Управление человеком и управление группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.
Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Управление человеком
1.1. Индивидуальные особенности поведения……………………………...5
1.2.Психические процессы…………………………………………………..10
1.3. Психические состояния и свойства…………………………………….19
2. Управление группами
2.1. Понятие групп и их значимость………………………………………...27
2.2. Способы управления группами………………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………....34
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

Высшим  познавательным психическим процессом  является мышление, которое является процессом отражения, процессом  познания мира.

Мышление  всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости  его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи  и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход  событий и результаты наших собственных  действий. Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

От  наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит к числу важнейших  положительных качеств ума его  критичность и гибкость, а также  широту, глубину и быстроту мысли. К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь —  это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана  с психическими процессами. Любая  речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью  интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о  чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и  понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.

Руководитель  должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.

Эмоционально-чувственные процессы. Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции  — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних  раздражителей, проявляющиеся в  виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают  в организме как результат  подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного  или приобретенного опыта.

Эмоции  возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа определяют биологическую  значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые  действия, целесообразность которых  остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном  случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и  горе.

По  мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают  в устойчивые, более сложные и  высшие процессы — чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат  отношений человека к чему-либо и  как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют  богатство или бедность внутреннего  мира человека, его отношения и  жизненную позицию. Чувства —  результат удовлетворения человеком  определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии — это особый вид  эмоциональных переживаний, носящих  отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции  и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни  человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и  обогащает наши контакты с внешним  миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • эстетические.

1. В  нравственных чувствах отражается  общественная мораль и этика  (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

Сильным регулятором нравственного поведения  является совесть, то есть эмоционально-оценочное  отношение индивида к собственным  поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным  убеждениям вызывает состояние удовлетворенной  совести.

К нравственным категориям относят также чувство  долга, ответственности, отношение  к труду, качество труда и т.д.

2. В  поведении человека большое значение  имеют интеллектуальные чувства.  Под ними понимают эмоциональное  отношение к познанию. Эти чувства  проявляются в разнообразных  эмоциях: удивлении и недоумении, радости и восхищении, пытливости  и самомнении и т.п.

Трудовой  процесс всегда включает элементы познания, поиска новых решений и протекает  на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у одних замыслы надежно  воплощаются в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

Все это  не только логически осмысливается  людьми, но и воспринимается ими  как определенные переживания, которые  и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных ситуаций возникают многообразные человеческие эмоции: положительные и отрицательные, глубокие и поверхностные.

3. Современное  производство требует учитывать  и эстетические чувства людей.  В психических процессах возникают  и проявляются отношения к  прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Эмоционально-чувственные  процессы оказывают огромное влияние  на человека как личность и на его  социальную роль в обществе. "Первоначальная причина всякого поступка, - писал  И.М. Сеченов, - лежит всегда во внешнем  чувственном возбуждении, потому что  без него никакая мысль невозможна".

Волевые процессы. Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность  и стремление человека совершать  преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим  поведением.

Воля  — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее  звено между сознанием, с одной  стороны, и действием — с другой.

Воля  — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля  — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля  должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется  усилие человека, напряжение психики  и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные  силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и  проявления стремления к ее достижению.

Воля  человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек  сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень  развития воли определяет, насколько  человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля  правит человеком. В зависимости  от того, какой степени волевые  усилия затрачивает человек при  достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три основных момента:

  • выбор цели;
  • составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;
  • выполнение самого действия.

Побуждением волевого действия могут быть как  собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход  к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые  препятствия.

К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство  и другие.

Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

  • одни ждут указаний что и как делать;
  • другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

Автономность  волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

Но  еще труднее, если в коллективе имеется  группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость  и негативизм. Они не могут подчинять  свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

Жизнь постоянно ставит перед человеком  множество задач, которые требуют  своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность — это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково  упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение  до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные  внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

В отличие  от настойчивости человек может  проявлять отрицательное качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

Нормальная  система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных  процессов возбуждения и торможения).

Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые  приобретаются в первую очередь  самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка.

Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно  тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:

  • начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;
  • чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);
  • трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;
  • принятое решение должно быть исполнено до конца;
  • отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели;
  • соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;
  • систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;
  • успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;
  • для воспитания воли важно самовнушение.

Информация о работе Управление человеком и управление группой