Управление человеком и управление группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.
Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Управление человеком
1.1. Индивидуальные особенности поведения……………………………...5
1.2.Психические процессы…………………………………………………..10
1.3. Психические состояния и свойства…………………………………….19
2. Управление группами
2.1. Понятие групп и их значимость………………………………………...27
2.2. Способы управления группами………………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………....34
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

Постоянное  воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования  личности для достижения цели.

 

1.3 Психические состояния и свойства

 

Состояние психики человека (психическое состояние) можно характеризовать совокупностью  психических процессов, которые  имеют место в некоторый момент времени. Говорят о состоянии  умственной деятельности, о различных  настроениях, о мобилизации или  расслаблении воли, о поведении и  действиях человека.

Психические состояния энергетически мобилизуют и активизируют организм для действий, соответствующих этим состояниям. Наиболее эффективным влиянием на поведение  человека будет такое, когда оно  воздействует комплексно: на сознание, на чувства и на волю человека одновременно.

Рассмотрим  такие важнейшие состояния психики, как внимание, вдохновение и дисциплинированность.

1. Сосредоточенность  и направленность психической  деятельности человека (мыслей, зрения  и слуха) на определенный объект  называют вниманием. Характеристики внимания: устойчивость, объем, распределенность, возможность переключения. Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) сосредоточение внимания на каком-либо объекте. Внимания требует самая разнообразная деятельность человека. Это важнейшее состояние психики, которое способствует успехам во всех видах деятельности.

2. Психическое  состояние, при котором благоприятно  сочетаются и эффективно протекают  познавательные, эмоциональные и  волевые процессы называется вдохновением. Благодаря вдохновению наиболее успешно протекает мыслительная деятельность и волевая активность человека. Вдохновение способствует подъему работоспособности и ослаблению чувства усталости; человек испытывает при этом большое чувство радости. Такое состояние облегчает труд и делает его жизненно важной потребностью.

3. Дисциплинированность определяется сознательным подчинением своего поведения сложившимся в обществе законам, правилам, нормам морали. Состояние дисциплинированности способствует благоприятному протеканию психических процессов. На это состояние основное влияние оказывают волевые качества, но оно несет на себе следы познавательных и эмоционально-чувственных процессов (уровень знаний, чувство долга и другие качества).

Но  не всегда условия труда складываются благоприятно. Актуальны и другие состояния: эмоциональная депрессия, растерянность, отчаяние, печаль, аффект и другие. Настроения людей (состояния  радости, воодушевления, веселья или  повышенной возбужденности, нервозности, раздражительности и прочие) оказывают  сильное влияние на работоспособность  людей.

Практика  управления дает, к сожалению, немало примеров, когда служебные вопросы  решаются в состоянии повышенного  эмоционального напряжения, а то и  взрыва.

Психические свойства. Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество).

Психические свойства не являются чем-то раз и  навсегда данным человеку при его  рождении. Они могут изменяться и  развиваться, пока человек живет  и совершенствуется.

К основным психическим свойствам относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.

Типы темпераментов. Нервная система человека может характеризоваться свойствами: интенсивности (силы), подвижности (динамики) и управляемости. Индивидуальные свойства человека, определяющие особенности протекания его психических процессов и поведения, называют темпераментом.

Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обу словленная совокупность динамических проявлений психики. Он определяется способностями возбуждения и торможения психических процессов и их соотношениями.

Термин "темперамент" был введен еще  в Древней Греции. С тех пор  человечество знакомо с четырьмя типами темперамента.

Известны  описания различных типов темпераментов.

• Холерик — это явно боевой тип, задорный, быстрый, порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому.

• Сангвиник — активный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть имеется постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Инициативен, но в решениях часто несобран.

• Флегматик — спокойный, всегда ровный со слабым выражением чувств, настойчивый и упорный труженик жизни. Эмоции слабо выражены и устойчивы. Осторожен, рассудителен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

• Меланхолик — это явно тормозной тип нервной системы. Все эмоции внутри, это, как правило, его переживания. Из-за повышенной впечатлительности каждое явление жизни становится тормозящим его агентом; раз он ни во что не верит, ни на что не надеется — во всем видит и ожидает только плохое и опасное. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях.

Тип нервной  системы, а значит, и темперамент, - врожденное свойство, которое, однако, может меняться в зависимости  от условий жизни. Нет ярко выраженных чистых темпераментов. Есть лица, у  которых преобладает определенный темперамент, но им присущи и черты  другого темперамента. Но нельзя темперамент  изменить на противоположный. Нельзя говорить о "плохих" и "хороших" темпераментах, а вести речь можно лишь о существовании разных способов поведения и деятельности.

Оценка  людей по типам темперамента дает в руки руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения  эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и блокировать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать  тактичностью и сдержанностью. Инерции  флегматика лучше всего противопоставить активность. А эмоциональность и  пессимизм меланхолика можно  нейтрализовать оптимистичностью.

Рассмотрим, как выполняется задание по разработке документа людьми различного типа темпераментов. Психологами замечено следующее. Меланхолики  при составлении какой-либо деловой  бумаги тратят много времени на обработку  черновиков, их проверку и исправление. Сангвиники, наоборот, пишут черновики  сокращенно или вовсе их не пишут. Холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки. Флегматики могут не замечать течение времени  и запаздывать с завершением  задания.

Все это  нацеливает руководителя на учет индивидуально-психологических  особенностей своих подчиненных, то есть осуществлять индивидуальный подход.

Способности

Способности — это совокупность таких психических  свойств, которые характеризуются  скоростью и результативностью  овладения той или иной деятельностью. Особенно заметно способности обнаруживаются в склонностях к определенному виду деятельности, в темпах овладения ею, в количестве и качестве результатов труда и в их оригинальности (техническое воображение для конструктора; музыкальный слух для музыканта и т.п.)

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью, а высокая степень одаренности - талантом.

Различают способности общие и специальные.

К общим способностям относят такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, рассудительность.

К специальным — свойства памяти, имеющие значение для определенного вида деятельности. Например, математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу), изобразительные способности (чувство пропорции, ритма), организаторские и т.п.

Общие и специальные способности взаимосвязаны. Они образуют единую систему —  психику личности.

Способности не являются врожденными. Врожденными  признаются лишь задатки или так  называемые анатомо-физиологические  особенности организма. Сами же способности  складываются лишь в процессе овладения  той деятельностью, для которой  данная способность необходима. Проблема способностей — проблема индивидуального  развития. Определяющее значение для  способностей имеют условия жизни  человека и его взаимоотношение  с окружающим миром.

Способности формируются на базе тех или иных особенностей познавательных процессов  и включают также эмоциональные  и волевые качества (чувства, старание, сосредоточенность, склонность и т.п.).

Проблема  способностей — проблема индивидуального  развития. Это развитие должно учитываться  в профориентации, при определении  выполняемых функций.

Всякая  деятельность предъявляет многосторонние требования к человеку. Например, способность  к организаторской деятельности представляет собой совокупность определенных интеллектуальных и эмоционально-волевых  свойств. Талантливый организатор  наблюдателен, быстро и точно ориентируется  в обстановке и прежде всего в  людях, умеет найти для каждого  его дело и место. Человек, способный  к организаторской деятельности, обладает решительностью и твердостью, необходимыми для достижения целей управления, и рядом других свойств.

Способности обнаруживаются, проявляются и развиваются  в процессе соответствующей деятельности. Поэтому они органически связаны  со знаниями, умением, навыками и привычками человека. С другой стороны, приобретение знаний, формирование умения и овладение  навыками зависят от наличия способностей.

Обычно  в системе приобретения опыта  любой человек может овладеть минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими  с разным темпом и качеством. Там, где один "все схватывает на лету", другой тратит много сил. Один достигает  высокого мастерства, другой едва дотягивает до уровня "середнячка".

Многосторонняя  деятельность фирмы всегда требует  большого разнообразия способностей. Совокупность способностей - это огромный и важный потенциал фирмы. Его  развитие и рациональное использование  являются залогом успеха в решении  экономических и организационных  задач управления.

Направленность

Важнейшим психическим свойством, характеризующим  человека, является направленность его  деятельности и поведения.

Направленность  определяет цели, которые ставит перед  собой человек, стремления, которые  ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует, интересы, которыми он руководствуется в своей  деятельности.

Направленность  человека во многом определяет его  поведение, его образ жизни. В  основе направленности лежат потребности, удовлетворение которых связывается  с различными эмоциями.

Характер

Характер (греч. "отличительная черта", "признак") — одно из главных психических свойств человека.

Характер — это совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых психических состояний и свойств человека, типичных для него и систематически проявляющихся в его действиях и поступках.

Для описания характера конкретного человека можно воспользоваться следующими полярными характерологическими чертами (психическими образованиями):

принципиальность - беспринципность;

организованность - беспорядочность;

самокритичность - несамокритичность;

переоценка  своих сил - недооценка;

бережливость - расточительность;

доверчивость - подозрительность;

непринужденность - скованность;

тактичность - бестактность;

трудолюбие - лень;

уверенность - неуверенность;

аккуратность - неряшливость;

отзывчивость - равнодушие;

Характер  — результат пройденного человеком  жизненного пути, влияющий и на дальнейшую жизнь в той мере, в какой  она зависит от него самого.

Характер  человека — это его судьба. Он определяет линию поведения человека, его отношение к делу и к  вещам, к другим людям и к самому себе.

Несмотря  на многообразие индивидуальных черт характера, между ними существует некоторая  общность, которая позволяет разделить  их на следующие группы:

1. Общие  черты характера (принципиальность, честность, целеустремленность и  т.д.).

2. Отношение  к труду (трудолюбие, лень и  т.д.).

3. Отношение  к другим людям (общительность,  замкнутость и т.д.).

4. Отношение  к себе (скромность, самомнение и  т.д.).

Отношение к людям. В отношении к людям  проявляются такие черты характера, как общительность, тактичность, вежливость. В противоположность им выступают  грубость, зависть, стремление переложить работу на других. Такие люди, как  правило, постоянно недовольны, противопоставляют  себя коллективу, критически настроены.

Информация о работе Управление человеком и управление группой