Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:57, курсовая работа
Современный этап развития мировой экономики характеризуется несколькими принципиально важными для курсового исследования тенденциями, обусловленными существенным усложнением процессов, протекающих в сфере материального производства:
• интеграцией производств и созданием транснациональных компаний;
• созданием финансово-промышленных объединений;
• интеграцией рынков капитала.
Развитие интеграции в производственной сфере и вызванное этим объективное усложнение производственных объектов приводят к усложнению процессов управления ими.
Каждая организация, самостоятельно осуществляющая производственную или иную коммерческую деятельность, должна обладать определенным капиталом, т.е. определенной величиной финансовых ресурсов, представляющей собой совокупность материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений и исключительных прав, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.
Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства (производственно-торгового процесса), содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов [17, с. 28].
Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
По мнению Р. Брейли и С. Майерса [3, с. 89], финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:
а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.);
б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам, доходов будущих периодов, резервов будущих платежей и расходов, кредиторской задолженности).
В современных экономических теориях бизнес рассматривается как система движения капиталов. Рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования - главные задачи организации финансов предприятия.
Собственный капитал организации как юридического лица, или обособленного хозяйствующего субъекта, в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации на правах собственности.
Собственный капитал предприятия состоит, как правило, из уставного, добавочного и резервного капитала, не распределенной прибыли прошлых лет и отчетного года. Первым по времени появления в качестве объектов учета в организациях появляется уставный капитал, порядок формирования которого зависит от организационно-правовой формы, в которой создается организация.
Ведущими западными фирмами в области управленческого консалтинга активно используются на практике и развиваются методы менеджмента, которые среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Указанный подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM-менеджмента (VBM -Value Based Management) [19, с. 12].
Управление собственным капиталом является составной частью общего процесса управления, организованного в любой коммерческой организации в целях эффективного использования финансовых ресурсов [16, с.44].
Один из элементов управления собственным капиталом - система бухгалтерского учета, которая должна отвечать современным требованиям развития экономики России и международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности.
При общности принципов управления собственным капиталом в различных формах организации бизнеса, а также в разных отраслях и сферах экономики возникают специфические особенности реализации финансовых отношений.
«…Наиболее специфичной является организация финансов акционерных обществ как структур, преобладающих в экономиках инкорпорированного вида. Здесь возникают особые отношения по процедурам эмиссии акций, формированию структуры капитала и управления им, связям с акционерами, дивидендной политике» [11].
Поэтому тема работы «Управление собственным капиталом предприятия» является актуальной.
Изменение подходов к оценке управления на основе стоимости
|
Рисунок 5. Эволюция финансовых показателей в оценке эффективности управления
Успешно зарекомендовали себя ранее и продолжают использоваться система Дюпона, известная в российской практике как факторный анализ, показатели прибыли на акцию EPS, дохода от инвестированного капитала ROI, отдачи собственного капитала ROE, доходности чистых активов RONA и другие.
Существенный недостаток многих из них заключается в ориентации на данные отчетности прошлых периодов; в ряде ситуаций они отражают интересы не владельцев, а менеджеров различных уровней. Появившиеся в середине 80-х годов прошлого века методы VBM-подхода призваны устранить эти и ряд других проблем.
Модель
экономической добавленной
В этой связи можно вывести следующее общее правило [18]:
1) Увеличение статей собственного капитала и пассива, а также уменьшение статей актива отражают прирост финансовых ресурсов.
2)
Увеличение активных статей и
снижение статей из правой
стороны баланса
Рисунок 6. Финансовые ресурсы предприятия и их изменения [17]
В соответствии с общим правилом:
3. Дивидендная политика в системе управления собственным капиталом
Понятие
«Дивидендная политика» может
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
На практике используются три подхода к формированию дивидендной политики - «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
1. Консервативный подход. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.
Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.
Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
Политика
стабильного размера
Преимуществом
этой политики является ее надежность,
которая создает чувство
Используется для минимизации риска снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.
2. Умеренный (компромиссный) подход. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности.
Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли.
3. Агрессивный подход. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли»
В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли.
Эта нестабильность «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной деятельности. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа.
Политика
постоянного возрастания
Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.
Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях).
Поэтому
осуществление такой
С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.
1.
Первоначальным этапом
2.
Выбор типа дивидендной
3.
Разработка механизма
4. Определение уровня выплат на акцию.
5. Выбор форм выплаты дивидендов.
6. Оценка эффективности дивидендной политики (коэффициент дивидендных выплат, коэффициент соотношения цены и дохода по акции, а также показатели динамики рыночной стоимости акций).
Ведение бизнеса в условиях ограниченности ресурсов требует очень взвешенного подхода к принятию решения об оптимальном соотношении нераспределенной прибыли и размера выплачиваемых дивидендов, влияющего на объемы внешнего финансирования. Именно поэтому вопрос о распределении прибыли, в частности дивидендная политика, входит, по мнению Р. Брейли и С. Майерса [3, с.478], в первую десятку нерешенных проблем теории финансов.
Несмотря на то что, процесс принятия решения по дивидендам является закрытым и регулируется внутренней управленческой политикой компании, основные подходы к формированию менеджерами компании дивидендной политики исследованы и изложены в работах целого ряда западных специалистов по корпоративным финансам. Так, американскими теоретиками, классиками корпоративных финансов, предложено несколько моделей для определения оптимальной величины выплачиваемых дивидендов: модель выплаты дивидендов по остаточному принципу, модель частичной адаптации, модель постоянной выплаты дивидендов [4-6; 8].
В основе этих моделей лежат рассуждения о том, влияет ли дивидендная политика на стоимость компании. Соответственно из гипотезы независимости стоимости компании от дивидендной политики выводится модель выплаты дивидендов по остаточному принципу. В противном случае используются две другие модели.
Стимулом,
подвигающим акционера-
Часть прибыли, остающаяся после уплаты предприятием налога на прибыль, принадлежит владельцам предприятия. Эту часть называют чистой прибылью.
Владельцы могут ежегодно изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой прибыли. Однако если собственники предприятия сочтут более выгодным для себя отказаться от своего текущего дохода в пользу еще более значительного увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию. В этом случае говорят о реинвестировании прибыли.
Богатство
собственников будет возрастать
не за счет получения ими текущих доходов,
а в результате увеличения их доли в капитале
предприятия. В свою очередь, предприятие
получает возможность расширения масштабов
своей деятельности, а, следовательно
– еще большего увеличения массы зарабатываемой
им прибыли (рисунок 7).
Информация о работе Управление собственным капитплом предприятия