Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа
В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Организация как объект управления………...………………...4
Понятие и признаки организации………..…..………...………..4
Внутренняя среда организации………………………………….7
1.3. Внешняя среда организации……….………...…………………..9
Глава 2 Процесс и методы управления организацией………………...11
2.1. Процесс управления организацией…………………………......11
2.1.1. Составляющие процесса управления……………………….12
2.1.2. Основные функции менеджмента…………………………..13
2.2. Методы управления организацией……………………………...22
2.2.1. Общенаучные методы………………….…………………...23
2.2.2. Конкретные методы……………...……………………
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет управления
Кафедра менеджмент предпринимательской деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Теория организации" на тему:
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Специальность: Менеджмент организации
Выполнил студент
Полях А.Т.
Факультет управления
Гр. 103 - О
Научный руководитель
д.э.н., проф. Нагорская М.Н.
Зав. кафедрой
Проф. Нагорская М.Н.
Симферополь 2007
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Организация как объект управления………...………………...4
1.3. Внешняя среда организации……….…
Глава 2 Процесс и методы управления организацией………………...11
2.1. Процесс управления организацией…………………………......11
2.1.1. Составляющие процесса управления……………………….12
2.1.2. Основные функции менеджмента……
2.2. Методы управления
2.2.1. Общенаучные методы………………….…………
2.2.2. Конкретные методы……………...……………
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.
Несмотря на существенные различия компаний и фирм, предприятий и организаций, всем им приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.
Таким образом, все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе столкнулись с имеющей большое значение проблемой эффективного управления.
В данной работе будут рассмотрены основные функции и методы управления организацией.
Глава 1 Организация как объект управления
1.1. Понятие и признаки организации
Организацией прежде всего называется устойчивая группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для решения своих проблем или достижения поставленных целей. [1, c.189]
В этом и состоит ее главная
функция, выполняя которую организация
преобразует с помощью
Таким образом, она может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности.
Пол организацией понимается далее процесс приведения в систему группы разрозненных элементов (людей, объектов и проч.), превращения их в единое целое.
Наконец, термином «организация»
характеризуется состояние
Расширение рыночных отношений ведет к увеличению числа организаций и усилению их роли в жизни общества. Большинство людей выступают прежде всего как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).
Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание зависит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.
Структура организации, т. е. упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой.
Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.). Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории жестких.
На производственном предприятии
техническая структура во многом
определяет профессионально-
Социальная структура организации образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельности. Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия, каналы их распределения, влияния и т. д. Все эти элементы организационной структуры являются «мягкими».
Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. [1, c. 189]
Нормативно-правовая структура
— совокупность юридических норм,
правил, требований, стандартов, необходимых
дли осуществления функций
Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям.
Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспечивает решение ими собственных задач.
В то же время достижение целей организации возможно только при наличии некоторой "критической массы" участников, объединении их сил и способностей.
Нужно иметь в виду, что
роль целей для различных
Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения.
Третий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т. д.
Четвертым признаком организации
можно считать
Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, символов, которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.
Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние.
Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, т.к. позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.
1.2. Внутренняя среда организации
Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду. [2, c. 34]
Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и проч.
Такие элементы, как существующие изначально, так и возникающие в результате управленческих решений, могут (хотя и не полностью) контролироваться и корректироваться. Рассмотрим их подробнее.
Разделением труда является качественное разграничение и обособление различных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить наиболее успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ведущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.
Горизонтальное разделение труда касается тех его видов и подвидов, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением.
Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию, т. е. подчиненность одних звеньев организации другим.
Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складывающейся, последовательной, связанной, групповой. [1, c. 194]
1. Складывающаяся технология
предполагает, что все работы
в рамках организации слабо
связаны друг с другом и
завершенность им придает
2. Последовательная технология
характеризуется тем, что
3. Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит работа над документом, который руководителем может неоднократно передаваться разным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант. Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.
Элементом внутренней среды являются отношения участников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме - отношениями силы или наоборот, партнерства.
Поскольку равновесие сил субъектов (отдельных лиц, подразделений и неформальных групп) постоянно нарушается из-за их стремления добиться превосходства и укрепить свои позиции, власть, основанная на силовых отношениях, неустойчива. Партнерские отношения, базирующиеся на осознании субъектами зависимости друг от друга, более стабильны. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие - гладиаторскую арену.
Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, т. е. совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю.
Такой порядок может формироваться стихийно, но чаще конструируется искусственно, особенно если его основы задаются технологией.
Внутренняя среда
Дифференциация означает
такое распределение работ
1.3. Внешняя среда организации
Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. [2, с. 40] Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.
На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом она полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).
Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).
Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды (например поставщики, потребители, конкуренты), с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие. Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.
К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.
Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).
Так, при стабильной среде
у организации преобладает