, категориям. Она определяется исходя из:

-   требования к должностям и рабочим местам, которые содержаться в должностных инструкциях и описания рабочих мест;

- профессионально квалификационного деления работ, которое отражено в технологической документации на рабочий процесс;

-   штатного расписания (состава должностей);

-   документации, в которой содержатся различные регламентирующие условия  управленческой деятельности с выделением требований к составу исполнителей.

Каждый работник принимается в организацию на определенную должность для выполнения им соответствующей работы.

Должность – это совокупность прав, обязанностей и ответственности  работника, определяющая его трудовые функции и границы компетенции. Она закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом7.

По характеру трудовых функций должности внутри организации  подразделяются группы, которые можно представить в виде рисунка 1.2.

Лица, занимающие рабочие  должности, непосредственно создают материальные ценности (производят продукцию или оказывают какие либо услуги). Рабочие различаются между собой по квалификации, которая в свою очередь определятся по тарифным разрядам.

По своему характеру к  рабочим близки должности младшего обслуживающего персонала, занятого в основном оказанием  непроизводственных услуг. К ним относятся дворники, уборщики непроизводственных помещений, шоферы персональных автомобилей руководителей.

Должности инженерно –  технических работников занимают лица, осуществляющие организацию деятельности людей. Это руководители, менеджеры и специалисты организации и ее подразделений.

Служащие выполняют административно – хозяйственные, финансово – бухгалтерские, снабженческие, юридические и некоторые другие функции, не присущие ИТР.  Они могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.


 


 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Группы должностей в организации

Любая совместная трудовая деятельность имеет не только экономические, но и этические критерии, предписывающие определенное поведение. Каждый человек для достижения своих целей выбирает средства в соответствии с почитаемыми им ценностями, жизненными установками. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается  не только как источник средств существования, но и как способ саморазвития, формирование человеческого достоинства. Вследствие этого моральные качества людей становятся объектом профессиональной деятельности: доброжелательность, честность, порядочность, ответственность, целеустремленность.

Главным критерием качества персонала современной организации является квалификация. Квалификация – это динамичная способность человека выполнять предусмотренные технологией трудовые операции или работу определенной сложности. Другими словами, квалификация характеризует уровень профессионального развития работника, его опыт, навыки, умения8.

Знание качественных  характеристик имеет важное практическое значение, так как результативность персонала в современной организации  зависит, во-первых, от  эффективности  использования способностей и возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности, и, во-вторых, от качественной структурной сбалансированности, взаимной согласованности квалификационных, психофизиологических и социальных характеристик всех работников для выполнения поставленных задач. Персонал не следует представлять только как совокупность индивидуальных работников. Объединение людей в целенаправленный и планомерно организованный трудовой процесс порождает эффект совместной деятельности.

 

 

1.2 Эффективность использования персонала

Для успешного  выполнения стратегических задач в  области эффективности использования персонала первостепенное значение имеет изучение факторов влияющих на производительность труда, своевременное и полное использование резервов роста и совершенствование на базе этого научно обоснованной системы анализа и планирования производительности труда и оценки эффективности управления персоналом.

Первым шагом  к тому, чтобы сделать труд работника  как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехах работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация  - это общественная система, а каждый работник это личность.

Большое значение имеет вопрос о правильной классификации факторов влияющих на эффективность управления персоналом. При составлении такой классификации следует учитывать, что эти факторы действуют не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.

Теоретическое значение классификации факторов эффективности управления персоналом заключается в том, что она позволяет более полно раскрыть природу производительности труда, определить соотношение между факторами, выявить особенности в действии отдельных факторов с учетом специфики каждого конкретного направления деятельности фирмы (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Классификация факторов, влияющих на эффективность управления персоналом

Факторы

Содержание  факторов

1

2

 

 

Физиологические

  • пол;
  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • умственные способности;
  • физические способности и др.

 

Технические и  технологические

  • характер решаемых задач;
  • сложность труда;
  • техническая оснащенность;
  • уровень использования научно-технических достижений и др.

Продолжение таблицы 2.1

1

2

 

Структурно-организационные

  • условия труда;
  • соотношение численности категорий персонала;
  • объем предприятия;
  • режим работы;
  • стаж работы;
  • квалификация работников;
  • уровень использования персонала и др.

 

Социально-экономические

  • материальное стимулирование;
  • страхование;
  • социальные льготы;
  • уровень жизни и др.

 

 

Социально-психологические

  • моральный климат в коллективе;
  • психофизиологическое состояние работника;
  • статус и признание;
  • организационная культура фирмы;
  • благодарность;
  • перспектива продвижения по службе и др.

 

 

Территориально-ситуационные

  • месторасположение фирмы;
  • затраты времени на дорогу от дома до работы;
  • уровень конкуренции;
  • инфляция;
  • безработица;
  • дифференциация доходов;
  • акционирование предприятий и др.

Информация о работе Управление персоналом