Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:52, дипломная работа
Актуальность темы данной работы определяется процессами, происходящими в экономике. В подобной ситуации стремление экономического субъекта стабильно и успешно развиваться сталкивается с только формирующимся аппаратом управления деятельностью субъекта.
Организации монетарного сектора экономики с его динамичной конъюнктурой, со спецификой работы с высоколиквидными активами, с высокой степенью окупаемости и краткосрочностью проектов быстро смогли накопить достаточно ресурсов для инвестиций в разработку риск-менеджмента для своего сектора экономики. Все это позволило им в кратчайшие сроки внедрить некоторые базовые принципы минимизации рисков, а так же получить обоснованности и выгоды от принятых решений.
Введение......................................….............................................................……........3
1 Теоретические аспекты управления риском..........................................................6
1.1 Сущность, содержание и виды рисков……………………………………..6
1.2 Способы оценки степени риска………………………………………........19
1.3 Приемы и методы управления риском………………………………........38
1.4 Процесс управления рисками на предприятии……………………….......45
2 Анализ системы управления рисками в OOO НПЛ «Шарм Клео Косметик»…………………………………………………………………………...54
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….54
2.2 Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой отчетности…………………………………………………………………………..58
2.3 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска………………………………………………………………............................72
3 Организация отдела управления риском на предприятии и совершенствование методов снижения рисков ООО «Шарм Клео Косметик»……………………….76
3.1 Разработка проекта организационной структуры отдела управления риском и карты организации труда........................……………………………….76
3.2 Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском...………...81
3.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на «Шарм Клео Косметик»………………………………………..91
Заключение……………………………………………………………………….....96
Список литературы…………………………………………………………………98
Приложение А……………………………………………………………………..102
Приложение Б……………………………………………………………………..109
Приложение В……………………………………………………………………..110
3.
Совершенствование системы
3.1.
Разработка проекта
Анализ сложившейся ситуации показал как велико влияние фактора риска на работу рассматриваемого предприятия. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Кроме этого, изучив работу предприятия в различных подразделениях, был замечен следующий основной недостаток: функциональные специалисты занимаются лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к целям организации.
Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы управления риском.
В
условиях производственного предприятия
управление риском основывается на концепции
приемлемого риска, постулирующей
возможность рационального
до приемлемого значения.
Таким образом, проект организации системы управления риском на ООО “Шарм Клео Косметик”, предусматривает, для наиболее эффективной реализации данной функции, выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдел управления риском (ОУР). Проект обязательно должен включать разработку организационной структуры ОУР, разработку управленческой процедуры и карты организации труда на рабочем месте.
Этот отдел должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ). Разработка такой программы на уровне фирмы должна обеспечивать такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.
Функцию
управления риском на предприятии наиболее
целесообразно осуществлять с помощью
специализированного
Принимая во внимание рекомендации экономической литературы по управлению рисками, а также недостатки, выявленные непосредственно на предприятии, необходимо чтобы отдел управления риском состоял из следующих основных исполнительных групп – мониторинга предприятия и среды его функционирования, аналитиков риска, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками.
На
рисунке Б. 1 отображена предлагаемая
организационная структура
Необходимо отметить, что каждая из групп, входящих в состав отдела управления риском, должна включать специалистов различных областей знаний: прежде всего – антирискового управляющего, специалиста по маркетингу, специалиста по финансам, по управлению персоналом, планово-экономической работе, по производству.
Информационное
обеспечение подсистемы поддерживается
“службой администрирования и
Ядром подразделения является “служба координации”, которая осуществляет планирование и организацию всей работы.
Служба
координации выполняет
-
поддержание взаимосвязи с
Установление приемлемого уровня риска для данного периода времени, для рассматриваемого пробного решения и тому подобное, а также оценка (утверждение) приемлемости достигнутого уровня риска для данного пробного решения являются прерогативой руководства предприятия или администратора соответствующей подсистемы, подготовившей предложение. Роль блока координации в этом случае сводится к обеспечению контроля за соблюдением установленных значений приемлемого уровня риска.
Руководству предприятия вообще принадлежит ключевая роль в решении проблем управления риском, так как оно утверждает программы мероприятий по снижению риска, принимает решения о начале их реализации в критических ситуациях, принимает предложенные пробные решения вместе с антирисковыми программами либо отвергает их. Надо сказать, что непосредственная реализация мероприятий по управлению риском зачастую противоречит деятельности основных производственных и управленческих подразделений предприятия, ухудшает их отчётные показатели, так как требует затрат, не приносящих сиюминутных доходов.
Поэтому крайне важно, чтобы
окончательные антирисковые
Отдел управления риском является логичным
дополнением к традиционно самостоятельным
функциональным подсистемам предприятия
и располагается на одном управленческом
уровне с ними. Отобразим, на рисунке 6,
иным образом, но не меняя сути, схематично
структуру управления при введении отдела
управления риском. Здесь наш отдел координирует
деятельность функциональных подразделений
предприятия через ответственных исполнителей.
Рисунок 6 – Структура управления при введении отдела управления риском
Проектирование системы антирисковых мероприятий предполагает разбиение комплекса работ между различными подразделениями и регулирование их отделом управления риском [17].
Разработка управленческой процедуры включает: определение цели, разработку схемы процедуры, описание операций, входящих в процедуру. На управленческую процедуру составляется карта процедуры.
В таблице В.1 показана управленческая процедура, которая позволяет наглядно представить всю технологию решения конкретной задачи.
В таблице В.2 приведены операции и соответствующие им условные обозначения (используемые в таблице В.1), а также количество операций каждого вида и затраты времени на каждую операцию.
Модель проектирования организации рабочего места исходит из того, что работа - это специализированные, закрепленные за отдельным исполнителем операции. Карта организации труда разрабатывается для проектируемого рабочего места. Карта организации труда на рабочем месте для антирискового управляющего представлена в приложении В (Таблица В.3).
Как
видим, проектирование рабочего места
антирискового управляющего и организация
его труда имеют большое
Проектирование
работы предполагает получение ответа
на вопросы: что делается и как
делается. Оно включает в себя описание
содержания работы, требований к ней
и ее окружению. Определенная работа появляется
тогда, когда организация испытывает потребность
в решении какой-либо задачи. С этого момента
работа начинает создаваться, проектироваться.
Перепроектирование работы происходит,
когда руководство организации принимает
решение пересмотреть ответы на вопросы,
что и как делать.
3.2
Совершенствование технологии
Риски
воздействуют на различные стороны
работы предприятия и, как правило,
воздействие это носит
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:
- оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;
-
принять решение о том,
-
по тем рискам или той части
рисков, которые она оставляет
у себя, фирма должна разработать
программу управления ими,
Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте - ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка подобной программы на уровне предприятия должна обеспечивать такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируются высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних экономических рисков.
Разработка ПЦМ должна включать две стадии – предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы. Иными словами, цель этой стадии - изучение всей необходимой для составления ПЦМ информации.
Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.
Антирисковый менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.
Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.
Приступим к изучению первого, предварительного, этапа разработки ПЦМ и рассмотрим здесь следующие теоретические проблемы, связанные с этим этапом: цели, задачи и принципы управления рисками, риски, учитываемые в программе и процедуры управления рисками.
Цели и задачи управления рисками.
Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:
-
выявления возможных
- снижения финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.
Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.
При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.
Принципы управления рисками.
Реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ.