Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:52, реферат

Краткое описание

Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев – менеджеров или социальных менеджеров. Представляется, что мы имеем все основания называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и хозяйственными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

– изменения традиционной административной структуры и поочередной поставке жертвенных животных для центральных храмов;

– привлечении общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство при необходимости.

И, наконец, необходимо отметить еще одно обстоятельство: бюрократическая власть была распространена и на общинников. Это означает, что Гудеа практически завершил процесс создания государства, так как подчинил власти всех коренных жителей своего государственного объединения.

Интересный  способ выхода из кризиса продемонстрировала месопотамская цивилизация в  старовавилонский период истории (20-17вв. до н.э.), когда в результате длительных войн основа месопотамской цивилизации – ирригационная система – приходила в упадок. Все это болезненно отозвалось и на государственном и на частных хозяйствах, но последние, будучи примитивно организованными, возрождались легче.

По  мнению Дениса Шевчука, государство  предоставило возможность восстановления хозяйства инициативным предпринимателям, готовым вложить свою энергию  в небольшие хозяйства и предприятия. Значительная часть государственных  земель, ремесленных мастерских торговых предприятий перешли под контроль частных лиц; даже распределение  жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Многие виды налогов  также, вероятно, отдавались на откуп  частным лицам. Все эти меры оказали  многостороннее воздействие на процессы и механизм национального хозяйства. Бурная хозяйственная жизнь, возросшая  безопасность в едином централизованном государстве влекли в него множество  переселенцев из ближайшего окружающего  мира, что обеспечивало приток созидательной  энергии, материальных средств и  дешевой рабочей силы. И как  следствие, в рассматриваемый период наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли  хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших  урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур.

В значительной степени это достигалось  за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники  обязаны были строго наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Важным своим деянием вавилонский  царь считал проведение грандиозного канала, названного “Рекой Хаммурапи”, о котором говорилось, что это  “богатство народа”, приносящее “изобилие  воды Шумеру и Аккаду”.Развивалось в крупных масштабах и скотоводство, существовали стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался внаем для работы на поле, гумне, перевозки тяжестей. Ремесло представлено самыми разными профессиями. Для оплаты труда ремесленников была установлена твердая плата, а также строгая ответственность за сделанную работу.

В древней Месопотамии наряду с  “великими организациями” (дворцом  и храмом) имелись и профессиональные ассоциации: объединения торговцев  и ремесленников, строившиеся по типу гильдий, а также профессиональные группы предсказателей и высококвалифицированных  специалистов по изгнанию злых духов.

Значительный  вклад в развитие практики и теории управления внесли египтяне. Пути становления государственности и образования национального хозяйства в долине Нила отличались от тех, что имели место в Месопотамии. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей был длительным и охватывал, по-видимому, целиком все IV тысячелетие до н.э. Могучий Нил не только поил, но и удобрял своим илом прибрежную почву. Но прежде чем река стала основой земледелия, она была освоена человеком, который своим трудом упорядочил огромные импульсивные и потому разрушительные энергии природы. Без соответствующей организации, без труда человека, без искусственного орошения и осушения этот огромный регион оставался бы низиной среди песка и камня.

В обществе, где главной целью был  порядок, и где были высочайшая централизация  и тотальный контроль, а также  высокая степень регламентации  общественной жизни и, соответственно, существовал огромный управленческий аппарат. Египтяне разработали экстенсивные ирригационные проекты как дополнение к наводнениям Нила, и их инженерное искусство в пирамидах и каналах  намного превосходило все то, что  греки и римляне делали ранее.

В многоступенчатой пирамиде социального  и хозяйственного управление Египта особо следует выделить самый  многочисленный слой профессиональных менеджеров – писцов, которые от имени фараона тщательно следили  за движением всех материальных ценностей, формированием и расходованием  бюджета государства, периодически производили переписи населения, перераспределяли простых людей по профессиям. Для  египетского менеджмента уже  на ранней стадии его развития характерна специализация как по видам работ, так и по отдельным направлениям, которые сегодня мы называем функциями менеджмента. Многочисленный штат различного рода служащих: писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых “домоуправителем”, который осуществлял общее руководство всей хозяйственной жизнью, организовывал и контролировал труд многочисленных работников. Это было начало рождения функций современного бизнеса.

Главным менеджером, от которого зависела судьба всей цивилизации был фараон, получавший хорошее профессиональное управленческое образование с ранних лет в семье. Имеются случаи, когда в десятилетнем возрасте они принимали на себя ношу управления страной. Фараон делегировал часть своих полномочий своему первому помощнику – чати. Под чати была создана сложная бюрократическая система: для измерения уровня реки, от которой зависела вся экономика, прогнозирование урожая зерна и доходов, размещения этих доходов по различным подразделениям государства, наблюдением за всей промышленностью и торговлей. Здесь применялись некоторые довольно успешные методы (для того времени): управление с помощью прогнозирования, планирование работ, разделение работ между различными людьми и управлениями, образование профессионального администратора для координации и контроля. Немалое значение придавалась мотивации работников.

Характерной формой организации труда в полеводстве  в период Древнего царства были рабочие  отряды. Эти труженики были лишены собственности на орудия и средства производства. Они получали довольствие  из вельможных складов и производств. Работникам вменялось в обязанность  выполнение определенного урока  на хозяйство, которому они были подчинены; произведенное сверх урока могло  поступать в их пользу с правом распоряжаться этой долей продукта.

История Египта и сохранившиеся письменные источники дают нам возможность  увидеть на практике действие механизма  развития национального хозяйства  и управления им. Мы живем сегодня  в обстановке глубокого экономического кризиса или, если говорить точнее, структурного кризиса общества. Его  основной чертой является хаос. Здесь же можно отметить, что понятие хаоса как совокупности разнонаправленных и быстротекущих процессов в экономике является одним из наиболее часто анализируемых в современной теории менеджмента. Египет дает возможность увидеть хаос в действии, понять его причины, направление развития и последствия.

Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный, охватывающий предположительно почти четверть тысячелетия  так называемый Переходный период –  время раздробленности и больших  социальных потрясений, время ожесточенной внутренней борьбы за новое объединение  страны. Именно здесь, по-видимому, нужно  искать истоки существенных отличий  Среднеегипетского государства  от минувшей эпохи Древнего царства. Распад единого государства, стремление номов к экономической и политической обособленности, их соперничество, борьба друг с другом пагубно отразились на всей экономической структуре  страны, на единой ирригационной системе  – основе хозяйственного благополучия Египта, что привело к голоду и  социальным потрясениям. Внутренняя борьба усугубляет и без того тяжелое  положение Египта – гибель и разорение  несут с собой непрекращающиеся раздоры между враждующими номами.

Египетские  источники передают весь ужас того времени в понимании современников  и их потомков. Как видим, переходный период есть то, что сегодня мы называем хаосом, смутным временем. Этот хаос был не только разрушительным, болезненным, но и создал благоприятную почву  для нововведений. Когда в тяжелых  условиях людям ничего не остается ничего кроме как надеяться на себя, они активизируют поиск путей  выживания, находят новые решения.

За  время Переходного периода в  условиях крушения единого управления ирригационными системами наблюдается  значительное повышение местной  инициативы. Именно в это время  появляется более удобный плуг, позволяющий  облегчить пахоту и улучшить качество обработки почвы; и в земледелии, и в ремесленном производстве возникает много новых орудий труда. Их изобретают порой в очень отдаленных друг от друга номах; постепенно они распространяются по всей стране в результате расширения внутреннего обмена; усовершенствуются старые орудия. К концу периода египтяне впервые начинают применять бронзу (сплав меди и олова); правда, и позже основным металлом в производстве по-прежнему остается чистая” медь. В животноводстве появляется новая, более продуктивная порода крупного рогатого скота, со временем полностью заменившая прежнюю длиннорогую породу. Прогресс стимулировался попытками номов высвободить возможно больше свободных рук, призванных возместить в какой-то степени урон, связанный с нарушением единой для всей страны хозяйственной организации. Все новое в производстве затем закрепляется и развивается в рамках единого среднеегипетского государства.

Внутренний  обмен в Египте Переходного периода  возрос, хотя, казалось бы, условия были неблагоприятными. Это произошло  в связи с упадком самодовлеющих  хозяйств столичной знати эпохи Древнего царства и возрастанием роли в жизни страны небольших хозяйств. Владельцы этих хозяйств в свое время, возможно, стали опорой монархов в их борьбе с царями, а затем выдвинулись на службе у многочисленных независимых правителей областей в Переходный период. Круг лиц, получавших за свою службу в административном аппарате, при дворе, в войске соответствующее их должностному положению материальное обеспечение, значительно возрос. Естественно, что многочисленные мелкие и средние хозяйства новых должностных лиц местной и центральной администрации не обладали производственными возможностями прежних больших вельможных хозяйств, способных производить все необходимые орудия, изделия и продукты в своей среде. Восполнить этот недостаток можно было только определенной специализацией производства в мелких и средних хозяйствах, что и способствовало возникновению интенсивного обмена между ними, который остался характерным и для всей эпохи Среднего царства.

Отметим один интересный с точки зрения управления момент. Имеется ввиду проведение ирригационных работ в Фаюмском оазисе и дельте Нила. Историки признают, что, скорее всего, стремление новой центральной власти материально обеспечить большой круг нового чиновничества и явилось одной из побудительных причин грандиозного ирригационного строительства в районе Файюмского оазиса. Это привело к значительному увеличению фонда пахотной земли в стране. Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Иттауи (“соединяющий обе земли”), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства. Характерно, что освоенные теперь земли находились в непосредственной близости от новой египетской столицы, местопребывания царского двора. И все эти большие исключительно благоприятные для национального хозяйства и египетского общества в целом изменения явились результатом одного единственного правильно выбранного проекта. Вот, что значит найти тот стержневой, ключевой объект в развитии хозяйства. Древнее египетское общество обогатило теорию управления и многими другими находками, среди которых можно выделить определение таких функций менеджмента как планирование, организация и контроль, осознание преимуществ централизации и делегирования полномочий, направленность на совместный поиск решений и достижения компромисса в конфликтных ситуациях. Предметом гордости архива ООН является копия мирного договора заключенного Рамзесом II и хетским царем Хаттусили в 1280 году до нашей эры.

Приблизительно  в тот же период, что и в Египте, основные функции и принципы менеджмента  были поняты в древнем Китае. Наряду с признанием необходимости планирования, организации, распорядительства и контроля, китайцы выделили принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из основных инструментов воздействие на все стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Таким образом, они начали специализированную подготовку социальных и хозяйственных менеджеров за два тысячелетия до появления современного менеджмента.

История Древнего Китая дает много ценного  материала как для теоретического обобщения, так и практического применения. Возьмем, например ситуацию, которая сложилась к началу VI века до нашей эры, когда в результате децентрализации страна оказалась разделенной на множество царств. Дезорганизация всей общественной жизни, вызванная децентрализацией периода “множества царств” и усилившаяся в период “воюющих царств” была использована для экспериментирования в поиске новых общественных структур, новой организации национального хозяйства.

Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайская философия родилась в  середине первого тысячелетия до нашей эры в стремлении найти  ответ на жизненно важный вопрос об организации общества. В обсуждении проблем управления обществом родились такие философские школы как  легизм, модизм, даосизм, конфуцианство. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным, на наш взгляд, является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению проблемы. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжение ряда веков, весьма сильно повлияла на современное им китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.

В это же время была введена система  рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а  за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги. Обратим внимание на это решение, имеющее отношение к такому сегодняшнему явлению как взяточничество. Шан ян, исходивший из признания злой природы человека нашел неординарный способ легального решения проблемы и показал, что легальное решение, в отличие от нелегального может быть выгодным обществу.

Информация о работе Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока