Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В связи с переходом к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала.
Понимание основных концепций финансового менеджмента, равно как и методик его применения, стало необходимостью для руководителей и администраторов системы здравоохранения, врачей, сестер, фармацевтов, заведующих отделениями, всех тех, кто участвует в процессе управления финансами. Снижение времени госпитализации, мероприятия, направленные на уменьшение стоимости лечения, уменьшение государственных ассигнований требуют активной деятельности всех работников здравоохранения, которые должны полностью осознавать то, как их решения отразятся на расходах и стоимости, связанных с обеспечением медицинских услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах управления……………………………………………………………...4
Международный опыт финансового менеджмента…………………………4
Российский опыт финансового менеджмента……………………………….6
Проблемные вопросы финансового менеджмента………………………….7
Цели и задачи финансового менеджмента…………………………………..9
Показатели оценки качества финансового менеджмента………………...10

Глава 2. Финансовый менеджмент в здравоохранении……………………….13
2.1 Понятие, содержание и функции финансового менеджмента……………13
2.2 Управление финансами в государственном здравоохранении как основная задача финансового менеджмента……………………………………………...15
2.3. Структура финансового менеджмента в здравоохранении………………18
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Все-таки курсач)))готов!!!!!.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

- анализ экономических  факторов, влияющих на мобилизацию  финансовых ресурсов;

- анализ доходов  и расходов финансовых средств  (в отрасли, в органах управления, территориальных фондах обязательного  медицинского страхования (ТФОМС), в страховых медицинских организациях (СМО));

- определение  приоритетов при выделении текущего  финансирования;

- определение  приоритетов при выделении перспективного  финансирования (инвестирования): внедрение  новых медицинских технологий, создание  и обновление основных фондов, обучение специалистов;

- программирование  эффективного использования ресурсов.

2. Мобилизация  финансовых ресурсов:

- управление  финансовыми ресурсами (наличными,  безналичными, дебиторской и кредиторской  задолженностями);

- оптимизация  сборов целевых взносов;

- использование  различных форм наполнения финансовых  ресурсов;

3. Распределение  финансовых ресурсов:

- определение  оптимального способа финансирования  в реальных условиях функционирования  субъекта (ссуда, дотация, кредит, субвенция, субсидия);

- определение  адекватной политики (методики ценообразования)  и прогнозирование динамики объема  предоставляемых медицинских услуг  (в течение года, в течение нескольких  лет в зависимости от внедрения  новых медицинских технологий, реорганизации  структуры коечного фонда и  др.);

4. Аудит использования  финансовых ресурсов:

- финансовый  контроль;

- оценка эффективности  финансовых планов (бюджета);

- обеспечение  управленческого учета. Неоднородность  составляющих элементов финансовой  системы, их структурное разнообразие (особенно финансовых ресурсов  и источников), широкие взаимодействия  между ними и с внешней средой  значительно усложняют процесс  управления. В частности, разносторонний  характер источников финансирования  здравоохранения в настоящее  время требует многовариантности  финансового менеджмента, предполагающего  использование как стандартных  приемов управления, так и умение  оценить конкретную финансовую  ситуацию, принять верное управленческое  решение.

2.3 Структура финансового менеджмента в здравоохранении

Формирование  рыночных отношений в здравоохранении  потребовало внедрения финансового  менеджмента - науки управления финансами  для достижения стратегических и  тактических целей.

Отметим основные его функции в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ):

1) обеспечение  текущей финансово-хозяйственной  деятельности, поддержание существующей  структуры и технологии предоставления  медицинских услуг;

2) формирование  оптимальной структуры ЛПУ и  внедрение новых медицинских  технологий;

3) обеспечение  социальной защищенности сотрудников.

Важно знать  и технологические этапы финансового  менеджмента в здравоохранении:

1) анализ информации: макро и микроэкономических показателей,  правовой, бухгалтерского учета  (управленческого и финансового);

2) составление  финансового плана (бюджета): выбор  финансовых методов и инструментов; определение соотношения источников  финансирования; выбор методики  ценообразования тарифов на медицинские  услуги; разработка и утверждение  экономических нормативов, нормативов  по объему и структуре медицинских  услуг в соответствии с территориальными  классификаторами:

3) прогнозирование  финансовых результатов: по объему  медицинских услугу по доходам,  по расходам, по затратам и  эффективности исследования ресурсов:

4) исполнение  финансового плана (бюджета): мобилизация  ресурсов; расходование финансовых  средств:

5) контроль  за исполнением финансового плана:  предварительный; текущий; последующий.

Анализ макроэкономических факторов, влияющих на мобилизацию  финансовых ресурсов в здравоохранении, включает в себя анализ валового внутреннего  продукта субъекта Федерации, показателей  инфляции, занятости и безработицы, совокупного спроса и предложения; фискальной политики; финансового рынка  и денежной политики.

При анализе  макроэкономических факторов системы  здравоохранения, влияющих на формирование и исполнение бюджета следует  учитывать:

- спрос и  предложение медицинских услуг;

- ценообразование;

- рынок ресурсов: медицинские учреждения; медицинские  кадры; лекарства и вакцины;  медицинская техника; энергетические; финансовые;

- сегментацию  рынка по группам потребителей: сформированные предпочтения; демографическая  характеристика; заболеваемость населения;

- производство  и издержки: ассоциированные услуги (стационарные, амбулаторно-поликлинические,  скорая и неотложная помощь); специализированные  услуги; системы оплаты труда;  эффективность затрат ресурсов (выпуск  медицинских услуг на единицу  ресурсов).

С переходом  к рыночной экономике употребляются  все чаще и чаще термины «финансовый» и «управленческий» учет, хотя в  законодательных и нормативных  актах Российской Федерации такого разделения не существует. Управленческий учет -  это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, интерпретация  и передача информации, необходимой  для управления объектом.

Если в бухгалтерском  учете формируется информация (в  большей степени для внешних  потребителей) о текущих расходах и доходах организации, о дебиторской  и кредиторской задолженностях, состоянии  источников финансирования и т.д., то в системе управленческого учета (внутреннего) накапливается и используется прежде всего информация об издержках  производства, которые являются одним  из основных объектов

Актуальны и  расчеты между структурными подразделениями  внутри лечебно-профилактического  учреждения, когда создается система  трансфертного ценообразования, также  представляющая собой объект управленческого  учета. Эта цена используется при  расчетах между внутренними структурными подразделениями за предоставляемые  друг другу услуги (лабораторные анализы, диагностические манипуляции и  др.).

Руководство лечебно-профилактического  учреждения должно само устанавливать  периодичность и состав внутренней отчетности, которую тоже можно отнести  к объектам управленческого учета.

Таким образом, термин «управленческий учет» необходимо понимать в широком смысле. По сути, управленческий учет - это система  управления, интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая их достижению единой цели.

При составлении  финансового плана (бюджета) можно  использовать классификатор финансовых ресурсов здравоохранения, представленный в табл. 1.

По данным анализа  макро и микроэкономической информации, финансового и управленческого  учета рассчитываются и утверждаются основные нормативы деятельности органов  и учреждений здравоохранения (табл. 2).

При планировании и прогнозировании финансовых результатов  деятельности необходимо учитывать  показатели использования ресурсов, объема медицинских услуг, финансовых средств в динамике. В связи  с этим встает проблема методического  характера - как оценивать структурные  сдвиги в ресурсах и медицинских  услугах. Для этого мы предлагаем использовать метод «КВАНТ», суть которого состоит в том, что различные  виды ресурсов и медицинской помощи получают количественную оценку в условных единицах, величина которых эквивалентна их стоимостным значениям.

 

Таблица 1. Классификатор  финансовых ресурсов здравоохранения

 

Виды ресурсов

Планируемая структура поступлений

 

1. Централизованные денежные средства

Территориальный орган управления здравоохранения

Учреждение

 

1.1. Бюджет

     

денежные средства (на неработающих);

     

взаимозачеты

     

ценные бумаги

     

1.2. Средства ОМС на территории

     

1.3. Средства вышестоящего бюджета

     

(субсидии, субвенции, ссуды, дотации)

     

1.4. Средства вышестоящего фонда  ОМС

     

(субвенции)

     

1.5. Внебюджетные целевые фонды

     

2. Децентрализованные денежные  средства

     

2.1. Финансовые ресурсы предприятий  и

     

учреждений всех форм собственности

     

2.2. Средства добровольного медицинского

     

страхования

     

2.3. Платные услуги

     

2.4. Доходы от инвестирования

     

2.5. Доходы от приватизации

     

2.6. Доходы от аренды (имущественная, финансовая)

 

 

 

 
 
 

2.7. Прочие

     

2.7.1. Гуманитарная помощь

     

2.7.2. Спонсорирование

     

2.7.3. Благотворительность

     

2.7.4. Ссудные средства международных инвесторов

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Основные нормативы деятельности органов  и учреждений здравоохранения

Вид финансирования

Фонд оплаты труда

Медикаменты и расходные материалы

Питание

Хозяйственные расходы

Твердый и мягкий инвентарь

функция койки

Средние сроки лечения

Посещение в расчете на медицинского работника

 

1. Смета

+

+

+

+

+

+

+

+

 

2.Законченный случай лечения

+

+

+

+

+

 

+

+

 

3.Подушевой

+

+

+

+

+

       

4. По койко-дню

+

+

+

+

+

+

+

   

5.За амбулаторное посещение

+

+

 

+

+

 

+

   

6. За медицинские услуги (калькуляция)  стоимости

+

+

+

+

+

 

+

   

 

Однако финансовому  менеджменту присуща не только распределительная  функция, но и контрольная. Финансовый контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке системой органов государственной власти и органов местного самоуправления. В ходе финансового контроля проверяются:

а) соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности;

б) экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий по созданию, распределению и использованию  финансовых ресурсов.

Содержание  финансового контроля составляют:

- проверка выполнения  финансовых обязательств перед  государством (а также органами  местного самоуправления);

- проверка правильности  использования денежных ресурсов, находящихся в хозяйственном  ведении или оперативном управлении  в учреждении (бюджетные и собственные  средства, банковские ссуды, внебюджетные  и иные средства);

- проверка соблюдения  правил совершения финансовых  операций, расчетов и хранения  денежных средств учреждениями;

- выявление  внутренних резервов, возможностей  более эффективного и экономного  использования материальных и  денежных средств, проведение  углубленного экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности;

- устранение  и предупреждение нарушений финансовой  дисциплины.

Можно выделить следующие виды финансового контроля:

· по времени  проведения:

· а) предварительный (проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию  денежных ресурсов);

· б) текущий (контроль в процессе совершения денежных операций);

· в) последующий (контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций);

· по степени  обязательности:

· а) обязательный (в силу требований законодательства, а также по решению компетентных государственных органов);

· б) инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов);

· в зависимости  от контролирующих органов:

· а) контроль, проводимый контрольным управлением  Президента:

· б) проводимый представительными органами государственной  власти и местного самоуправления;

Информация о работе Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах управления