Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:52, курсовая работа
Управленческие решения – один из наиболее важных процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое- либо дело, необходимо определить цель своих действий: стратегическую (на долговременную перспективу) и тактическую (для конкретного действия).
Взаимная подстраховка и взаимная помощь совместно работающих людей. Решение – это целостный замысел, расчленение которого на части для разных исполнителей сопряжено с возможными издержками и обеднением общего замысла. Поэтому при распределении задания должна быть дана четкая ориентация подчиненных на конечный результат, достигаемый всем коллективом. Для каждого исполнителя следует предусматривать стимулы, которые побуждали бы его заботиться не только о выполнении собственных задач, но и задач коллег.
Мобилизация коллектива. Это разновидность деятельности по организации выполнения решений. Она реализуется одновременно с процессом доведения задач до исполнителей. Ее суть заключается в том, что с помощью целенаправленной системы воспитательных и организационных мер руководитель, совместно с общественными организациями (профсоюз), формирует морально-психологический настрой коллектива и каждого работника на добросовестное выполнение задания (принятого решения). Работа проводится поэтапно: вначале с активом организации, затем составляется план мобилизации (организационно-технических мероприятий) выполнения задания по подразделениям.
ГЛАВА 2. Контроль управленческих решений.
2.1. Начальные этапы выполнения решений.
Организация выполнения решения
как этап предусматривает координацию
усилий многих людей. Менеджера здесь
должно интересовать стремление сделать
людей заинтересованными и мотивированными
в реализации решения, расставить людей,
чтобы наилучшим образом использовать
их способности.
Данный этап состоит
из нескольких шагов, необходимых для
того, чтобы решение начало выполняться:
1. Составление
плана мероприятий, которое заставляет менеджера
думать о конкретных действиях, превращающих
решение в реальность. Необходимо распределить
права и ответственности среди участников.
Следует также построить коммуникационную
сеть для обмена информацией и отрегулировать
соответствующие отношения подчинения
между участниками. Менеджер должен проявить
беспокойство о конфликте интересов и
принятии решения его исполнителями как
образца поведения.
2. Встраивание
в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения.
Т.е. должна осуществляться функция контроля
- установление стандартов и измерение
показателей в отношении этих стандартов.
При этой системе отслеживания отклонений
проблемы могут быть предотвращены до
того, как они проявятся.
Полученная в ходе отслеживания
информация необходима для осуществления
корректировки действий. Отслеживание
и обратная связь занимают в работе менеджера
много времени. При этом менеджеру лучше
непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается
несколькими аспектами:
- всегда лучше информация из
первых рук;
- это позволяет показать подчиненным
интерес менеджера к выполняемому решению,
что немаловажно для лидерского поведения.
Однако когда менеджер тратит
слишком много сил на отслеживание и обратную
связь, то создается довольно опасная
ситуация, позволяющая при растущем использовании
компьютеров просто устранить эту функцию
из работы менеджера. При этом, информация
поступает так быстро и с такой точностью,
что проявляется недоучет личностных
факторов. Вместе с тем компьютер не может
заменить ряд таких функций менеджера,
как руководство и личный контакт.
Для успешной реализации принимаемых
решений организация должна иметь механизм
их осуществления. Сложность организации
осуществления решений заключается в
необходимости координировать множество
взаимосвязанных, одновременно выполняемых
управленческих решений, находящихся
на различных стадиях реализации.
Стадия реализации
и контроля управленческого решения состоит
из следующих процедур:
1. Разработка плана реализации
решения
1.1. Определение комплекса необходимых
работ.
1.2. Определение необходимого
объема ресурсов.
1.3. Определение числа исполнителей.
1.4. Распределение работ, ресурсов
и исполнителей по объектам, задачам и
срокам.
2. Управление реализацией решения
2.1. Проведение инструктивно-методических
мероприятий с исполнителями.
2.2. Личное распорядительство
в ходе выполнения решений.
2.3. Оказание помощи исполнителям
в случае возникновения трудностей.
3. Контроль выполнения решения
3.1. Контроль за соблюдением
основных характеристик реализуемого
решения.
3.2. Контроль за соблюдением
сроков реализации.
3.3. Контроль за состоянием проблемной
ситуации.
3.4. Выявление причин отклонений
в ходе реализации решения.
3.5. Внесение (в случае необходимости)
изменений в программу реализации решения.
4. Оценка результатов реализации
4.1. Периодическая оценка фактической
эффективности решения.
4.2. Прогнозирование окончания
срока эффективного действия решения.
4.3. Определение необходимости
в корректировке действующего или принятии
нового решения.
4.4. Накопление, систематизация
опыта и разработка алгоритмов реализации
стандартных решений.
Необходимость контроля за
реализацией принятых решений достаточно
очевидна. Хозяйственная практика свидетельствует,
что нередко и качественно разработанные
решения оказываются невыполненными из-за
отсутствия хорошо налаженной системы
контроля.
Правильно организованный контроль
ориентирует коллектив на качественную
работу, мотивирует труд, позволяет выявить
резервы, улучшить действующую систему
принятия решений, способствует повышению
эффективности управления и деятельности
предприятия в целом.
Цель контроля - обеспечение
единства решения и исполнения, предупреждение
возможных ошибок и недоработок, своевременное
выявление отклонений от заданной программы,
поставленных задач и установленных сроков.
При организации
контроля необходимо учитывать следующее:
- выполнение контрольных функций
должно поручаться лицам, достаточно компетентным
в вопросах, подлежащих контролю, чтобы
оценить причины и следствия возможных
отклонений, предложения по устранению;
- работники, осуществляющие
контроль, не должны быть связаны едиными
материальными интересами с подконтрольными
подразделениями, чтобы обеспечить объективность
и принципиальность оценок.
Контроль занимает особое место
среди факторов, обеспечивающих выполнение
принятых решений, в том числе по силе
своего социально-психологического воздействия.
Психологию поведения необходимо учитывать
как в отношении проверяемого, так и исполнителя.
В ходе
проведения контроля нередко обнаруживаются
трудности:
- сложность добраться до истины,
избежать предвзятости, субъективных
толкований;
- влияние обычных человеческих
«слабостей», простительных в других случаях:
излишняя доверчивость, поверхностные
наблюдения, боязнь «обидеть» слишком
глубоким изучением уважаемого лица, желание
оправдать ожидания старшего начальника,
- недостаток компетентности;
- ограниченность времени для
глубокого анализа;
- отсутствие гражданского мужества
сказать правду.
Контроль призван информировать
исполнителей о ходе работы, ее соответствии
замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован
в том, чтобы его усилия были замечены
окружающими и оценены по достоинству.
Признание служит дополнительным стимулом
к дальнейшим усилиям в работе, тем более
уважаемых людей, признанных авторитетов.
Сам факт контроля (в деликатной форме)
служит аргументом, повышающим престиж
выполняемой исполнителем задачи, прибавляет
самоуважения, уверенности в своих делах.
Контроль в менеджменте рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; контроль как завершающий процесс процедуры принятия управленческих решений. В данной главе курсовой работы контроль характеризуется как заключительный этап разработки и реализации решения.
Необходимость контроля за реализацией принятых решений достаточно очевидна. Хозяйственная практика свидетельствует от том, что нередко и качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля. Руководитель вынужден реагировать на ситуацию по получении тревожного сигнала, когда судьба решения уже находится в критической точке. Проблема может оцениваться по критериям, не отражающим действительное состояние дел (например, в строительстве в качестве критерия используется показатель- освоение средств, вместо количества и качества выполненной работы). Причинами отклонений в реализации решений могут быть безответственное отношение исполнителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки решения, но необходимо на завершающем этапе его реализации.
Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет выявить резервы, улучшить действующую систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом [4].
Процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств и технологии контроля.
Процесс контроля характеризуют три составляющие:
Содержательная (что выполняется в процессе контроля);
Организационная (кем и в какой последовательности осуществляется);
Технологическая (как производится).
Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач и установленных сроков.
Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях:
Диагностика состояния дел;
Ориентирование;
Стимулирование;
Корректировка действий;
Распространение передового опыта;
Осуществление авторского надзора;
Педагогическая функция;
Правоохранительная функция.
Диагностическая функция контроля состоит в выявлении фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Ориентирующая направлена на указание ориентиров, то есть тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания. Стимулирующая функция контроля проявляется в выявлении и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого фактора.
Надо иметь в виду глубокое заблуждение руководителей, считающих, что, чем чувствительнее санкции за упущения в работе, тем подчиненные лучше будут работать. Часто это побуждает к более изощренным формам сокрытия недостатков. Контроль важно нацеливать не только на выявление недостатков, но и резервов, на убеждение работников в недооценке и игнорировании потенциальных возможностей.
Корректирующая функция контроля заключается в уточнении самого решения, если обстановка изменилась. Сделать это следует «на месте», не откладывая в «долгий ящик». Руководитель должен сознавать, что фактическое положение есть результат проверки принятых им решений. Появляется парадоксальная ситуация: руководитель считает, что проверяет работника, а последний уже проверил своей работой руководителя.
Какой должна быть тактика руководителя в данной ситуации? Прежде всего, ему следует спокойно ознакомиться с результатами контроля, сопоставить их с исходным решением, если необходимо - внести коррективы и помочь подчиненным перестроить работу.
Такой подход, возможно, ущемляет честолюбие руководителя, зато он полезен для решения проблемы. Руководитель должен выбрать, что ему дороже: судьба принятого решения или иллюзорное удовлетворение честолюбивых амбиций ( часто такой выбор, к сожалении., бывает не в пользу дела).
В ходе проверки следует внимательно отнестись к крупицам передового опыта, в том числе у исполнителей, которые не все задачи одинаково хорошо решают. Передовой опыт изучается по ряду критериев:
Повторяемость успехов в работе, их устойчивость;
Законность методов достижения лучших результатов;
Конкретность условий, в которых методы работы достигают цели, а также противопоказания, при которых они неприемлемы.
Опыт может переноситься механически. Таким образом, в ходе контроля можно не только проверять, но и рекомендовать более рациональные методы выполнения работы, то есть распространять положительный опыт.
Авторский надзор – одна из функций контроля, в ходе которого автор не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с заинтересованными лицами сомнения, учится, повышает свою квалификацию. Контроль выполняет в этом случае и педагогическую функцию.
Как говорилось ранее, контролю свойственна и правоохранительная функция, так как руководитель должен стоять на позиции соблюдения и защиты существующих норм права.
Известны различные виды контроля и признаки их классификации. В качестве последних могут выступать особенности субъектов контроля, характер задач, взаимоотношения субъекта контроля с подконтрольным объектом, используемые методы и техника контроля, и др.
Так выделяют формальный, реальный, внутренний и внешний виды контроля (в специальной литературе по менеджменту в последние годы авторы чаще указывают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый).
В зависимости от субъекта различают государственный, ведомственный, а также общественный контроль, которые в свою очередь могут иметь подвиды. Их относят к общим, поскольку эти виды используются во всех сферах общественной и государственной деятельности.
При организации контроля необходимо учитывать следующее:
Выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, а также рассмотреть предложения по их устранению;
Работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.
К сожалению, не каждое предприятие или организация имеет четкую систему внутрихозяйственного контроля. Между тем она должна обеспечивать организационные, технические и экономические условия, гарантирующие принципиальность контроля. Одновременно контроль должен быть систематическим, массовым, гласным, он должен включать в себя разнообразные формы и способы самоконтроля.
3.2. Методы контроля и механизм его осуществления.
В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий.
Методы предварительного контроля используются до начала исполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля – установить, верно ли сформулированы цели и определены предпосылки и стратегия.
Направляющий контроль применяется от начала практического осуществления решения до завершающего этапа. Он включает в себя: измерение, сравнение, оценку объекта, выработку и исполнение корректирующего действия, направленного на достижение конечных результатов.
Метод фильтрующего контроля применяется в разовом порядке в ходе реализации решения. В его содержание входит приостановление выполнения решения на каком-либо участке при резких отклонениях фактических результатов от запланированных.
Метод контроля по результатам (последующий контроль) применяется по исполнению решения и полезен для учета нюансов работы на будущее. Материалы последующего контроля должны рассматриваться на совещаниях (собраниях) независимо от степени достижения цели решения. При этом анализируются все этапы подготовки, принятия и выполнения решения, оцениваются успехи и недостатки исполнителей, с учетом обсуждения нацеливаются на решение новых проблем.