Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:55, курсовая работа
Главная задача управления – налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке на ближайшую и дальние перспективы. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.
В основе научного управления лежат следующие положения: важность применения научного анализа для определения наилучшего способа достижения целей; целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной цели; необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
Введение…................................................................................................................2
Глава 1. Системы управления персоналом: подходы, понятия.
1.1 Сущность управления персоналом………………………………………..…..4
1.2 Новые подходы управления персоналом………………………………..…..8
Глава 2. Структуры и задачи системы управления персоналом.
2.1 Содержательная структура управления, цели и задачи системы
управления………………………………………………………………….…..….10
2.2 Принципы системы управления персоналом………………………….…..…13
Глава 3. Критерии отбора персонала на работу, тестирование персонала.
3.1 Критерии отбора персонала на работу……………………………………….18
3.2 Тестирование персонала при приёме на работу……………………….….…20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….….…24
Содержание.
Содержание……………………………………………………
Введение….....................
Глава 1. Системы управления персоналом: подходы, понятия.
Глава 2. Структуры и задачи системы управления персоналом.
2.1 Содержательная структура
управления……………………………………………………
2.2 Принципы системы управления персоналом………………………….…..…13
Глава 3. Критерии отбора персонала на работу, тестирование персонала.
3.1 Критерии отбора персонала на работу……………………………………….18
3.2 Тестирование персонала при
приёме на работу……………………….….…
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………….….…
Введение.
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии.
Поэтому, для того чтобы предприятие
работало эффективно, необходимо правильно
организовать труд работников, при
этом постоянно контролируя
Особое внимание необходимо уделять улучшению условий труда, к сожалению, с переходом к рыночной экономике этой проблеме не всегда уделяется достаточно внимания.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. В связи с чем актуальность тематики системы управления персоналом не вызывает сомнения.
Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей важнейшей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности труда. Вместе с тем она должна обладать способностью к саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.
Широкое распространение научных подходов и методов менеджмента в управленческой деятельности позволит дать импульс в ее развитии за счет повышения обоснованности принимаемого решения и снижения риска инвестиций.
В современных условиях менеджер должен быть предприимчивым человеком, т.е. способным добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и практической реализации оригинальных, нестандартных решений, как правило, связанных с немалым хозяйственным риском.1
Главная задача управления – налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке на ближайшую и дальние перспективы.2 Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.
В основе научного управления лежат следующие положения: важность применения научного анализа для определения наилучшего способа достижения целей; целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной цели; необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
Глава 1. Система управления персоналом: подходы, понятия.
1.1 Сущность управления персоналом.
Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным.
Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление людьми. Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля выполнения заданий. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя.
Можно встретить в литературе и другие варианты структурирования производственно-хозяйственной системы. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что практически всегда выделяется кадровая составляющая как составная часть системы управления, что не является случайным. Важнейшей областью деятельности любого предприятия (организации, фирмы) была и остается обеспечение трудовыми ресурсами: привлечение рабочей силы, необходимая ее подготовка, создание условий для рационального использования.
Производственная система, ее вещественная и личностная составляющие находятся под воздействием многих факторов. Изменяются техника и технология, которые определяют требования к рабочей силе, направленность ее специальной подготовки, уровень квалификации и т.д. Состав рабочей силы изменяется под действием как объективных, так и субъективных факторов (например, происходит смена состава работников под влиянием текучести кадров, естественный и непрерывный процесс квалификационного роста, меняются мотивационные посылки в отношении к труду и т.д.). Возникает необходимость в постоянном управленческом воздействии на структуру рабочих мест, на численность и состав работников.
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
В научной литературе и практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.
Большой разнобой вносит и переводная
литература с ее различной терминологией,
свойственной различным школам управления.
Наиболее часто встречаются такие
термины, как: personnel administration - управление кадрами (набор,
контроль, расстановка, подготовка, использование
людских ресурсов предприятия), отношения
между административным персоналом и
подчиненными; "человеческие отношения"
в промышленности;
personnel management - руководство кадрами (включая
подбор, подготовку, условия труда, оплату,
вопросы техники безопасности); трудовые
отношения; взаимоотношения администрации
с индивидуальными работниками; personnel
relations - управление кадрами и т.д.
Как часто бывает, при попытке дать определение и раскрыть содержание того или иного понятия авторы акцентируют внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне, задачах, формах проявления и т.д. Так, говоря об управлении трудовыми ресурсами, имеют в виду часть населения, относящуюся к данной категории, которая подвергается планомерному воздействию и регулированию со стороны общества на стадии формирования, распределения и использования в территориальном разрезе. Понятие "управление трудом" относится чаще всего к определенной территории или предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной рабочей силы, т.е. мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим прогрессом, со сберегающей политикой (активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействие на те или иные факторы рационального использования рабочего времени, формирования и использования трудового потенциала и т.д.). Понятие "управление трудом" является составной частью более широкого понятия - "экономика труда".
Для нас интерес представляет понятие "управление персоналом (кадрами)", причем термины "кадры" и "персонал" мы употребляем как синонимы, хотя в ряде стран (например во Франции) к кадрам традиционно относят инженерно-технический или руководящий состав предприятия: управляющие высшего и среднего звена, специалисты, имеющие высшую профессиональную подготовку.
Понятие "управление персоналом (кадрами)"
по смыслу близко к понятию "управление
человеческими ресурсами". И в
том и в другом случае объект управленческого
воздействия один и тот же, разница в специфическом
подходе к работнику, к его рабочей силе
как ресурсу.
Не случайно концепция управления персоналом
несколько лет назад стала логически перерастать
в концепцию управления человеческими
ресурсами как составной частью производственных
ресурсов (наряду с финансовыми, материальными,
технологическими). А это значит, что сообразуясь
со стратегией развития, предприятие как
производственно-хозяйственная система
может либо увеличивать человеческие
ресурсы (экстенсивный путь), либо (при
необходимости) сокращать, ориентируясь
на более рациональное использование
оставшейся части (интенсивный путь).
Ориентация на управление человеческими
ресурсами меняет задачи управления, функции
и структуру соответствующих служб на
предприятии. Так, одной из важнейших функций
управления персоналом в связи с возросшей
ролью человеческого фактора в современном
производстве становится развитие персонала,
а не просто приведение его численного
состава в соответствие с наличием рабочих
мест.
Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений.
Это стало аргументом для некоторых ученых при выделении управления человеческими ресурсами в особое направление менеджмента, когда акцентируется внимание на стратегических аспектах решения проблемы трудообеспеченности предприятия, на социальном развитии кадров, в то время как "управление персоналом" рассматривается ими как текущая оперативная работа с кадрами.
В этом отношении к
понятию "управление персоналом (кадрами)"
приближается понятие "управление человеческим
фактором", означающее целенаправленное
воздействие на человека как носителя
способности к труду с целью
получения большего результата от его деятельности, большей
гуманизации осуществляемых на предприятии
мероприятий технического прогресса,
как условия лучшего использования техники,
ориентации организации производства
и труда на возможности человека, его интересы.
Практика показывает, что в управлении
кадрами как составной части менеджмента
на предприятии имеются два крайних подхода
- технократический и гуманистический.
При технократическом подходе
управленческие решения подчинены
прежде всего интересам производства
(максимизация выпуска продукции, выполнение плана
и т.п.): численность и состав работников
определяются исходя из применяемой техники,
технологического и операционного разделения
труда, заданного ритма производства,
внутрипроизводственной кооперации труда
и т.д. Таким образом, управление кадрами
как бы поглощается процессом управления
производством и сводится к подбору кадров
с соответствующими профессионально-
Гуманистический подход к управлению кадрами
подразумевает создание таких условий
труда и такое его содержание, которые
позволили бы снизить степень отчуждения
работника от его трудовой деятельности
и от других работников. Поэтому, согласно
данной концепции, функционирование производства,
а главное - его результативность (эффективность)
во многом зависят уже не только от соответствия
численности и профессионально-
При таком подходе "управление персоналом"
трактуется более широко. Управленческие
решения выходят за пределы чисто
экономических положений и
Развитие концепции управления персоналом шло по пути преодоления технократического подхода к человеку как к машине, подключения его мотивационных ресурсов, социально-психологических факторов роста производительности труда и эффективности производства, большего учета интересов работника как личности.
Управление персоналом переняло основополагающие
принципы теории научного управления,
такие как использование