Финансовая стратегия банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Приоритетный характер данной стратегии определяется тем, что финансовая деятельность является основным направлением работы любых типов кредитных организаций. Это отражается во всех аспектах их функционирования:
как субъект предпринимательства банк выступает на рынке в качестве финансового посредника;
основным местом работы банка является финансовый рынок;
основными видами реализуемой продукции банка выступают финансовые услуги и финансовая информация;
основной контингент сотрудников банка составляют специалисты в области финансовой деятельности.

Содержание

1. Основы стратегии финансового менеджмента в банковском деле 3
2. Основные направления финансовой стратегии банка 5
2.1. Политика поддержания текущей ликвидности. 5
2.2. Процентная политика. 8
2.3. Эмиссионная политика. 9
2.4. Депозитная политика. 10
2.5. Кредитная политика. 11
2.6. Фондовая политика. 12
2.7. Дивидендная политика. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

    Недостатки:

  • высокая капиталоемкость, определяемая стоимостью компьютерной техники, программных средств и подготовки будущих пользователей;
  • высокая чувствительность программных продуктов к регулярным и малопрогнозируемым изменениям параметров внешней среды, неизбежным в условиях нестабильной экономики.

     Рекомендации  по применению: Подход целесообразен для крупнейших банковских корпораций и финансовых холдингов, действующих в условиях относительно стабильной внешней среды. Они, как правило, имеют не только мощный финансовый потенциал, но и доступ к источникам экономической и политической информации, закрытым для более мелких структур.

    1. Процентная  политика.

     Целью процентной политики выступает определение  стратегического подхода к управлению диапазоном процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам. Роль рассматриваемой политики в финансовой стратегии банка определяется местом банка на финансовом рынке как финансового посредника, основным источником доходов которого выступает процентная маржа. Решения, принятые руководством банка в части верхней границы диапазона далее отражаются в соответствующих задачах кредитной и фондовой политик. Аналогично, решения по нижней границе диапазона учитываются при формировании депозитной и эмиссионной политик. Кроме того, от общего направления избранного подхода во многом зависят как текущие, так и перспективные позиции банка на обслуживаемых рынках. При формировании данной политики руководство кредитной организации может выбрать один из четырех подходов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

     ПЕРВЫЙ  ПОДХОД связан с общей ориентацией  банка на увеличение диапазона.

     Принцип реализации: Подход предполагает чаще всего сокращение процентной ставки по привлекаемым ресурсам (например, за счет выпуска низкодоходных ценных бумаг или снижения доходности депозитов), поскольку удорожание банком кредитных  ресурсов даже в усло виях малоконкурентной среды способно резко сократить  клиентскую ба зу.  

     Преимущество: возможность существенного удешевления  привлеченных финансовых ресурсов, следовательно, увеличения процентного диапазона и общей массы полученной банком прибыли.

     ВТОРОЙ  ПОДХОД связан с общей ориентацией  банка на уменьшение диапазона. Принцип реализации: в отличие от первого подхода, диапазон может уменьшаться в любом из следующих трех вариантов:

  • увеличение процентной ставки по привлекаемым ресурсам;
  • уменьшение процентной ставки по размещаемым ресурсам;
  • одновременное сближение обеих границ процентного диапазона.

     ТРЕТИЙ  ПОДХОД связан с общей ориентацией  банка на гиб кое и оперативное  манипулирование процентными ставками.

     Принцип реализации: Подход предполагает использование  конъюнктурного метода ценообразования  на все предлагаемые услуги. Ориентируясь на прогнозы маркетологов, банк оперативно меняет величину процентных ставок на различных сегментах рынка, стремясь максимально приблизить их к ожидаемым изменениям спроса.

     Преимущество: Подход позволяет обеспечить оптимальное соотношение процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам с учетом текущей конъюнктуры спроса и предложения. В современных условиях зарубежные банки часто используют специальные математические модели, существенно повышающие эффективность и оперативность механизмов ценообразования.

     ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией  банка на манипулирование процентным диапазоном в целом.

     Принцип реализации: Подход предполагает необходимость  использования механизма плавающих  процентных ставок по всем заключаемым  банком договорам на проведение долгосрочных и среднесрочных операций (как  активных, так и пассивных).

    1. Эмиссионная политика.

     Целью эмиссионной политики является определение  стратегических приоритетов при  организации работы банка как  эмитента или заемщика на рынке ценных бумаг. Успешная реализация данной политики призвана обеспечить решение следующих прикладных задач:

  • последовательное увеличение собственного капитала как фактора, определяющего рыночные возможности, а также общий имидж;
  • увеличение объемов средств, привлеченных на условиях, обеспечивающих возможность их последующего рентабельного размещения.

     Эмиссионная политика банка должна включать несколько стратегических подходов, определяемых на вариантной основе.

     ПЕРВЫЙ  ПОДХОД связан с определением приоритетного  вида выпускаемых банком ценных бумаг.

     ВТОРОЙ  ПОДХОД связан с определением приоритетной для конкретного банка категории  покупателей выпущенных ценных бумаг . На первый взгляд, он противоречит сложившимся традициям работы на открытом фондовом рынке. Осуществляя эмиссию акций или проводя облигационный займ, эмитент должен обеспечить равные условия для любых покупателей. Однако в отечественных условиях стратегический подход, предполагающий ориентацию на массовую клиентуру, могут позволить лишь крупные банки . Величина их собственного капитала позволяет не опасаться угроз перехвата контрольного пакета акций или потери финансовой независимости в результате сосредоточения в руках одного кредитора долговых ценных бумаг на слишком большую сумму.

     ТРЕТИЙ  ПОДХОД связан с определением приоритетного  для конкретного банка порядка  размещения выпускаемых ценных бумаг.

    1. Депозитная  политика.

     Целью депозитной политики является определение стратегических приоритетов при организации работы на рынке банковских депозитов. Успешная реализация данной политики призвана обеспечить решение следующих прикладных задач:

  • по коммерческому направлению деятельности - перманентное расширение постоянной клиентуры банка;
  • по финансовому направлению - увеличение общего объема финансовых ресурсов, привлеченных на выгодных для банка условиях.

     Депозитная  политика банка должна включать несколько стратегических подходов, определяемых на вариантной основе.

     ПЕРВЫЙ  ПОДХОД связан с определением приоритетных для конкретного банка клиентских групп. Принцип реализации: Вариант предполагает открытие сверхдоходных счетов ограниченной категории вкладчиков для решения задач другого направления финансовой деятельности. В этом случае кредитная организация вообще не заинтересована в рынке депозитных операций. Ее основные интересы сосредоточены на традиционных формах обслуживания юридических лиц - как правило, корпоративных структур со значительным годовым оборотом. Для привлечения клиентов банк открывает эксклюзивные депозитные счета собственникам и топ - менеджерам этих предприятий, а также оказывает им другие услуги (кредитование, налоговый консалтинг и т.п.) на льготной основе.

     ВТОРОЙ  ПОДХОД связан с определением приоритетных для конкретного банка методов  привлечения клиентов. Принцип реализации: Вариант предполагает использование наиболее простого метода привлечения клиентуры, а именно поддержания процентных ставок по всем видам депозитных счетов на уровне, опережающем среднерыночный. Естественно, что такая стратегическая ориентация не исключает необходимости дифференцировать эти ставки, обеспечивая более выгодную для банка структуру депозитов. Оперируя преимущественно ценовыми методами, банк обычно не предлагает вкладчикам каких-либо бесплатных сопутствующих услуг, либо оказывает их исключительно VIP -клиентам. Реализация такой стратегии часто сопровождается активной рекламной компанией, рассчитанной на массовую аудиторию.

     ТРЕТИЙ  ПОДХОД связан с определением приоритетного  для конкретного банка метода управления процентной ставкой.

    1. Кредитная политика.

     Профильной специализацией именно как кредитного учреждения. Большинство первых европейских банков в XII - XIII веках выросли из ростовщических домов и сохранили их приоритетную ориентацию на выдачу денег в рост, т.е. в ссуду. В процессе формирования научного подхода к организации работы банка одним из первых объектов стратегического менеджмента стала его кредитная деятельность. При этом была определена общая цель управления - обеспечение рационального соотношения доходности и надежности ссудного портфеля, под которым понимается совокупность ссуд, выданных банком на расчетный момент времени. Как и по другим направлениям финансового менеджмента, данное соотношение всегда имеет индивидуальный характер, т.е. определяется специалистами кредитной организации с учетом конкретных внешних и внутренних условий ее функционирования. Непосредственное формирование и контроль над практической реализацией кредитной политики является одной из двух базовых функций Кредитного комитета банка.

     При формировании кредитной политики современных  российских банков необходимо учитывать  специфику отечественного рынка  ссудных капиталов:

  • структура платежеспособного спроса на кредитные услуги банков не позволяет ориентироваться на традиционные для зарубежных банков пропорции между основными частями ссудного портфеля;
  • для кредитной политики российских банков характерно особое внимание к такому принципу кредитования, как обеспеченность ссуд;
  • доля работающих активов, используемая для формирования кредитного портфеля, несколько ниже, чем в зарубежных банках.
    1. Фондовая  политика.

     Данная  политика выступает вторым направлением финансовой стратегии кредитной  организации, определяющим приоритеты ее работы на рынке ценных бумаг. Банки не только выступили их первыми массовыми эмитентами, но и первыми ввели в оборот само понятие фондового портфеля как совокупности вложений в ценные бумаги на расчетный момент времени, одновременно сформулировав важнейший принцип управления им – необходимость диверсификации соответствующих вложений.

     Общая цель рассматриваемого направления финансовой стратегии во многом похожа на аналогичную цель по управлению ссудным портфелем и определяет необходимость обеспечения рационального соотношения не только его доходности и надежности, но также и ликвидности. По аналогии с кредитной политикой, фондовая политика должна включать ряд стратегических подходов и приоритетов, отражающих не только общую методологию управления фондовым портфелем, но и специфику отечественного фондового рынка.

    1. Дивидендная политика.

     Целью данного направления финансовой стратегии является обеспечение  относительного баланса финансовых интересов банка как хозяйствующего субъекта и его акционеров. В большинстве  отраслей нарушение этого требования возможно чаще всего лишь в одну сторону, а именно в пользу собственников, заинтересованных в максимизации своих  доходов. В такой ситуации предприятие  через непродолжительное время  неизбежно начинает утрачивать свои рыночные позиции из-за недостатка средств дл я финансирования собственного развития. В банковском секторе экономики более вероятна противоположенная ситуация, когда баланс финансовых интересов нарушается в пользу кредитной организации. Это определяется наличием противоречий в интересах крупных и мелких акционеров. В иных сферах предпринимательской деятельности подобные противоречия отсутствуют, поскольку и крупные, и мелкие акционеры в равной степени заинтересованы в высоких дивидендах . В крупных акционерных банках в этом заинтересованы лишь мелкие акционеры, чаще всего – физические лица. Акционеры, контролирующие крупные пакеты акций, за редким исключением сегодня представлены юридическими лицами, т.е. предприятиями самых разных отраслей экономики. Большинство из них заинтересованы в получении своей части дохода не в традиционной (дивиденды), а в натуральной форме – посредством получения льготных услуг по профилю данного банка.

Информация о работе Финансовая стратегия банка