Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:24, реферат
Целью данной контрольной работы является изучение классификации управленческих решений, моделей принятия решений, определение программ и содержания анализа.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
дать определение управленческим решениям и рассмотреть их классификацию;
изучение моделей и методов управленческих решений;
разработка управленческого решения и анализ хозяйствования.
Введение
3
Классификация управленческих решений
5
Модели принятия решений
9
Определение программы и содержания анализа
15
Заключение
19
Список использованных источников
Математический метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. Лицо принимающее решение вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению, и критерии. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений.
Метод математического программирования хорошо работает при наличии четко сформулированной цели.
Решение ряда сложных управленческих проблем характеризуется тем, что многие из переменных, входящих в проблему, носят качественный, символический характер, или характер общих соображений, решение этих проблем в большинстве случаев основано на применении эвристических методов решения.
Эвристический метод решения состоит из трех основных частей: первая классифицирует тип проблемы, подлежащей решению, вторая разбивает большую проблему на меньшие проблемы, если большая или основная проблема не может быть решена, и третья направлена на применение соответствующей техники решения проблем.
В классическом применении эвристических программ для решения проблем создается библиотека приемов для решения соответствующих классов проблем. В общих чертах эвристический метод характеризуется следующим:
Если этого не происходит, то выделяются подпроблемы, которые классифицируются по типам и соответствующим методам решения, применяемым для каждого из этих типов. Если каждая из подпроблем может быть решена, то, следовательно, существует общее решение главной проблемы.
Если каждая подпроблема не может быть решена, то те проблемы, которые не могут быть решены, в свою очередь делятся на подпроблемы низшего класса, которые снова разбиваются на типы в соответствии с существующей техникой решения. Проведенная выше процедура решения может продолжаться до тех пор, пока:
Необходимо отметить, что эвристические методы решения не гарантируют получения решения управленческой проблемы во всех случаях. Кроме того, решение, которое может быть получено, необязательно будет оптимальным решением, поскольку целью метода является не столько выбор лучшего варианта из многих возможных, сколько нахождение решения путем использования того или иного известного метода. Вместе с тем, мы часто, сами, не подозревая того, применяем эвристические методы поиска решения, испытывая различные подхода к управленческой проблеме, разбивая ее на части и находя решения отдельных частей в случае, когда проблема целиком не поддается решению.
При разработке управленческих решений широкое использование находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.
Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.
Сценарии развития анализируемой ситуации, разрабатываемые специалистами, позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, определить картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация.
С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно осознать опасности, которые могут быть следствием неудачных управленческих воздействий или неблагоприятного развития событий.
Активизирующие методы имеют несколько вариантов практического использования. К активизирующим методам относятся две группы методов:
К психологическим методам относятся:
Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся:
Приведем краткую характеристику некоторых из этих методов.
Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила проведения конференции идей состоят в следующем:
Метод мозговой атаки основан на стимулировании мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником неосознанного появления блестящих идей. Базовые правила проведения мозговой атаки примерно такие же, как и в методе конференции идей. Отличия проявляются в сущности метода - решении двух задач:
Соответственно формируются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Группа генераторов идей состоит из 4-15 человек, но может быть и больше. Полезно включение в состав группы людей с богатым воображением, профессии которых далеки от решаемой проблемы. В процессе проведения мозгового штурма исключается оценка высказываемых идей, которая проводится позже группой аналитиков.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решаемой проблеме. Активизирующие вопросы для данного метода должны быть хорошо продуманы и составлены таким образом, чтобы они позволяли найти новые направления решения по поставленной задаче.
Теоретико-игровой метод применяется при большом объеме информации, трудности ее обработки и недостатке времени для решения проблемы. Этот метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Использование большого интеллектуального потенциала в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений, позволяет назвать эту систему плодотворной. Кроме того, после каждого сеанса игры теоретико-игровой метод позволяет вносить необходимые корректировки в модель системы управления - компьютерную модель организации.
Эта модель представляет собой набор следующих данных:
- банк данных по решениям в аналогичных ситуациях (в данной организации и других организациях).
Участники игрового сеанса вводят компьютер свои максимальные требования в соответствии с решаемой задачей. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания. Если по отношению к исходной модели данный вариант является невыполнимым, то участники получают рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения и внесения корректив процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего отрицательного решения по данной проблеме.
Поскольку любая формальная модель организации обедняет ее содержательный аспект и не в полной мере учитывает особенности развития, опыт профессионального руководителя служит дополнительным источником корректировки модели.
Анализ занимается конкретными познаниями процессов хозяйствования и соединяет формальную схему теории принятия решения с конкретной сущностью решаемой проблемы. Анализ имеет в процессе управления экономикой более широкую область применения, чем теорию принятия управленческих решений, поэтому разработка управленческого решения и анализ хозяйственной деятельности усиливают воздействие друг друга качество управленческой работы.
Программа и содержание анализа определяются особенностями исследуемого объекта и целевыми установками. Объектом анализа может быть объединение, предприятие, цех, участок, бригада, рабочее место, любая служба предприятия.
В содержание анализа входят:
К целям анализа могут быть отнесены:
Задачей анализа может быть определение места предприятия в ходе проведения сравнения. В наше время всё чаще задачей анализа становится оценка реальной эффективности перехода на новые формы труда и управление (аренда, создание технопарков, научных инкубаторов и т.д.).
Сроки проведения и завершения анализа зависят, прежде всего, от предельного срока, когда должно быть принято решение. При этом полезно зарезервировать время на доработку аналитической записки в ходе работ «аналитик- лицо принимающее решение», на оценку вариантов или подготовку новых вариантов, на само обдумывание принятого решения.
Работу по непосредственному проведению анализа целесообразно поручать отдельным специалистам или создавать исследовательские группы типа временных творческих коллективов. В необходимых случаях издаётся распоряжение, где следует отразить конечные результаты рабочего плана анализа, указать руководителя группы, утвердить рабочий план-график проведения работ и состав группы. Качество анализа во многом зависит от полноты и качества используемой информации.
Оценка сложившейся ситуации. Сюда входят характеристики основных показателей в сравнении с показателями аналогичных предприятий, изменение показателей, характеристика положения предприятия на рынке, степень использования ресурсов и производственного потенциала в целом. Далее раскрываются причинно-следственные связи. Следует учесть, что на экономические показатели влияет большое число факторов. Например, на производительность труда – более пятисот. При изучении факторов аналитики стремятся разделить их на зависящие и независящие от данного объекта (внешние и внутренние), постоянно действующие и случайные. Анализ влияния различных факторов ведётся как изолированно, так и во взаимосвязи. В зависимости от цели выявляются факторы первого, второго,…, n-порядка.