Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 15:13, курсовая работа
Исходя из этого, целью данного исследования является рассмотрение типов решений, принимаемых управляющими, используемых способов, научных методов повышения эффективности этого процесса, а также анализ основных факторов, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- изучить природу процесса принятия решений, а также дать характеристику основных этапов процесса принятия решений;
Введение ………………………………………………………………….……...3
1. Процесс принятия решений……………………………………….……….…5
1.1. Природа процесса принятия решений ……………………………….……5
1.2. Основные этапы процесса принятия решений ……………………….….10
2. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений……16
2.1. Личностные оценки руководителя ………………………………………..16
2.2. Среда принятия решения…………………………………………………...20
2.3. Информационные и поведенческие ограничения ………………………..26
2.4. Отрицательные последствия и взаимозависимость решений …………...29
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы ……………………………………………………………...33
Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.
Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Послужной список каждого может показать, как они воспринимают и реагируют на проблемы. Согласно одному исследованию, руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют20. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. Как указано выше, от способа обмена руководителя с подчиненными информацией в значительной мере зависит поведение последних. Подобным образом может иметь место точка зрения, по которой «проблемы — это плохо», ибо гораздо важнее «хорошо выглядеть». Люди могут усваивать такую позицию от своих коллег.
Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяжении долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом, менеджер может решить поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддержал выдвинутый менеджером проект. Таким образом, установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому21. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров и, возможно, снизится производительность.
Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходится выносить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации. Пример: нарушение закона или этических норм. В подобных случаях, когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать как ограничения.
В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных22. Если, к примеру, организация решает перевести штаб-квартиру в другой штат, она должна также принять решения о том, как компенсировать перемещение работникам, кто определит — покупать или не покупать новую мебель, кого нанимать на новые должности и вакансии в результате перебазирования, заставят ли законы о налогообложении в другом штате менять процедуры бухгалтерского учета и т.п.
Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом — на отделах сбыта и маркетинга.
Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т.е. видеть «всю картину», зачастую и становятся кандидатами на повышение23.
Заключение
Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Считая организацию инструментом управления, специалисты по теории управления начиная с М. Вебера прямо связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Внимание специалистов к этой проблеме объясняется тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.
Принятие решений в каждой
конкретной организации имеет
свои особенности. Одной из основных
функций руководителя
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает личностные оценки руководителя, а также степень полноты и достоверной информации, которой он располагает. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы руководителей и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений. Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
Список литературы
1 Дафт Р. Управленческие решения. Секреты успеха. М., 1999. С. 12.
2 Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. М.: МГАГП, 1998. С. 26.
3 Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 32.
4 Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. С. 47.
5 Сироткина И.В. Модель принятия решений // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. 2008. № 2. С. 59.
6 Цит. по: Сироткина И.В. Модель принятия решений. С. 62.
7 Надцель - это цель, которая позволяет решить конкретно взятую проблему таким образом, чтобы она никогда больше не возникала, и данным решением выводит предприятие на принципиально новый уровень развития. Благодаря надцели с помощью одного решения можно разрешить множество проблем.
8 Дафт Р. Управленческие решения. Секреты успеха. С. 43.
9 Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Банки и биржи, 1994. С. 69.
10 Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 83.
11 Сироткина И.В. Модель принятия решений. С. 64.
12 Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. С. 86.
13 Аглицкий И. Методы принятия управленческих решений // Финансовая газета. 2005. № 35. С. 34.
14 Ременников В.В. Разработка управленческого решения. С. 75.
15 Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ "Экмос", 1998. С. 118.
16 Горский П. Современные методы принятия решений на уровне высшего менеджмента // Финансовая газета. 2006. № 36. С. 48.
17 Ременников В.В. Разработка управленческого решения. С. 94.
18 Горский П. Современные методы принятия решений на уровне высшего менеджмента. С. 51.
19 Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. С. 127.
20 Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000. С. 129.
21 Дафт Р. Управленческие решения. Секреты успеха. С. 64.
22 Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. С. 107.
23 Горский П. Современные методы принятия решений на уровне высшего менеджмента. С. 53.
Информация о работе Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений