Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:09, автореферат
Актуальность исследования. Эффективное функционирование предприятий нефтегазовой промышленности, базирующееся на тенденциях развития мирового рынка энергетики, прогнозировании и нестабильности его конъюнктуры, естественной убыли функционирующих нефтяных и газовых месторождений, моральном и физическом износе основных производственных фондов нефтегазовых предприятий, проблемах, связанных со снижением инвестиционной привлекательности и привлечением инвестиционных вливаний в отрасль, возможно только при эффективном стратегическом управлении, которое требует функциональной гибкости и максимальной адаптации к изменениям рыночной среды.
В третьей главе - «Обоснование эффективной стратегии развития предприятий нефтегазовой промышленности» проведена оценка эффективности нефтегазовых предприятий; предложена процессно-ориентированная модель стратегического управления предприятий нефтегазодобывающей отрасли, а также сформированы основные этапы организационной и инвестиционной стратегий развития предприятий.
В заключении представлены основные выводы и результаты проведенного исследования, касающиеся вопросов экономической оценки деятельности предприятий нефтегазовой промышленности.
2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Уточнено определение стратегического управления, под которым подразумевается процесс реализации управленческих решений, основанный на использовании стратегии предприятия с учетом возможности ее динамического обновления, обеспечивающей конкурентные преимущества.
В научной и методической литературе существует множество определений и трактовок стратегического управления, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах сложного управленческого процесса. В свою очередь каждая из трактовок отличается углубленным исследованием понятийных основ этого вида управленческой деятельности.
Проведенный анализ позволяет предположить, что большинство ученых - экономистов определяют специфические черты стратегического управления, понимая под данной категорией процесс управления организацией, который включает выработку стратегии, постановку долгосрочных целей, систематическое формирование и корректировку стратегии, ее гибкую реализацию в соответствии с изменениями окружения и контроль соответствия достигнутых результатов запланированным целям. Однако данное определение больше отражает содержание стратегии организации, а не стратегического управления. Таким образом, всестороннего определения сущности стратегического управления, содержащего исчерпывающий набор обязательных отличительных особенностей этого вида управленческой деятельности, не приводится.
Проанализировав, определения понятия стратегического управления, мы хотим уточнить данный термин. На наш взгляд стратегическое управление - это процесс реализации управленческих решений, основанный на использовании стратегии предприятия с учетом возможности ее динамического обновления, обеспечивающей конкурентные преимущества.
В данном определении под возможностью динамического обновления стратегии при выработке и реализации управленческих решений предполагается переход от статических способностей обновления стратегии к динамическим, которые в свою очередь обеспечивают присвоение недоступных конкурентам экономических выгод. Формулировка данного определения позволяет обоснованно позиционировать тот или иной вид управленческой деятельности применительно к исследуемым нами нефтегазовым предприятиям, как стратегическое управление.
2. Обоснованы методические положения оценки воздействия экзогенных факторов на управление развитием предприятий нефтегазовой промышленности. На первом этапе производится оценка макроусловий по следующим направлениям:
Таблица 1
Направления оценки влияния внешней среды
Направления оценки |
Показатели |
Значение рейтинга |
1 |
2 |
3 |
Политические условия |
|
3 2
4 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Экономические условия |
1. Благоприятность финансово-кредитных условий
|
4
3 2 2 |
Социальные условия |
|
4
5
3 |
Поставщики |
|
4 5 3
2 |
Потребители |
|
5 5 4 |
Категории отнесения ситуации по направлениям оценки (рейтинги) формируются в результате оценки показателей по балльной системе по следующей шкале:
Таблица 2
Категории отнесения показателей по бальной шкале
Категории отнесения ситуации (показателя) |
Значение рейтинга |
Очень благоприятная (очень большая) |
6 |
Благоприятная (большая) |
5 |
Скорее благоприятная (не маленькая) |
4 |
Скорее неблагоприятная (не большая) |
3 |
Неблагоприятная (маленькая) |
2 |
Очень неблагоприятная (очень маленькая) |
1 |
Причем, чем более позитивно влияние фактора, тем выше балльная оценка, и наоборот, чем негативнее влияние фактора, тем балльная оценка ниже. По каждой из сфер внешней среды можно определить количественную рейтинговую оценку в мультипликативном виде, что дает возможность нивелировать рейтинги по показателям:
n
Ki = ∑Rj/n
J=1
где, i - порядковый номер сферы внешней среды;
Rj - рейтинговая оценка j -того показателя i-той сферы внешней среды;
n - количество показателей, участвующих в оценке i - той сферы внешней среды.
Причем, l<Ki<6.
Далее определяется интегральный показатель оценки влияния внешней среды на эффективность функционирования предприятий нефтегазовой промышленности.
m
Кинт =∑Ki ,
i=1
где, m- количество исследуемых сфер внешней среды, (в нашем случае m=5).
Значения Кинт варьируются в пределах
5<Кинт<30.
В этой связи предлагается считать, если Кинт>15, то наблюдается положительное влияние внешней среды на управление развитием предприятия, если Кинт<15, то соответственно влияние отрицательное, и возникает необходимость разработки мероприятий по минимизации воздействия этих факторов на управление развитием предприятий нефтегазовой промышленности.
Необходимо обратить внимание на три важных вопроса, относящихся к значению оценки влияния внешней среды. Первый имеет отношение к факторам, выбранным в качестве показателей объектов внешней среды. Второй вопрос касается источников получения информации, используемой в процессе оценки. Третий вопрос относится к степени доверия, с которой можно использовать полученный интегральный показатель оценки степени влияния внешней среды на управление развитием предприятий нефтегазовой промышленности. Необходимо понимать исходные условия, лежащие в основе этого показателя, и ограничения, свойственные конкретной используемой методологии.
3. Уточнена классификация базисного инструментария стратегического управления нефтегазовым предприятием и отражена ее взаимосвязь с адаптивными возможностями внешних и внутренних факторов рыночной среды.
Управление производственными процессами на предприятиях нефтегазовой промышленности, имеющих относительную самостоятельность и закономерность развития в экономике, немыслимо без совершенствования и оптимизации классификации инструментов стратегического управления с учетом рыночных реалий. Особую роль в усилении значимости стратегического управленческого инструментария играют постоянные изменения внутренней и внешней среды, изменения поведения конкурентов. Иными словами, необходима такая классификация инструментов стратегического управления нефтегазовым предприятием, которая не только соответствует задачам современного стратегического менеджмента, но и учитывает условия постоянно изменяющейся рыночной среды.
Учитывая исследования генезиса теорий стратегического управления отечественных и зарубежных ученых - экономистов, в которых отмечается, что для парадигмы стратегического управления характерны существенные особенности, такие как повышенный динамизм среды (внешней и внутренней) и замена стабильности как базовой ценности изменчивостью, нами предлагается, приводимая ниже, уточненная классификация инструментов стратегического управления (таблица 3).
Таблица 3
Уточненная классификация инструментов стратегического управления
Инструменты стратегического управления |
Адаптация факторов внутренней и внешней среды |
Система сбалансированных показателей (ССП) |
благоприятная |
Многофакторная модель Э. Альтмана |
благоприятная |
SWOT-анализ |
благоприятная |
Портфельный анализ (матрица БКГ «Рост - доля риска», «Привлекательность отрасли - позиция в конкуренции» Мак-Кинси, «Конкурентная позиция - технологическая позиция» Артура Д. Литтла). |
благоприятная |
Модель Du Pont |
благоприятная |
Прогнозирование спроса |
в меньшей степени |
STEP – анализ |
благоприятная |
Комплексный анализ производственно – финансовой деятельности |
благоприятная |
Анализ затрат (АВС-анализ, анализ цель-факт-отклонения, CVP-анализ), экономический анализ производства и реализации товаров (работ, услуг), анализ финансовых результатов, разработка разнообразной бухгалтерской и налоговой политики |
благоприятная |
Факторный анализ |
благоприятная |
Модель Менделоу «заинтересованное лицо» |
в меньшей степени |
Использование средних и относительных величин |
в меньшей степени |
Бюджетирование |
благоприятная |
Модель 5 конкурентных сил Портера |
благоприятная |
Корреляционный и регрессивный анализ, экстраполяция тенденций |
в меньшей степени |
Метод анализа «GAP» |
благоприятная |
Жизненный цикл товаров |
в меньшей степени |
Дерево целей |
в меньшей степени |
Концепция управления по целям |
благоприятная |
Наблюдения и опросы экспертов предприятия по специальным методикам (диагностические интервью) |
в меньшей степени |
Исследование в контексте представленной классификации инструментов стратегического управления, позволило предложить уточнение особой группы факторов внешней и внутренней среды, наиболее адаптированной к современным условиям хозяйствования. Итак, в группе внешних факторов предложено выделить в особую группу локальные, которые определяют способы адаптации предприятий, адекватные потребностям социально-экономического развития, тем самым определяют деятельность предприятия на мезоуровне, его роль, регулируемость и управляемость.
Во внутренних факторах предложено выделить в особую группу – кадровые ресурсы, которые влияют на адаптивные возможности предприятия, определяют объемы и условия производства и имеют исключительное значение в свете становления экономики знаний. Таким образом, совокупность уточненных факторов позволяет глубже понять особенности, адаптивные возможности и тенденции взаимодействия рыночной среды и базисного инструментария стратегического управления. А предложенная классификация инструментов стратегического управления в целом определяет значимость темы диссертационного исследования как с теоретической, так и с практической точек зрения.
4. Предложена матрица альтернативных стратегий развития предприятий нефтегазовой промышленности, которая предполагает выбор сценариев развития с учетом изменений нефтегазового рынка.
Исследование основных типовых конкурентных стратегий по классификации М. Портера, позволяет разработать новый аналитический инструмент в виде матрицы выбора альтернативных стратегий, наилучших для различных условий внешней и внутренней среды нефтегазового предприятия (таблица 4).
Предложенная матрица базируется на выборе стратегических альтернатив развития нефтегазового предприятия в зависимости от изменения макроэкономических показателей, отраслевых показателей и внутренних показателей предприятия. Совокупность каждой из групп показателей характеризуется двумя критериями: «в норме» и «отклонение», которые качественно описывают состояние экономики, нефтегазовой промышленности отрасли и исследования конкретного нефтегазового предприятия. Группы показателей объединены в так называемые горизонтальные блоки, каждый из которых отображает один из восьми возможных обобщенных сценариев развития состояния показателей внешней и внутренней среды нефтегазового предприятия.
Сценарий 1 - это «Устойчивое состояние» - характеризуется критериями «в норме» всех трех групп показателей.
Таблица 4
Матрица альтернативных стратегий развития предприятий нефтегазовой промышленности
Информация о работе Управление развитием предприятий нефтегазовой промышленности