Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1УПРАВЛЕНЧЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.1 Понятие управленческих решений 6
1.2 Рольуправленческих решений 9
1.3 Виды управленческих решений 10

2 СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 Принятие решений и менеджмент 15
2.2 Особенности управленческих решений на малых
предприятиях 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

- хранение данных и информации в унифицированных форматах, пригодных для дальнейшего анализа, синтеза и представления, включая модели "что, если?";

- анализ и синтез финансовой и экономической информации, моделирование состояний, процессов и условий;

- представление информации в виде диаграмм, графиков географических карт в форме, интуитивно понятном и удобном руководству для выработки решений.

Таким образом, целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе оперативного стратегического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей. Это подразумевает постоянное проведение прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, предоставляемых продуктов и услуг, обслуживаемых клиентов, состояния рынков и условий конкуренции на них.

 

 

    1. Виды управленческих  решений

 

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:

Т а б л и ц  а 1. Классификация управленческих решений

 

Классификационный

признак

Группы

Управленческих  решений

Степень повторяемости

проблемы

 

Традиционные                    Нетипичные

Значимость  цели

Стратегические                   Тактические

Сфера воздействия

Глобальные                         Локальные

Длительность  реализации

Долгосрочные                     Краткосрочные

Прогнозируемые  последствия

решения

 

Корректируемые               Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные            Неформализованные

Количество  критериев выбора

Однокритериальные         Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные                    Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные        Недокументированные

Характер использованной

Информации

Детерминированные        Вероятностные


 

Рассмотрим  её более  подробно.

  • Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
  • Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
  • Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
  • Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты, осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
  • Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе  их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
  • Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.

Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие  правила, инструкции и нормативы.

В то же время  в процессе управления организациями  часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

  • Количество критериев выбора.

 Если выбор  наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

  • Форма принятия решений.

 Лицом, осуществляющим  выбор из имеющихся альтернатив  окончательного решения, может  быть один человек и его  решение будет соответственно  единоличным. Однако в современной  практике менеджмента всё чаще  встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в  виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и “размывает” ответственность  за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

  • Способ фиксации решения.

 По этому  признаку управленческие решения  могут быть разделены на фиксированные, или документальные  (т.е. оформленные в виде какого либо документа  - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.        

  • Характер использованной информации.

В зависимости  от степени полноты и достоверности  информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

2 СПЕЦИФИКА  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

2.1 Принятие решений и менеджмент

Как известно, основными  составляющими любой организации являются: люди, входящие в ее состав; задачи, для решения которых создана данная организация; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Любая организация  функционирует во внешней среде. Из внешней среды она берет  ресурсы, необходимые для ее функционирования, и во внешнюю среду она отдает созданные ею продукты - результаты своей деятельности.

В соответствии с этой концепцией функционирование организации состоит из трех взаимосвязанных  процессов: получения ресурсов из внешней  среды; изготовления продукта ее функционирования; передачи продукта во внешнюю среду.

Область деятельности различных организаций достаточно разнообразна. Поэтому, естественно, в качестве ресурсов и продуктов могут выступать различные объекты.

Так, скажем, в  качестве ресурсов в зависимости  от области действия организации  могут выступать и сырье, и  комплектующие, и финансы, и персонал, и информация, и т. д.

Точно так же разнообразны и виды продуктов, которые  организация передает во внешнюю  среду.

Поддержание баланса  между этими тремя процессами, а также мобилизация внутреннего  потенциала организации для их реализации осуществляются с помощью менеджмента.

Это и определяет ту важную роль, которую играет менеджмент в современной организации.

Одной из главных  особенностей менеджмента и является выработка и принятие управленческих решений, представляющие собой самостоятельный  управленческий акт.

При принятии решения  менеджер использует весь имеющийся  у него опыт профессиональной работы, знания, результаты анализа конкретной ситуации.

Эффективное управленческое решение, как правило, является сплавом  профессионализма менеджера и его искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области принятия управленческих решений, принятие решений является одновременно и наукой, и искусством.

Решение, принимаемое  менеджером, всегда нацелено на перспективу, в будущее. Поэтому в момент принятия решения далеко не всегда с уверенностью можно предсказать результат предпринимаемого действия, в какой степени оно будет обеспечивать достижение цели, стоящей перед организацией.

Многое при  этом может зависеть от характера  изменения внешней или внутренней среды организации.

С одной стороны, может претерпеть изменения конъюнктура  рынка, может появиться принципиально  новая технология, позволяющая существенно  повысить качество и расширить функциональные возможности производимых изделий, может измениться спрос на продукцию, производимую организацией, могут появиться серьезные конкуренты и т. д.

Никто не может  гарантировать, что во время реализации решения не изменится законодательство, регулирующее деятельность организации, не появятся новые возможности для привлечения капитала, не расширятся или, наоборот, не сузятся международные контакты.

С другой стороны, перед организацией могут возникнуть либо новые проблемы, которые затруднят  реализацию решения, либо новые возможности, которые облегчают достижение поставленной организацией цели.

Будущее всегда содержит элемент неопределенности. Поэтому умение предвидеть ход событий  в области его профессиональной деятельности отличает профессионального  менеджера.

Чем выше профессионализм  менеджера, тем более эффективные  решения он принимает, тем выше процент  решений, приводящих к достижению поставленных целей.

Хороший менеджер никогда не уклоняется от решения  возникающих проблем.

Для менеджера-непрофессионала  характерны либо излишняя осторожность в принятии решений, когда, опасаясь за судьбу своей карьеры, он боится принять смелое, подчас единственно возможное решение, либо принятие легковесных, недостаточно оправданных управленческих решений без понимания реальных последствий, которые может повлечь за собой то или иное принятое решение.

Причиной таких  скороспелых решений является "смелость незнания".

Как справедливо  отмечается в работе, нередки случаи, когда менеджеры-непрофессионалы  стремятся принимать только положительные решения, которые могут способствовать их продвижению по службе, увеличению авторитета.

Решения, которые  могут оказаться "непопулярными", они стремятся передать либо на более  высокий, либо на более низкий иерархический  уровень, либо другим горизонтальным структурам.

Эффективное управление возможно, когда оно осуществляется профессиональным менеджером. Попытки уклонения от принятия решения редко приводят к эффективному управлению.

Страус, спрятавший голову под крыло, не защитит себя этим от надвигающейся опасности.

 

 

 

 

2.2 Особенности управленческих решений на малых                                             предприятиях

Информация о работе Управленческие решения