Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ).
Содержание
Введение 4
1 Транснациональные финансово-промышленные группы: сущность и предпосылки создания. 6
1.1 Предпосылки создания транснациональных финансово-промышленных групп 6
1.2 Транснациональные финансово-промышленные группы 7
1.3 Формы существования транснациональных финансово-промышленных групп СНГ 8
2 Нормативно-правовая база деятельности транснациональных финансово-промышленных групп СНГ. 13
3 Роль финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций в формовании рыночной экономки на примере стран СНГ 16
3.1 Целесообразность формирования финансово-промышленных групп 16
3.2 Примеры транснациональных финансово-промышленных групп 19
3.3 Меры государственного содействия и пути создания транснациональных финансово-промышленных групп СНГ 22
Заключение 24
Список использованных источников 25
Горизонтальная "банковская" ФПГ с инвестиционной компанией в центре. В отличие от банковских ФПГ с подконтрольным промышленным конгломератом, горизонтальные группы имеют четко выраженную отраслевую направленность. В качестве цели создания горизонтальных "банковских" групп декларируется, прежде всего, восстановление сотрудничества между предприятиями одной (конкретной) отрасли, и как следствие, повышение их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке по производству и реализации определенного вида продукции или услуг. На финансовый институт возлагаются задачи не только по обслуживанию участников объединения, но и по привлечению значительных денежных потоков для финансирования их инвестиционных проектов и программ. Примером такой ФПГ служит Транснациональная финансово-промышленная группа «Аэрофин». Ее базовыми организациями являются авиакомпании "Саха-авиа", "Байкал" и "Белавиа" (Беларусь), а также "Внуковский авиаремонтный завод 400" и "Авиаремонтный завод № 406 ГА" (Казахстан). Специфика группы в том, что ее центральная компания Международная Финансовая корпорация "АЭРОФИН" не учреждалась специально, а была уполномочена договором на ведение общих дел. Одной из основных задач создания ФПГ "Аэрофин" является налаживание лизинговых отношений между участниками объединения. Главная идея сводится к следующему. Ремонтные заводы располагают готовыми к эксплуатации двигателями, но у авиакомпаний нет средств для их приобретения. Финансовые ресурсы аккумулируются в центральной компании, которая кредитует ремонтные заводы, они передают центральной компании отремонтированные двигатели, а она передает их в лизинг авиакомпаниям. Двигатели передаются по лизингу при условии, что авиакомпании в состоянии предъявить в качестве залога определенное количество акций МФК «Аэрофин». Лизинговые платежи производятся авиакомпаниями из своих доходов.
Среди официально зарегистрированных транснациональных ФПГ, основанных на кооперационных связях с предприятиями Белоруссии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Молдавии и Латвии, можно отметить такие группы, как «Нижегородские автомобили», «Транснациональная алюминиевая компания» («ТаНАКо»), Транснациональная финансово-промышленная группа «Славянская бумага» и др., действующие в сферах ТЭК, химической, металлургической и атомной промышленности, целлюлозно-бумажного производства и производства химических волокон.
Если транснациональная ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной). В этом случае особенности ее создания, деятельности и ликвидации устанавливаются указанными соглашениями. Среди межгосударственных ФПГ можно назвать «Электронные технологии» (соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 28 августа 1998 г.) и "Интерагроинвест" (соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 16 октября 1998 г.) и др.
Практически все промышленно развитые мировые державы проводили активную политику поддержки финансово-промышленного кооперирования. Анализ проблем, возникающих при формировании и деятельности ТФПГ СНГ, позволяет предложить следующие меры государственного содействия в этой области:
передать в доверительное управление центральной компании ТФПГ закрепленные за государством пакеты акций участников группы;
предоставить инвестиционные кредиты и иные финансовые средства для реализации проектов ТФПГ;
обеспечить государственные гарантии для привлечения в ТФПГ инвестиционных ресурсов;
предусмотреть для банков – участников ТФПГ, осуществляющих инвестиционную деятельность, налоговые льготы, дать им право снижать нормы обязательного резервирования и изменять другие обязательные нормативы;
предоставить участникам ТФПГ возможность ускоренной амортизации оборудования с направлением накопленных средств на деятельность ТФПГ;
создать условия для внедрения системы консолидированного учета в ТФПГ СНГ, включая подготовку на межгосударственном уровне рекомендательных законодательных актов по методологии ведения консолидированного учета, отчетности и баланса;
зачесть убытки, понесенные участниками при определении налогооблагаемой прибыли центральной компании;
обеспечить нормативно-правовую базу для формирования при центральных компаниях ТФПГ целевых фондов, предназначенных для реализации приоритетных программ и проектов СНГ;
предусмотреть учреждение в ТФПГ фондов медицинского и социального страхования и занятости с обязательными отчислениями, производимыми предприятиями-участниками;
предоставить центральной компании при приобретении на инвестиционных конкурсах акций участника ТФПГ возможность зачета задолженности в объем предусмотренных условиями конкурса инвестиций;
установить упрощенный порядок открытия счетов и предоставления кредитов банками – участниками ТФПГ предприятиям-нерезидентам;
подготовить на межгосударственном уровне рекомендательные законодательные акты об инвестиционных, страховых, лизинговых, трастовых, факторинговых и других фирмах.
Многие из перечисленных мер государственной поддержки продекларированы на различных уровнях, но на практике, к сожалению, не применяются.
В практической работе можно идти двумя путями в зависимости от специфики ТФПГ, состава участников и необходимых мер содействия:
- во-первых, подготовка межправительственного соглашения по вопросам создания и деятельности конкретной ТФПГ, в котором урегулированы законодательные, организационные и иные препятствия, оговариваются предоставляемые льготы и иные согласованные меры содействия на государственном и межгосударственном уровнях. Такие ТФПГ можно назвать межгосударственными ;
- во-вторых, подготовка и подписание учредительных документов, минуя стадию заключения межправительственного соглашения. В этом случае либо используются типовые, предусмотренные национальным законодательством льготы и меры государственного содействия, либо на национальных уровнях выпускаются дополнительные нормативно-правовые акты.
В данной курсовой работе были изложены основные аспекты транснациональных финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству РФ, рассмотрена нормативно-правовая база и роль ФПГ в формировании рыночной экономики.
ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.
Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного.
Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д.
1. А.В. Александров. Информационное обеспечение корпоративного управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Екатеринбург, 2010.
2. В.И. Крылов. Пути восстановления положительного рейтинга России в инвестиционной сфере. "Внешнеэкономический бюллетень" 1/2010.
3. В.Д. Андрианов. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якубин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России. Российский экономический журнал, 2010 г.
5. З.М. Окрут, Р.В. Окрут, Н.И. Шевченко. Современные стратегии ТНК в мировом хозяйстве: вопросы теории и практики транснационализации стран переходной экономики. Москва, 2009.
Информация о работе ФПГ как результат концентрации капитала и производства