Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:24, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение классификации управленческих решений, моделей принятия решений, определение программ и содержания анализа.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
дать определение управленческим решениям и рассмотреть их классификацию;
изучение моделей и методов управленческих решений;
разработка управленческого решения и анализ хозяйствования.

Содержание

Введение
3
Классификация управленческих решений
5
Модели принятия решений
9
Определение программы и содержания анализа
15
Заключение
19
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по управленческим решениям.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Математический метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. Лицо принимающее решение вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению, и критерии. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений.

Метод математического программирования хорошо работает при наличии четко сформулированной цели.

Решение ряда сложных управленческих проблем характеризуется тем, что многие из переменных, входящих в проблему, носят качественный, символический характер, или характер общих соображений, решение этих проблем в большинстве случаев основано на применении эвристических методов решения.

Эвристический метод решения состоит из трех основных частей: первая классифицирует тип проблемы, подлежащей решению, вторая разбивает большую проблему на меньшие проблемы, если большая или основная проблема не может быть решена, и третья направлена на применение соответствующей техники решения проблем.

В классическом применении эвристических программ для решения проблем создается библиотека приемов для решения соответствующих классов проблем. В общих чертах эвристический метод характеризуется следующим:

  1. Определяется главная проблема.
  2. Определяется тип главной проблемы.
  3. Применяется соответствующая техника решения проблем, 
    которая может подойти для данного типа проблем.

Если этого не происходит, то выделяются подпроблемы, которые классифицируются по типам и соответствующим методам решения, применяемым для каждого из этих типов. Если каждая из подпроблем может быть решена, то, следовательно, существует общее решение главной проблемы.

Если каждая подпроблема не может быть решена, то те проблемы, которые не могут быть решены, в свою очередь делятся на подпроблемы низшего класса, которые снова разбиваются на типы в соответствии с существующей техникой решения. Проведенная выше процедура решения может продолжаться до тех пор, пока:

  • решение проблем на всех уровнях не позволит получить решения главной проблемы;
  • не устанавливается, что главная проблема или известная ее часть в принципе неразрешимы.

Необходимо отметить, что эвристические методы решения не гарантируют получения решения управленческой проблемы во всех случаях. Кроме того, решение, которое может быть получено, необязательно будет оптимальным решением, поскольку целью метода является не столько выбор лучшего варианта из многих возможных, сколько нахождение решения путем использования того или иного известного метода. Вместе с тем, мы часто, сами, не подозревая того, применяем эвристические методы поиска решения, испытывая различные подхода к управленческой проблеме, разбивая ее на части и находя решения отдельных частей в случае, когда проблема целиком не поддается решению.

При разработке управленческих решений широкое использование находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.

Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

Сценарии развития анализируемой ситуации, разрабатываемые специалистами, позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, определить картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация.

С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно осознать опасности, которые могут быть следствием неудачных управленческих воздействий или неблагоприятного развития событий.

Активизирующие методы имеют несколько вариантов практического использования. К активизирующим методам относятся две группы методов:

  • методы психологической активизации;
  • методы подключения новых интеллектуальных источников.

К психологическим методам относятся:

  • конференции идей;
  • методы мозговой атаки;
  • методы вопросов и ответов.

Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся:

  • теоретико-игровой метод;
  • метод наставничества;
  • работа с консультантами.

Приведем краткую характеристику некоторых из этих методов.

Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила проведения конференции идей состоят в следующем:

  • запрещается любая критика;
  • ограничивается число участников (4-12 человек);
  • формулируется 1-2 независимые друг от друга задачи;
  • ограничивается время обсуждения (30-50 минут);
  • ведется запись всех без исключения предложений.

Метод мозговой атаки основан на стимулировании мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником неосознанного появления блестящих идей. Базовые правила проведения мозговой атаки примерно такие же, как и в методе конференции идей. Отличия проявляются в сущности метода - решении двух задач:

  • генерирования новых идей;
  • анализ и оценка предложенных идей.

Соответственно формируются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Группа генераторов идей состоит из 4-15 человек, но может быть и больше. Полезно включение в состав группы людей с богатым воображением, профессии которых далеки от решаемой проблемы. В процессе проведения мозгового штурма исключается оценка высказываемых идей, которая проводится позже группой аналитиков.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решаемой проблеме. Активизирующие вопросы для данного метода должны быть хорошо продуманы и составлены таким образом, чтобы они позволяли найти новые направления решения по поставленной задаче.

Теоретико-игровой метод применяется при большом объеме информации, трудности ее обработки и недостатке времени для решения проблемы. Этот метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Использование большого интеллектуального потенциала в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений, позволяет назвать эту систему плодотворной. Кроме того, после каждого сеанса игры теоретико-игровой метод позволяет вносить необходимые корректировки в модель системы управления - компьютерную модель организации.

Эта модель представляет собой набор следующих данных:

  • законодательные акты;
  • справочные данные;
  • имитационная модель организации;
  • методики экономического расчета и прогнозирования;

- банк данных по решениям в аналогичных ситуациях (в данной организации и других организациях).

Участники игрового сеанса вводят компьютер свои максимальные требования в соответствии с решаемой задачей. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания. Если по отношению к исходной модели данный вариант является невыполнимым, то участники получают рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения и внесения корректив процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего отрицательного решения по данной проблеме.

Поскольку любая формальная модель организации обедняет ее содержательный аспект и не в полной мере учитывает особенности развития, опыт профессионального руководителя служит дополнительным источником корректировки модели.

 

  1. Определение программы и содержания анализа

Анализ занимается конкретными  познаниями процессов хозяйствования и соединяет формальную схему  теории принятия решения с конкретной сущностью решаемой проблемы. Анализ имеет в процессе управления экономикой более широкую область применения, чем теорию принятия управленческих решений, поэтому разработка управленческого решения и анализ хозяйственной деятельности усиливают воздействие друг друга качество управленческой работы.

Программа  и содержание анализа определяются особенностями  исследуемого объекта и целевыми установками. Объектом анализа  может быть объединение, предприятие, цех, участок, бригада, рабочее место, любая служба предприятия.

В содержание анализа  входят:

    1. Выдача заданий на проведение анализа. Инициатива проведения анализа чаще всего исходит от руководителя. Если вы и есть лицо принимающее решение, то необходимо ориентироваться на то, в какой мере полученные результаты могут быть использованы для принятия решений.  Лицо принимающее решение, зная классификацию и возможность аналитиков или специалистов, временно привлекаемых к этой работе, поручает им соответствующую работу. Иногда анализ проводится в плановом или инициативном порядке. Но в этих случаях необходим конкретный заказчик на предприятии, заинтересованный в данной работе.
    2. Уяснение и согласование целей и задач анализа, сроков выполнения, определение круга специалистов, участвующих в проведении анализа и т. п. Важным моментом является уточнение и согласование сроков проведения анализа, составлением для этого линейного или сетевого графика, определение формы, в которой результаты анализа будут представлены лицом принимающим решение.

К целям анализа могут  быть отнесены:

    • оценка положения предприятия на внутреннем и внешнем рынке;
    • жёсткость конкуренции по выпускаемым и заменяемым изделиям;
    • оценка ёмкости рынка, прогноз на будущее, степень соответствия производственных мощностей и производственного потенциала в целом ёмкости рынка;
    • объективная оценка достигнутых предприятием и его коллективом результатов;
    • оценка формирования портфелей заказов и выполнения обязательств;
    • оценка напряжённости планового задания;
    • целесообразность проведения мероприятий по техническому перевооружению, расширению или реконструкции производства.

Задачей анализа может  быть определение места предприятия  в ходе проведения сравнения. В наше время всё чаще задачей анализа становится оценка реальной эффективности перехода на новые формы труда и управление (аренда, создание технопарков, научных инкубаторов и т.д.).

Сроки проведения и завершения анализа зависят, прежде всего, от предельного срока, когда должно быть принято решение. При этом полезно зарезервировать время на доработку аналитической записки в ходе работ «аналитик- лицо принимающее решение», на оценку вариантов или подготовку новых вариантов, на само обдумывание принятого решения.

Работу по непосредственному  проведению анализа целесообразно  поручать отдельным специалистам или создавать исследовательские группы типа временных творческих коллективов. В необходимых случаях издаётся распоряжение, где следует отразить конечные результаты рабочего плана анализа, указать руководителя группы, утвердить рабочий план-график проведения работ и состав группы. Качество анализа во многом зависит от полноты и качества используемой информации.

    1. Получение оценки сложившейся ситуации, изучение причинно-следственных связей объекта, степени и направлений влияния отдельных факторов; оценка эффективности функционирования объекта и его важнейших показателей.

Оценка сложившейся  ситуации. Сюда входят характеристики основных показателей в сравнении с показателями аналогичных предприятий, изменение показателей, характеристика положения предприятия на рынке, степень использования ресурсов и производственного потенциала в целом. Далее раскрываются причинно-следственные связи. Следует учесть, что на экономические показатели влияет большое число факторов. Например, на производительность труда – более пятисот. При изучении факторов аналитики стремятся разделить их на зависящие и независящие от данного объекта (внешние и внутренние), постоянно действующие и случайные. Анализ влияния различных факторов ведётся как изолированно, так и  во взаимосвязи. В зависимости от цели выявляются факторы первого, второго,…, n-порядка.

    1. Выяснение условий, благоприятствующих действию факторов, положительно влияющих на результаты деятельности объекта.
    2. Определение условий, отрицательно влияющих на эти результаты; поиск вариантов решения, обеспечивающих улучшение деятельности анализируемого объекта. В деятельности любого анализируемого объекта могут быть и положительные и отрицательные моменты. Они могут касаться объекта в целом или его отдельных элементов. Даже на самом плохом предприятии можно найти эффективно работающие производства (или работников). Это особенно важно для нового директора, который хочет детально разобраться  в производстве. Таким образом, в ходе анализа ведётся поиск резервов, которыми располагает производство, и выявляются потери.
    3. Составление вариантов решения.
    4. Подготовка одного или нескольких вариантов решения для представления руководителю.

Информация о работе Управленческие решения