Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:45, курсовая работа
Менеджер по персоналу - профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали асиммиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации как системы - не только функционирующей, но и развивающейся, - на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте - управление человеческими ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В XX В. 4
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.4 КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВЫЗОВЫ XXI В. 13
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 20
3. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
Недостатки использования
традиционных видов оценки персонала
можно попытаться устранить за счет
использования нетрадиционных подходов
к оценке персонала. Среди таких
нетрадиционных методов лидирующее
место занимает психологическое
тестирование и метод 360. Что касается
психологического тестирования, то тут,
на мой взгляд, все предельно ясно.
Существует большое количество методик,
которые позволяют оценить ту
или иную характеристику личности.
Например, уверенность в себе, предрасположенность
к командной или индивидуальной
работе, склонность к тому или иному
виду деятельности. Для проведения
тестирования (психологом или менеджером
по персоналу) разрабатываются анкеты,
которые заполняются самими сотрудниками,
а потом обрабатываются психологом.
По результатам тестирования составляются
характеристики на каждого сотрудника.
В последние годы значительно
увеличились возможность
ВЫВОД: Подводя итого вышесказанному, можно говорить о том, что проблемы оценки персонала актуальны уже многие годы и интерес к ним вряд ли уменьшится. Пожалуй, нет идеальных методов оценки персонала, особенно, персонала управленческого. Но уже сейчас существуют инструменты, которые позволяют достичь максимальной объективности при оценке.
Неэффективное управление персоналом приводит к значительным рискам и потерям для организации. Система управления персоналом выстраивается в соответствии с системой управления организацией в целом.
Работы по построению системы управления персоналом включают следующие этапы:
Совершенствование реализуемой кадровой политики в соответствии с целями и стратегией компании;
Оптимизация распределения зон ответственности в сфере управления персоналом между всеми структурными единицами, задействованными в данной работе;
Оптимизация кадрового документооборота.
Заказчик получает инструмент
управления человеческим ресурсом, соответствующий
стратегии и условиям функционирования
компании, обеспечивающий рост конкурентоспособности,
интеллектуального и
Управление неэффективной занятостью в России и за рубежом
Термин "неэффективная занятость" в последние годы появляется в материалах и докладах политических деятелей, руководителей регионов, правительственных документах, но сложившегося научного определения еще не получил. В экономической теории существует понятие "излишек рабочей силы", подразумевающее ситуацию, при которой в производственном процессе задействовано больше рабочей силы, чем это действительно необходимо для эффективного осуществления экономической деятельности.
В соответствии с Концепцией
действий на рынке труда на 2005-2008
годы неэффективная занятость
меру отставания России от
развитых стран в производительности
труда (уровень которой в настоящее
время в России в 3 раза ниже, чем
в развитых странах, что приводит
к низким показателям экономического
роста, низкому уровню оплаты труда,
низкой конкурентоспособности
безработицу, скрытую от официального наблюдения (фактически безработные люди причисляются к экономически активному населению);
несоответствие спада производства размеру занятости.
О неэффективной занятости,
говорит значительное количество работников,
получающих заработную плату ниже прожиточного
минимума, большая доля работников,
занятых неполную рабочую неделю
или находящихся в
Для организаций неэффективная занятость является предпосылкой решений о кадровых сокращениях. Для определения этого процесса в научных публикациях используется ряд сходных по значению понятий. Как правило, термин "сокращение (ликвидация) неэффективной занятости" используется в трудах по политологии, макроэкономике, управлению регионом и работах, выполняемых на стыке разных наук. Термин "высвобождение работников" встречается в литературе экономического и статистического содержания. В терминологии управления персоналом, менеджмента организации чаще используются выражения "сокращение персонала", "кадровые сокращения".
В данной статье перечисленные
термины используются для определения
комплекса организационно-
Употребляемый в российском
трудовом законодательстве термин "сокращение
численности или штата
Рассмотрим теоретические
причины возникновения
1. Организационные: изменение стратегических приоритетов развития организации; слияние или поглощение компании; снижение объема работ; изменение направления деятельности; уменьшение сменности работ; оптимизация организационной структуры; ошибки в планировании численности штатного персонала или нормировании нагрузки.
2. Экономические: кризис экономики в целом, отдельной отрасли, направления бизнеса или сегмента рынка; усиление конкуренции со стороны производителей аналогичных товаров, услуг; снижение объема продаж; ухудшение финансово-экономической ситуации по другим причинам - необходимость сокращения издержек.
3. Технологические: автоматизация производственного процесса, модернизация оборудования, внедрение новой техники, применение новых технологий.
Для современных российских
организаций характерны два доминирующих
фактора существования
Если для большинства российских организаций изменения, направленные на сокращение неэффективной занятости, вызывают стресс, то для многих компаний США и стран Запада "управление сокращениями" стало постоянной функцией. Такой подход объясняется внутренней политикой организаций и является следствием:
постоянных организационных изменений, направленных на снижение издержек;
внедрения инновационных технологий производства и управления;
передачи части функций специализированным компаниям в аутсорсинг;
перехода от использования штатных работников к лизингу персонала;
изменений на рынке соответствующих товаров и услуг.
Управление неэффективной
занятостью на уровне организации подразумевает
прежде всего сокращение численности
работников. В большинстве стран
мира порядок, процедуры коллективных
увольнений (сокращений), формы общественного
контроля и меры по смягчению последствий
увольнений для работников устанавливаются
в законах, коллективных договорах
и иных нормативно-правовых актах. В
России основным документом, регламентирующим
сокращение персонала, является Трудовой
кодекс. Специальные нормы, применяемые
лишь к отдельным категориям работников,
устанавливаются другими
Трудовое право за рубежом,
как правило, предусматривает в
качестве основания для коллективных
увольнений работников организационные,
экономические и
В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе могут устанавливаться иные, но лишь усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения.
В большинстве стран увольнение производится после заблаговременного предупреждения работников. Продолжительность периода между предупреждением и увольнением чаще зависит от категории увольняемого работника и варьируется для рабочих от одной недели до трех месяцев; для служащих - от двух недель до трех месяцев; для служащих высшего ранга - до тринадцати месяцев. В России работодатель обязан предупредить работника любой должности об увольнении не менее чем за два месяца.
Следующим важным общим правилом
является определение критериев
очередности увольнений. Условно
их можно разделить на социальные
(учет семейного положения, состояния
здоровья) и деловые (учет уровня квалификации,
стажа работы). Как правило, законодательство
предусматривает применение обоих
критериев. В России запрещено увольнять
беременных женщин (за исключением
случаев ликвидации организации); женщин,
имеющих детей в возрасте до 3
лет, одиноких матерей, воспитывающих
ребенка в возрасте до 14 лет (а
ребенка-инвалида - до 18 лет), других лиц,
воспитывающих указанные
Предприятия разных стран в соответствии с законодательством, сложившейся практикой или по собственной инициативе проводят ротацию кадров, используют нетипичные формы занятости и осуществляют другие меры, направленные на предотвращение увольнений. Западная практика богата примерами осуществления таких мер, как временное увольнение, переобучение работников, перевод на нижеоплачиваемую должность при сохранении на некоторое время прежней заработной платы, перевод части работников на режим неполного рабочего времени, создание резервных групп работников. Российским законодательством предусмотрена обязанность работодателя предложить подлежащему увольнению работнику в той же организации вакантную должность, соответствующую его квалификации. Использование других мер российскими работодателями носит единичный характер, и говорить о них как о сложившейся практике пока не приходится.
Еще одной важной особенностью
законодательства разных стран является
закрепление за предпринимателями
обязанности предоставлять
Российское законодательство обычно предусматривает выплату сокращенному работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) .
К наиболее важным положениям,
касающимся порядка коллективных увольнений,
относится сохранение за увольняемыми
работниками в течение
Кроме прямого увольнения
персонала существуют косвенные
и превентивные методы устранения неэффективной
занятости организаций. Массовые увольнения
рассматриваются современными менеджерами
в качестве крайней меры, которую
стараются по возможности избегать.
Более популярно косвенное
отказ от продления временных трудовых соглашений;
сокращение практики лизинга;
внутрифирменное перемещение кадров;
сокращение вакансий или прекращение набора новых людей в компанию;
бессрочные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска.
К косвенным методам также можно отнести так называемые нетипичные формы занятости:
гибкий (сокращенный) режим
рабочего времени. В настоящее время
на Западе постепенное сокращение продолжительности
рабочего времени рассматривается
как один из путей создания рабочих
мест, сокращения безработицы. Во многих
развитых странах законодательством
предусмотрена такая форма
Информация о работе Управление персоналом в системе современного менеджмента