Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Менеджмент»
Реферат
по дисциплине «Управление
человеческими ресурсами»
на тему:
«Факторы, определяющие
эффективность методов мотивации при
управление человеческими ресурсами»
Выполнила:
студентка группы ФГуп 2-13
Шабинарова К.М.
Научный руководитель:
Чуванов А.Г.
г. Москва
2012 г.
Оглавление
Введение
В
настоящее время управление персоналом
представляет сложную систему теорий,
правил и закономерностей. Изучение этих
аспектов имеет огромное значение при
выборе тактики и стратегии управления
организацией. Персонал в любой организации
является ее неотъемлемой частью, организация
не может существовать без людей, а как
следствие из этого – что-то производить,
добиваться своей цели в деятельности.
Управление персоналом, прежде всего,
базируется на принципах заинтересованности
сотрудников организации работать на
нее, на достижение неких целей. Именно
поэтому, сегодня актуально изучение принципов
и методов эффективной мотивации персонала.
Сейчас мы имеем неограниченную свободу
в выборе того или иного способа организации
управления, но чтобы не повторять ошибки,
известные из международного опыта, при
выборе основы для создания структуры
организации, нужно очень тщательно отнестись
к анализу принципов мотивации в управлении.
Объектом
исследования в настоящей работе выступает
механизм мотивации персонала, так как
именно анализ этого механизма дает нам
возможности вариации в выборе наиболее
эффективной для некой отдельно взятой
организации технологии управления. Как
уже упоминалось выше, вся система управления
организацией строится на стремлении
к достижению поставленных целей, а для
этого нужна слаженная работа, сотрудничество
руководящих органов и рядовых сотрудников,
которые и достигаются за счет эффективной
мотивации персонала. От степени заинтересованности
в выполнении своих обязанностей зависит,
прежде всего, производительность труда.
Именно система управления отвечает за
то, чтобы трудовая деятельность персонала
была максимально эффективна для данной
организации в конкретных условиях. При
этом основным инструментом служит мотивация
сотрудников. Эффективное управление
невозможно без понимания мотивов и потребностей
человека и правильного использования
стимулов к труду.
1.Понятие
мотивации
Почему некоторые люди в одних и тех же
условиях работают с интересом и удовольствием,
а другие ворчат и недовольны? Почему для
получения высокого результата одного
человека нужно похвалить, а другому больше
заплатить? Что движет человеком, что побуждает
его к активной деятельности?
Мотивация
– это процесс побуждения человека к деятельности
для достижения целей. Также мотивацию
можно определить как структуру, систему
мотивов деятельности и поведения субъекта.
Цель – это желаемый продукт деятельности.
Влияние мотивации на поведение человека
зависит от множества факторов, оно очень
индивидуально и может меняться под воздействием
мотивов и обратной связи с деятельностью
человека.
Рис.
1. Взаимосвязь понятий мотивации
Мотив – это совокупность внутренних
побуждений к активности, основанных,
в основном, на осознаваемых или неосознаваемых
потребностях, на интересе, на представлениях
о ценностях. Мотив – это то, что вызывает
определенные действия человека, его внутренние
и внешние движущие силы. Как правило,
человек совершает действия под воздействием
ряда мотивов, представляющих собой их
диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий
мотив непостоянны, на их сущность влияет
внешняя среда и особенности личности.
Мотив определяет, что и как надо делать
для удовлетворения потребностей человека.
Мотивы поддаются осознанию, и человек
может воздействовать на них, усиливая
или приглушая их действие, а в некоторых
случаях устраняя их из своих движущих
сил.
В процессе мотивации выделяют
четыре основных этапа.
Возникновение потребности.
Разработка стратегии и поиск
путей удовлетворения потребностей.
Определение тактики деятельности
и поэтапное осуществление действий.
Удовлетворение потребности
и получение материального или духовного
вознаграждения.
Потребности – это нужда в чем-то,
объективно необходимом для поддержания
жизнедеятельности и развития организма,
личности и социальной группы. Различают
биологические и социальные потребности.
Важное значение в удовлетворении
потребностей имеют стимулы. Стимул –
это побуждение к действию или причина
поведения человека. Различают четыре
основные формы стимулов.
Принуждение.
Материальное поощрение.
Моральное поощрение.
Самоутверждение.
2.
Современные теории мотивации
Различные теории психологического
и организационно-экономического направления
в изучении мотивации можно разделить
на две группы:
содержательные теории мотивации,
основывающиеся на идентификации внутренних
побуждений личности (потребностей), которые
заставляют людей действовать так, а не
иначе (теории А.Маслоу, Ф. Герцберга и
др.);
процессуальные теории мотивации
— это более современные теории, базирующиеся
в первую очередь на определении того,
как ведут себя люди с учетом воспитания
и познания (теория ожидания, теория справедливости
и модель мотивации Портера — Лоулера).
2.1.
Иерархическая теория потребностей Маслоу.
Содержательные теории мотивации,
или иерархия потребностей по Маслоу.
Маслоу из всего разнообразия потребностей
выделяет пять:
· физиологические потребности;
· потребности в безопасности
и уверенности в будущем;
· социальные потребности (принадлежность
к коллективу, поддержка в коллективе
и т.д.);
· потребность в уважении;
· потребность самовыражения.
По теории Маслоу, все потребности
можно расположить в виде строгой иерархической
структуры. Этим он хотел показать, что
потребности нижнего уровня требуют удовлетворения
и, следовательно, влияют на поведение
человека быстрее, чем на мотивации начнут
сказываться потребности более высокого
уровня.
Значит, если вы руководитель,
то вам нужно решить, какие активные потребности
движут людьми. Поскольку со временем
эти потребности меняются, нельзя рассчитывать
на то, что мотивация, подействовавшая
один раз, будет эффективно «работать»
все время.
Однако теория Маслоу имеет
свои недостатки. Видимо, четкой идеи ступенчатой
иерархической структуры потребностей
не существует. Не получила полного подтверждения
и концепция наиважнейших потребностей.
Удовлетворение какой-либо одной потребности
не приводит в качестве фактора мотивации
деятельности человека к автоматическому
задействованию потребностей следующего
уровня.
В теории Маслоу не учтены и
индивидуальные отличия людей, а ведь
руководитель должен знать, что предпочитает
тот или иной сотрудник в системе вознаграждений:
разные люди любят разные вещи.
2.2. Теория потребностей Мак Клелланда.
Представители этой теории
основное внимание уделяют потребностям
высшего уровня, которых выделяют три
типа — власть, успех и причастность:
- потребность власти — желание
воздействовать на других людей. Оно не
обязательно присутствует у рвущихся
к власти карьеристов. Это, скорее всего,
проявляется у энергичных работников,
стремящихся отстаивать свои позиции;
- потребность успеха удовлетворяется
не провозглашением успеха конкретного
человека, что лишь подтверждает его статус,
а процессом доведения работы до успешного
завершения;
- потребность в причастности
схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.
2.3. Двухфакторная теория Герцберга.
Во второй половине 50-х годов
Фредерик Герцберг разработал модель
мотивации, основанную на потребностях.
Он выделил две категории факторов:
- гигиены — это политика фирмы,
условия работы, заработок, межличностные
отношения и степень непосредственного контроля за работой;
- мотивации — это успех, продвижение
по службе, признание и одобрение результатов
работы, высокая степень ответственности
и возможность творческого и делового
роста.
Теория мотивации Герцберга
имеет много общего с теорией Маслоу. Его
мотивации сравнимы с потребностями высшего
уровня по Маслоу.
2.4. Процессуальные теории мотивации.
В рамках процессуальных теорий
анализируется то, как человек распределяет
свои усилия для достижения конкретных
целей и как он выбирает конкретный вид
поведения. Процессуальные теории не оспаривают
существования потребностей, но считают,
что поведение людей определяется не только
ими, но и социальными мотивами. Существуют
три основные процессуальные теории мотивации:
теория ожиданий, теория справедливости
и модель Портера — Лоулера.
В идеале основная мысль теории
ожиданий состоит в надежде человека на
то, что выбранный им тип поведения приведет
к удовлетворению желаемого. Ожидание
— оценка личностью вероятности определенного
события. Теория ожидания подчеркивает
важность трех взаимосвязей:
- затрат труда — результатов;
- результатов — вознаграждения;
- вознаграждения — валентности
(удовлетворенности вознаграждением).
Лайман Портер и Эдвард Лоулер
разработали комплексную процессуальную
теорию мотивации, включающую элементы
теории ожидания и теории справедливости
(модель Портера-Лоулера), т.е. в их модели
фигурирует пять переменных: затраченные
усилия, восприятие, полученные результаты,
вознаграждение, степень удовлетворения.
Согласно модели Портера —
Лоулера, результаты, достигнутые сотрудником,
зависят от приложенных им усилий, способностей
и характерных особенностей, а также от
осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь
зависит от ценности вознаграждения, а
также от того, насколько человек верит
в существование прочной связи между затратами
усилий и возможным вознаграждением. Достижение
требуемого уровня результативности может
повлечь как внутренние, так и внешние.
Удовлетворение - это результат внешних
и внутренних вознаграждений с учетом
их справедливости. Удовлетворение является
мерилом того, насколько ценно вознаграждение
на самом деле. Эта оценка будет влиять
на восприятие человеком будущих ситуаций.
Вывод состоит в том, что результативный
труд доставляет удовлетворение. Ученые
считают, что чувство хорошо выполненной
работы вызывает удовлетворение собой
и, по-видимому, способствует повышению
результативности труда. Практика управления
подтверждает эту мысль: высокая результативность
является причиной полного удовлетворения,
а не следствием его.
В связи с тем, что существуют
различные пути мотивации, менеджер должен:
- во-первых, установить набор
критериев (принципов), которые наиболее
сильно влияют на поведение сотрудника.
Эти критерии, сведенные воедино, формируют
у него какую-то свою, личную, философию,
представляющую собой основу для выбора им своего поведения;
- во-вторых, создать атмосферу,
благоприятную для мотивации рабочих;
- в-третьих, активно общаться
со своими сотрудниками, поскольку для
того, чтобы работник был полностью мотивирован
и работал с полной отдачей (эффективно),
он должен четко себе представлять, что
от него ждут.
3.
Факторы, определяющие эффективность
мотивации.
Мотивация — побуждение к действию;
динамический процесс физиологического
и психологического плана, управляющий
поведением человека, определяющий его
направленность, организованность, активность
и устойчивость; способность человека
деятельно удовлетворять свои потребности.
Впервые термин «мотивация»
употребил А. Шопенгауер в статье «Четыре
принципа достаточной причины». Мотивация
— это широкий круг явлений, побуждающих
человека к деятельности .
Сегодня этот термин
понимается разными учеными по-своему.
Например, мотивация, по В.К. Вилюнасу,
это совокупная система процессов, отвечающих
за побуждение и деятельность .
Система мотивации
может быть представлена как
комплекс мер, направленных на
побуждение человеческих ресурсов
предприятия к реализации максимального
объема высшей деятельности с
целью их эффективного использования
и развития в интересах организации.
Иными словами, система мотивации
— это инструмент управления
человеческими ресурсами организации.
Трехуровневая система
мотивации представлена на рис. 1, она представляет
собой комплекс взаимодействующих характеристик,
позволяющих структурировать положительные
факторы деятельности, создающие привлекательность
для организации в целом и должности в
частности.
Рис. 1. Три уровня системы мотивации
В современных научных концепциях
исследуются основные инструменты мотивации,
действующие на каждом из трех уровней
системы мотивации.