Управление проектами в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть управление проектами в современной России.
Задачами курсовой работы являются:
- понять сущность управления проектами;
- рассмотреть роль управления проектами в современной России;
- рассмотреть особенности управления проектами в России;
- рассмотреть направления повышения активности в сфере инвестиционной деятельности;
- проанализировать структурные изменений, осуществляемых в рамках реформ России;
- дать рекомендации для развития и применения управления проектами в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1.Сущность и понятие управления проектами……………………………………..4
1.1 Содержание управления проектами…………………………………………..4
1.2 Современное представление об управлении проектами…………………….7
2 Управление проектами в современной России…………………………………11
2.1 Анализ тенденций в сфере управления проектами…………………………11
2.1.1 Анализ негативных тенденций………………………………………………11
2.1.2 Анализ позитивных тенденций……………………………………………..14
2.2 Уровень развития управления проектами в России………………………...14
2.3 Кадровое обеспечение управления проектами……………………………...17
3 Перспективы развития и применения управления проектами в России……...20
3.1 Основные направления повышения активности в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..20
3.2 Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформ России………………………………………………………………………….24
3.3 Рекомендации для развития и применения управления проектами в России………………………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………………………………………………..33
Приложение 1……………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Основное.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

    Возникновение и обращение финансового капитала тесным образом связаны с функционированием реального (т. е. производительного) капитала. С появлением ценных бумаг происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

    Очевидно, что создание благоприятного инвестиционного  климата в России является одним  из важнейших условий привлечения  инвестиций и последующего экономического роста страны. Всем известны незавидные позиции России и стран СНГ в зарубежных рейтингах. Очередной экономический кризис неизбежно отбросил Россию за пределы первой сотни наиболее инвестиционно привлекательных стран. Неблагоприятный относительно многих других стран мира инвестиционный климат в России является главной причиной фатального дефицита как отечественных, так и иностранных инвестиций и бегства российских капиталов за границу в более привлекательные страны [9, с.37].

    Причиной  такой ситуации является сохраняющийся  неблагоприятный инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

    - высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;

    - резкий спад производства начиная, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;

    - несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности;

    - высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

    - фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций в российские проекты;

    - высокие темпы инфляции.

    В настоящее время в Государственный  реестр России внесено свыше 28 тыс. коммерческих организаций с иностранными вложениями. Доля таких инвестиций в уставных капиталах этих организаций составляет около 14,7 млрд. долл. Коммерческие организации с долевым участием иностранного капитала (совместные предприятия) на территории России созданы предпринимателями из 147 стран, а организаций со стопроцентным иностранным капиталом - предпринимателями из 125 стран [15,с.1].

    Привлечение иностранного капитала в определенной степени обусловливается заинтересованностью  российской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в  связи с чем, правомерно отметить участие в инвестиционном процессе в России крупных транснациональных корпораций.

    Как правило, привлечение иностранных  инвестиций связано с долговременным вложением средств в предприятия  промышленности, транспорта, сельского  хозяйства и других отраслей экономики. Оно связано с большой подготовительной работой - однако эта работа мало отличается от привлечения инвестиций из любого другого источника.

    Инвестиционная  деятельность во всех формах и видах  сопряжена с риском.

    К основным мерам по снижению инвестиционного риска в условиях неопределенности экономического результата относятся следующие:

    - перераспределение риска между участниками инвестиционного проекта;

    - создание резервных фондов (по каждому этапу инвестиционного проекта) на покрытие непредвиденных расходов;

    - снижение рисков при финансировании инвестиционного проекта - достижение положительного сальдо накопленных денег на каждом шаге расчета;

    - залоговое обеспечение инвестируемых финансовых средств;

    - страхование - передача определенных рисков страховой компании;

    - система гарантий - получение гарантий государства, банка, инвестиционной компании и т.п.;

    - получение дополнительной информации.

    В качестве новых методов финансирования рассматриваются лизинг,  ипотечное кредитование,  венчурное финансирование, проектное финансирование. 

    3.2 Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформ России

    Для того, чтобы определить необходимые для осуществления реформ методы и средства УП, нужно проанализировать множество происходящих и

будущих изменений в рамках реформ, выделить из них те, которые могут быть

отнесены  к категории "проекта" и классифицировать их по наиболее важным

основаниям. Сложность проекта и выбор  для его осуществления соответствующих  методов и средств УП, определяют прежде всего масштабы, а затем и тип проекта.

    В этой связи целесообразно все  проекты, осуществляемые в рамках реформ, объединить в три класса:

    - мегапроекты;

    - мультипроекты;

    - монопроекты.

    Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными,

межотраслевые    (затрагивающие    интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и  смешанные.

    Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях  управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д.

    Программы носят макроэкономический характер, затрагивают интересы

всего или значительной части населения  и требуют тщательной подготовки и 

специальных методов координации и управления при их осуществлении.

    По  своему содержанию программы могут  быть: экономическими, соци-

альными, организационными, техническими или смешанными.

    Мультипроекты - это комплексные программы или  проекты, осуществляемые в рамках крупных  организаций, компаний и фирм при  переходе их к рыночной экономике. Такие  программы связаны с определением концепций и направлений стратегического развития организаций и  предприятий и превращением  их   в  прибыльные,   конкурентоспособные,   финансово   устойчивые  и социально   благополучные   фирмы,   эффективно   функционирующие   в   новых условиях    и    приспособленные    к    динамичным изменениям внешней среды.

    Мультипроекты включают как изменения, касающиеся трансформации существующих или создания новых организаций и фирм, так и изменений, связанных с созданием системы внутрифирменного управления при выполнении множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков.

    Монопроекты   -  это различные  инвестиционные,  инновационные  и другие проекты, имеющие определенную цель и четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени и качеству, требующие создания единой проектной команды.

    По  своей сути это могут быть отдельные  технические, организационные,

экономические, социальные проекты или их различные комбинации.

Для всех проектов, осуществляемых в рамках крупных реформ, можно выделить общие сферы изменений, определяющие главное содержание проектов. К ним относятся:

    Изменение отношений собственности:

    - разгосударствление предприятий  и организаций;

    - акционирование;

    - приватизация        (переход  к        коллективным        и          частным        формам собственности) и др.

    Изменение рынка, переход от хронического дефицита к относительному балансу предложений. Необходимость изучения рынка, прогноза и динамики его изменений.

    Изменение организационных форм предприятий  и организаций и форм

    реализации    программ    и    проектов,    соответствующих    принятым    формам собственности и стратегии развития организации, основанной на проведении маркетинга.

    Выработка   концепции   развития   организации   (с   учетом   результатов

маркетинга  и изменений отношений собственности): определение целей, перспективных продуктов и услуг, видов деятельности, стратегии ее экономической политики и развития и т.д.

    Изменение производственной системы на основе маркетинга, стратегии развития,   оценки   возможностей,    изменений    производственной   структуры, технологий и др.

    Изменение производственной системы путем реконструкции или нового строительства (создание новых основных фондов), необходимых для развития

организации. В основе этих изменений лежит  маркетинг, стратегия развития, оценка возможностей и др.

    Изменение   системы   управления,   адекватное   новым   целям,   задачам,

требованиям и возможностям.

    Изменение методов  и  средств управления  и  обеспечивающих  систем инфраструктуры и поддержки: информационной, компьютерной, технической и

др.

    Эти и, возможно, другие  изменения присущи большинству проектов в  условиях реформ и должны приниматься во внимание при реализации проектов.

    Управление  большими сложными системами, к которым безусловно относятся социально-экономические системы, имеет две диаметрально противоположные концепции. Назовем их:

    - концепция систематического управления,

    - концепция спорадического (спонтанного) управления.

    Если  первый подход предполагает активное воздействие на систему путем систематического применения специально разработанных формализованных методов планирования, моделирования и управления изменениями, к которым в

частности, относятся и методы УП, то второй подход предполагает "реактивное" эмпирическое управление, основанное на интуитивных решениях, принимаемых спонтанно и спорадически и по сути, являющихся реакцией на сложившуюся ситуацию. Второй подход близок к методу "проб и ошибок" и напоминает принцип  "Пожарной  команды".  

    К сожалению,  в крупных экономических и социальных проектах цена "ошибок" может быть чрезвычайно велика. Поэтому такой подход здесь в принципе неприемлем.

    На  примере новейшей истории России можно показать, что применение экстремальных подходов обеих концепций к сложным, прежде всего социально-экономическим программам, не эффективно. Об этом говорит полная дискредитация жесткого детерминированного централизма в управлении планово-распределительной экономикой бывших стран СЭВ, с одной стороны. А с другой стороны,  - низкая эффективность управления экономикой в переходный период, когда реализуется преимущественно второй тип управления по принципу "проб и ошибок". Здесь основные надежды возлагаются на саморегулирование рыночной экономики и то, что "жизнь все расставит по своим местам".

    На  мой взгляд, непродуктивность обоих подходов закономерна. Трудно сказать, что хуже: пытаться централизованно управлять "всем и вся", или практически не пытаться управлять вовсе.

    Ключом  к пониманию этих ошибок мог бы послужить "Закон необходимого разнообразия", сформулированный Р.Эшби еще в 1956 году.

    Суть  этого закона состоит в том, что "сложность (разнообразие) системы 

управления  должна соответствовать сложности  управляемого объекта". Иными

словами, для фиксированного регулятора (например, методов УП) существует

Информация о работе Управление проектами в современной России