Управление персоналом в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые отличаются способами воздействия на людей.

Вложенные файлы: 1 файл

управление персоналом КР (1).doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

 Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые отличаются способами воздействия на людей.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях, известны в истории как «метод кнута».

 Различают пять основных способов административного воздействия:

  • организационные воздействия;
  • распорядительные воздействия;
  • дисциплинарная ответственность и взыскания;
  • материальная ответственность и взыскания;
  • административная ответственность и взыскания.

Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов, известны как «метод пряника».

К экономическим методам относятся:

  • плановое ведение хозяйства;
  • хозяйственный расчет;
  • оплата труда;
  • рабочая сила;
  • рыночное ценообразование;
  • ценные бумаги;
  • налоговая система;
  • формы собственности;
  • фазы общественного воспроизводства;
  • факторы производства.

Социологические методы основаны на способах мотивации общественного воздействия на людей через «мнение коллектива».

Выделяют следующие методы:

  • социальное планирование;
  • социологические методы исследования;
  • личностные качества;
  • мораль;
  • партнерство;
  • соревнование;
  • общение;
  • переговоры;
  • конфликт.

Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как «метод убеждения». В процессе конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовать эффективные коммуникации и использовать совокупность различных методов управления, которые позволяют учесть «чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач.

К основным элементам психологических методов относят:

  • психологическое планирование, отрасли психологии;
  • типы личности;
  • темперамент;
  • черты характера;
  • направленность личности;
  • интеллектуальные способности;
  • методы познания;
  • психологические образы;
  • способы психологического воздействия;
  • поведение, чувства, эмоции и стрессы.

Существует тесная взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности, стимулами к труду и методами управления. Известно, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека.

Различают четыре основные формы стимулов:

- ПРИНУЖДЕНИЕ. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются такие административные методы принуждения, как замечание, перевод на другую должность, перенос отпуска, выговор, увольнение с работы;

- МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.;

- МОРАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ. Это стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.;

- САМОУТВЕРЖДЕНИЕ. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго, в частности экономического, образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Стимулы труда реализуются через соответствующие методы управления для достижения результатов трудовой деятельности. Последние являются необходимой базой удовлетворения потребностей людей.

Административные методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку с их помощью реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации - задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Методы организационно-административного воздействия обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов. 
Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель выступает в качестве администратора, субъекта власти, опирающегося на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть с администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства основными целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами.

Экономические методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса.

Экономические методы обусловлены тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Применительно к управлению организацией экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства.

Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов в коллективе, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Необходимо обеспечить комплексную субординацию хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения,. являясь своего рода экономическим механизмом в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т. п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура работников предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечных результатов производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально-психологические методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса.

Результаты :груда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать. его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов - соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

Социально - психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерности социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

- социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности;

- психологические  методы, которые целенаправленно  воз¬действуют на личность конкретного  человека.

Такое разделение достаточно условно, так как в современном производстве человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, гак как они направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т. д.).

Информация о работе Управление персоналом в сфере туризма