Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Краткое описание
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. В самом деле, одной из первейших целей Веберовской бюрократии и административной, школы в теории управления было устранение условий, способствовавших возникновению конфликта.
Содержание
ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………5 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ…………………………15 ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ………………………….19 УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ………………………………………….24 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ……………………………………….29 ПРИРОДА СТРЕССА………………………………………………………33 Заключение ………………………………………………………………….39 Литература…………………………………………………………………….41
Определенные типы
организационных структур также увеличивают
возможность конфликта. Такая возможность
возрастает при матричной структуре организации,
где умышленно нарушается принцип единоначалия.
Возможность конфликта также велика в
функциональных структурах, поскольку
каждая крупная функция уделяет внимание
в основном своей собственной области
специализации. В организациях, где основой
организационной схемы являются отделы
(по каким бы признакам они ни создавались:
продуктовому, потребительскому или территориальному),
руководители взаимозависимых подразделений
подчиняются одному общему начальству
более высокого уровня, тем самым уменьшая
возможность конфликта, который возникает
по чисто структурным причинам.
РАЗЛИЧИЯ В ЦЕЛЯХ. Возможность
конфликта увеличивается по мере того,
как организации становятся более специализированными
и разбиваются на подразделения. Это происходит
потому, что специализированные подразделения
сами формулируют свои цели и могут уделять
большее внимание их достижению, чем целей
всей организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной продукции
и ее разновидностей, потому что это повышает
их конкурентоспособность и увеличивает
объемы сбыта. Однако, цели производственного
подразделения, выраженные в категориях
затраты-эффективность выполнить легче,
если номенклатура продукции менее разнообразна.
Аналогичным образом, отдел снабжения
может захотеть закупить большие объемы
сырья и материалов, чтобы снизить среднюю
себестоимость единицы продукции. С другой
стороны, финансовый отдел может захотеть
воспользоваться деньгами, взятыми под
товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий
доход на инвестированный капитал.
РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
И ЦЕННОСТЯХ. Представление о какой-то
ситуации зависит от желания достигнуть
определенной цели. Вместо того, чтобы
объективно оценить ситуацию, люди могут
рассматривать только те взгляды, альтернативы
и аспекты ситуации, которые, по их мнению,
благоприятны для их группы и личных потребностей.
Эта тенденция была выявлена в исследовании,
где руководителей отдела сбыта, кадровой
службы и службы связи с клиентами попросили
решить одну проблему. И каждый считал,
что с проблемой может справиться только
его функциональное подразделение.
Различия в ценностях
— весьма распространенная причина конфликта.
Например, подчиненный может считать,
что всегда имеет право на выражение своего
мнения, в то время как руководитель может
полагать, что подчиненный имеет право
выражать свое мнение только тоща, когда
его спрашивают, и беспрекословно делать
то, что ему говорят. Высокообразованный
персонал отдела исследований и разработок
ценит свободу и независимость. Если же
их начальник считает необходимым пристально
следить за работой своих подчиненных, различия
в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.
Конфликты часто возникают в университетах
между факультетами, ориентированными
на образование (бизнес и техника). Конфликты
также часто зарождаются в организациях
здравоохранения между административным
персоналом, который стремится к эффективности
и рентабельности, и медицинским персоналом,
для которого большей ценностью является
качество оказываемой больным помощи.
РАЗЛИЧИЯ В МАНЕРЕ
ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ. Эти различия
также могут увеличить возможность возникновения
конфликта. Вам, конечно, встречались люди,
которые постоянно проявляют агрессивность
и враждебность и которые готовы оспаривать
каждое слово. И вот такие ершистые личности
создают вокруг себя атмосферу, чреватую
конфликтом. Исследования показывают,
что люди с чертами характера, которые
делают их в высшей степени авторитарными,
догматичными, безразличными к такому
понятию как самоуважение, скорее вступают
в конфликт. Другие исследования показали,
что различия в жизненном опыте, ценностях,
образовании, стаже, возрасте и социальных
характеристиках уменьшают степень взаимопонимания
и сотрудничества между представителями
различных подразделений.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАЦИИ. Плохая передача информации
является как причиной, так и следствием
конфликта. Она может действовать как
катализатор конфликта, мешая отдельным
работникам или группе понять ситуацию
или точки зрения других. Если руководство
не может довести до сведения подчиненных,
что новая схема оплаты труда, увязанная
с производительностью, призвана не «выжимать
соки» из рабочих, а увеличить прибыль
компании и се положение среди конкурентов,
подчиненные могут отреагировать таким
образом, что замедлят темп работы. Другие
распространенные проблемы передачи информации,
вызывающие конфликт, — неоднозначные
критерии качества, неспособность точно
определить должностные обязанности и
функции всех сотрудников и подразделений,
а также предъявление взаимоисключающих
требований к работе. Эти проблемы могут
возникать или усугубляться из-за неспособности
руководителей разработать и довести
до сведения подчиненных точное описание
должностных обязанностей Модель процесса
конфликта
представляет
модель конфликта как процесса.
Из нее видно, что существование
одного или более источников
конфликта увеличивает возможность
возникновения конфликтной ситуации
в процессе управления. Однако, даже
и при большей возможности возникновения
конфликта, стороны могут не захотеть
реагировать так, чтобы и дальше усугублять
ситуацию. Одна группа исследователей
обнаружила, что люди не всегда реагируют
на конфликтные ситуации, которые влекут
за собой малые потери или которые они
считают малоопасными. Другими словами,
иногда люди понимают, что потенциальные
выгоды участия в конфликте не стоят затрат.
Их отношение к этой ситуации выражается
следующим: «На этот раз я разрешу ему
поступить по-своему».
Однако, во многих ситуациях
человек будет реагировать так, чтобы
не дать другому добиться желаемой цели.
Настоящий конфликт часто проявляется
при попытке убедить другую сторону или
нейтрального посредника, что «вот почему
он не прав, а моя-то точка зрения правильная».
Человек может попытаться убедить других
принять его точку зрения или заблокировать
чужую с помощью первичных средств влияния,
таких как принуждение, вознаграждение,
традиция, экспертные оценки, харизма,
убеждения или участие.
Рис. 18.2. Модель конфликта
как процесса.
Следующая стадия конфликта
как процесса — это управление им. Далее
мы обсудим несколько способов управления
конфликтом. В зависимости от того, насколько
эффективным будет управление конфликтом,
его последствия станут функциональными
или дисфункциональными, что, в свою очередь,
повлияет на возможность будущих конфликтов:
устранит причины конфликтов или создаст
их.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
КОНФЛИКТА. Имеется семь функциональных
последствий конфликта. Одно из них заключается
в том, что проблема может быть решена
таким путем, который приемлем для всех
сторон, и в результате люди больше будут
чувствовать свою причастность к решению
этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит
к минимуму или совсем устраняет трудности
в осуществлении решений — враждебность,
несправедливость и вынужденность поступать
против воли. Другое функциональное последствие
состоит в том, что стороны будут больше
расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму
в будущих ситуациях, возможно, чреватых
конфликтом.
Конфликт может также
уменьшить возможности группового мышления
и синдрома покорности, когда подчиненные
не высказывают идей, которые, как они
считают, противоречат идеям их руководителей.
Это может улучшить качество процесса
принятия решений, так как дополнительные
идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему
ее пониманию; симптомы отделяются от
причин и разрабатываются добавочные
альтернативы и критерии их оценки. Через
конфликт члены группы могут проработать
возможные проблемы в исполнении еще до
того, как решение начнет выполняться.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Если не найти
эффективного способа управления конфликтом,
могут образоваться следующие дисфункциональные
последствия, т.е. условия, которые мешают
достижению целей.
1. Неудовлетворенность,
плохое состояние духа, рост текучести
кадров и снижение производительности.
2. Меньшая степень
сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность
своей группе и больше непродуктивной
конкуренции с другими группами
организации.
4. Представление
о другой стороне как о «враге»;
представление о своих целях
как о положительных, а о целях
другой стороны как об отрицательных.
5. Сворачивание
взаимодействия и общения между
конфликтующими сторонами.
6. Увеличение враждебности
между конфликтующими сторонами
по мере уменьшения взаимодействия
и общения.
7. Смещение акцента:
придание большего значения «победе»
в конфликте, чем решению реальной
проблемы.
УПРАВЛЕНИЕ
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Существуют несколько
эффективных способов управления конфликтной
ситуацией. Их можно разделить на две категории:
структурные и межличностные.
Структурные методы
ЧЕТЫРЕ СТРУКТУРНЫХ
МЕТОДА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА — это разъяснение
требований к работе, использование координационных
и интеграционных механизмов, установление
общеорганизационных комплексных целей
и использование системы вознаграждений.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
К РАБОТЕ. Одним из лучших методов управления,
предотвращающих дисфункциональный конфликт,
— разъяснение того, какие результаты
ожидаются от каждого сотрудника в подразделения.
Здесь должны быть упомянуты такие параметры
как уровень результатов, который должен
быть достигнут, кто предоставляет и кто
получает различную информацию, система
полномочий и ответственности, а также
четко определены политика, процедуры
и правила.
КООРДИНАЦИОННЫЕ И
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Еще один метод
управления конфликтной ситуацией — это
применение координационного механизма.
Один из самых распространенных механизмов
— цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер
и представители административной школы,
установление иерархии полномочий упорядочивает
взаимодействие людей, принятие решений
и информационные потоки внутри организации.
Если два или более подчиненных имеют
разногласия по какому-то вопросу, конфликта
можно избежать, обратившись к их общему
начальнику, предлагая ему принять решение.
Принцип единоначалия облегчает использование
иерархии для управления конфликтной
ситуацией, так как подчиненный прекрасно
знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной
ситуацией очень полезны средства интеграции,
которые обсуждались в гл. 12, такие как
управленческая иерархия, использование
служб, осуществляющих связь между функциями,
межфункциональные группы, целевые группы
и межотдельские совещания. Исследования
показали, что организации, которые поддерживали
нужный для них уровень интеграции, добились
большей эффективности, чем те, которые
не сделали этого. Например, компания,
где назрел конфликт между взаимозависимыми
подразделениями — отделом сбыта и производственным
отделом — сумели разрешить проблему,
создав промежуточную службу, координирующую
объемы заказов и продаж. Эта служба осуществляла
связь между отделом сбыта и производством
и решала такие вопросы, как требования
к сбыту, загрузка производственных мощностей,
ценообразование и графики поставок.
ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление общеорганизационных
комплексных целей — еще один структурный
метод управления конфликтной ситуацией.
Эффективное осуществление этих целей
требует совместных усилий двух или более
сотрудников, групп или отделов. Идея,
которая заложена в эти высшие цели —
направить усилия всех участников на достижение
общей цели.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения можно
использовать как метод управления конфликтной
ситуацией, оказывая влияние на поведение
людей, чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим группам
организации и стараются подойти к решению
проблемы комплексно, должны вознаграждаться
благодарностью, премией, признанием или
повышением по службе. Не менее важно,
чтобы система вознаграждений не поощряла
неконструктивное поведение отдельных
лиц или групп.
Межличностные
стили разрешения конфликтов
Известны пять основных
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СТИЛЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ:
уклонение, сглаживание, принуждение,
компромисс и решение проблемы.
УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль
подразумевает, что человек старается
уйти от конфликта. Как отмечают Роберт
Блэйк и Джейн Мутон, один из способов
разрешения конфликта — это «не попадать
в ситуации, которые провоцируют возникновение
противоречий, не вступать в обсуждение
вопросов, чреватых разногласиями. Тогда
не придется приходить в возбужденное
состояние, пусть даже и занимаясь решением
проблемы».
СГЛАЖИВАНИЕ. Этот
стиль характеризуется поведением, которое
диктуется убеждением, что не стоит сердиться,
потому что «мы все — одна счастливая
команда, и не следует раскачивать лодку».
«Сглаживатель» старается не выпустить
наружу признаки конфликта и ожесточенности,
апеллируя к потребности в солидарности.
К сожалению, совсем забывают про проблему,
лежащую в основе конфликта. Блэйк и Мутон
отмечают: «Можно погасить стремление
к конфликту у другого человека, повторяя:
«Это не имеет большого значения. Подумай
о том хорошем, что проявилось здесь сегодня».
В результате может наступить мир, гармония
и тепло, но проблема останется. Больше
не существует возможности для проявления
эмоций, но они живут внутри и накапливаются.
Становится очевидным общее беспокойство,
растет вероятность того, что в конечном
счете произойдет взрыв».
ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках
этого стиля превалируют попытки заставить
принять свою точку зрения любой ценой.
Тот, кто пытается это сделать, не интересуется
мнением других. Лицо, использующее такой
стиль, обычно ведет себя агрессивно, и
для влияния на других использует власть
путем принуждения. Согласно Блэйку и
Мутон, «конфликт можно взять под контроль,
показав, что обладаешь самой сильной
властью, подавляя своего противника,
вырывая у него уступку по праву начальника».
Этот стиль принуждения может быть эффективным
в ситуациях, где руководитель имеет значительную
власть над подчиненными. Недостаток этого
стиля заключается в том, что он подавляет
инициативу подчиненных, создает большую
вероятность того, что будут учтены не
все важные факторы, поскольку представлена
лишь одна точка зрения. Он может вызвать
возмущение, особенно у более молодого
и более образованного персонала.